Фото: РИА Анонсы

В школьном завтраке за 70 рублей стоимость товаров — 30

10-ки миллионов экономных рублей раз в день отправляются в бачки для пищевых отходов в школьных столовых. С 1 сентября 2020 года в Рф вступил в силу закон о жарком питании для исходных классов в согласовании с инициативой президента.

Любой денек в СМИ и соц сетях возникают бессчетные жалобы на слипшиеся макароны, жидкую кашу и какао, микроскопичные котлеты практически без мяса, также на то, что родителям закрыты способности для контроля за качеством питания, а детям не разрешают даже сфотографировать меню.

Главы регионов организуют проверки, в Приморском крае губернатор уже уволил ответственных за этот «фронт» работ. Путин поручил своим полпредам в федеральных окрестностях смотреть за питанием школьников, Роспотребнадзору «не слезать с темы» и проводить внеплановые проверки школ и поставщиков товаров для контроля свойства питания. Глава Роспотребнадзора Анна Попова уже к 15 ноября обязана представить 1-ый доклад, полпреды доложат о результатах к 30 ноября.

При всей данной нам чиновничьей активности на итог возлагать не приходится. Ничего не поменяется, даже если с присущей системе тягой к ручному управлению встать с секирой над каждым поваром школьной столовой.

Поэтому что сварить кашу из топора можно лишь в притче.

Сходу опосля озвученного президентом в собственном послании Федеральному Собранию намерения накормить всякого младшеклассника бесплатным жарким завтраком партия «Яблоко» предупреждала, что в процессе подготовки к запуску проекта необходимо модернизировать не только лишь школьные пищеблоки, да и архаичную и неэффективную экономику школьного питания. По другому в детской тарелке остается совершенно ничтожная толика выделенных средств, а питаться за этот счет будет огромное количество людей и структур, никак не подпадающих под категорию учеников исходной школы.

Фото: РИА Анонсы

Я уже писала ранее, что слыша пафосные речи про заботу о детях, астрономические суммы, выделяемые на бесплатное питание, следует разделять и пафос и суммы как минимум на два.

Потому что половина либо наиболее от выделяемых средств уйдет не детям, а бизнесу и, как ни феноминально, возвратится назад в бюджет.

Дело в том, что раз в год возрастает количество школ, организующих питание на базе аутсорсинга, другими словами при помощи компаний общепита, через заключение с ними контракта и передачу на критериях аренды помещения школьных столовых.

По данным Роспотребнадзора, приведенным в муниципальном докладе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Русской Федерации в 2019 году» таких было «47,7% от полного количества дневных общеобразовательных организаций, 19 434 школы».

По условиям контракта предприятие обязано оплачивать аренду помещений, коммунальные расходы, косметический ремонт помещений, ремонт вентиляции, водопровода и канализации, приобретение и ремонт холодильников, торгово-технологического оборудования и мебели. К этому необходимо добавить фонд оплаты труда поваров, кухонных рабочих, бухгалтеров и административного персонала, налоги, которые платит предприятие.

Не считая того, и само право аренды продается на торгах иногда за весьма высшую стоимость. Всю совокупную сумму, которая оформлена в виде торговой наценки, допустимой и утвержденной местными властями как учредителями школ, предприятие разложит в каждую детскую порцию.

Наценка доходит иногда до 150% и, таковым образом, содержимое тарелки миниатюризируется наиболее чем вдвое.

В завтраке стоимостью 70 рублей фактически продукты составят наименее 30 рублей. Думаю, не хватит способностей людского воображения, чтоб при сегодняшних ценах представить настоящий, жаркий и смачный завтрак либо обед (!) (в случае обучающихся во вторую смену школьников) на такую сумму, даже и при всей искусности поваров!

Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС

Средства, не попавшие в детскую тарелку, уходят из нее 2-мя потоками. Один — бизнесу: ресурсоснабжающим компаниям в оплату услуг ЖКХ, компаниям, продающим мебель и оборудование, оказывающим услуги по ремонту и т.п., и самому предприятию общепита на фонд оплаты труда работников и прибыль. А 2-ой поток возвратится в бюджеты различных уровней: налоги, которые заплатит данное предприятие общепита и платежи за покупку права аренды и за саму аренду.

Администрирование данной нам перегонки экономных средств тоже происходит не безвозмездно и конфискует свои копеечки.

Не спасти, но значительно поправить ситуацию может быть. Для этого необходимо до минимума, без утрат эффективности компаний, понизить торговую наценку.

Передача помещений школьных пищеблоков кормящей организации в безвозмездное использование, оплата учредителем коммунальных расходов школьных столовых, закупка оборудования для кухни и мебели для столовой в государственную собственность с передачей в оперативное управление школе могут значительно ее понизить и возвратить средства в тарелки деток.

На данный момент, когда формируются бюджеты на новейший денежный год, еще можно все это успеть предугадать.

Это программа-минимум для того, чтоб минимизировать позор от провала социально важного проекта. А вот чтоб спасти ситуацию, дальше следует провести реальную модернизацию системы школьного питания, в базе которой должны быть три кита: твердые антимонопольные меры, обеспечивающие высшую конкурентнсть в данной нам сфере, вынесение на конкурсные процедуры не продажу права аренды, а модель организации питания, и роль родителей в отборе фаворитов конкурса и неизменный родительский контроль за организацией питания деток.

Фаворитами в таком конкурсном отборе должны становиться те, кто за установленную подушевую сумму предложит самый настоящий, здоровый, современный, учитывающий наибольший набор требований (ассортимент, размер порций, витаминизацию, выбор блюд, шведский стол, учет особенностей здоровья деток и пр.) вариант организации питания.

Фото: Донат Сорокин / ТАСС

На необходимость «проработки инноваторских форм питания, пересмотра сложившихся стереотипов организации школьного питания» не так давно указал и Роспотребнадзор. В вышеупомянутом муниципальном докладе отмечена «неувязка невостребованности обучающимися предлагаемого питания — его высококачественных черт, формы, организации». Проведенное ведомством анкетирование старшеклассников выявило предпосылки недовольства: «недостаток времени на прием еды (57,2%), скученность деток в столовой, что не содействует формированию положительных чувств во время приема еды (42,7%), остывшая еда (68,3%), однообразие рациона и невозможность выбора блюд по желанию (47,2%)». Младшеклассников не спросили, но они почаще всего сетуют на те же происшествия.

С абсолютной уверенностью можно утверждать, что пока не будут пересмотрены базы неэффективной экономики и архаичной организации русского школьного питания, никакие проверки на самом высочайшем уровне не посодействуют поменять содержимое тарелки школьника.

Умудренные опытом люди молвят, что плохо, когда на кухне две хозяйки. Происходящее на школьной кухне страны указывает, как плохо когда на ней совершенно нет владельца, а только приглашенный наемный повар да полпред, требующий от повара из килограмма мяса создать 10 кг фарша.

Для модернизации школьной кухни нужна модернизация политической системы страны, поэтому что с сегодняшней властью очевидно каши не сваришь.

Читать подробнее на novayagazeta.ru

Добавить комментарий