Ведомству Даниила Егорова предстоит оценить реалистичность предложений, прозвучавших в Совете Федерации. Фото агентства «Москва»

Находить облагаемую базу будут всюду – от электрического кошелька до дачного домика

Русские власти готовят для населения самое мощное увеличение налогов в постсоветской истории. В длинноватом перечне предложений – увеличение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ), повышение налога на добавленную стоимость (НДС), также увеличение собираемости налогов за счет контроля электрических переводов людей и отслеживание цены их имущества. Таковой план увеличения налогов дискуссировался в среду в Совете Федерации.

В текущем году налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ понижаются, уделяют свое внимание в Совете Федерации (СФ). Там в процессе парламентских слушаний «О доп источниках налоговых доходов бюджетов» бюрократы и ученые находили пути увеличения налоговых поступлений в бюджет. Что броско, все предложения в главный собственной массе касались людей. Экономисты и законотворцы для заполнения бюджета дают смотреть за электрическими кошельками и банковскими счетами россиян, сопоставлять стоимость имущества и доходов, также увеличивать ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) с 13% для тех, кто зарабатывает выше 50 тыс. руб. за месяц.

В текущем году доходы федерального бюджета значительно снизились, увидел в среду глава экономного комитета СФ Анатолий Артамонов в процессе слушаний на тему «О доп источниках налоговых доходов бюджетов экономной системы РФ». «Вы понимаете, в которых критериях оказались бюджеты субъектов РФ? За прошедший период 2020 года их налоговые доходы сократились на 4,5% по сопоставлению с 2019 годом. Посильнее всего падение идет по налогу на прибыль – около 14%. С доходами федерального бюджета еще ужаснее, они снизились практически на 15%», – произнес сенатор, отметив, что при таком падении поступлений в бюджеты нужен поиск новейших доходных источников.

Он также направляет внимание на рост налоговых расходов. «Согласно главным фронтам налоговой политики на 2021–2023 годы, налоговые расходы, под которыми понимаются выпадающие доходы бюджетов из-за предоставления налоговых льгот, увеличатся в 2021 году на 7% по сопоставлению с текущим годом и составят 4,3 трлн руб.», – сказал сенатор, указывая на необходимость отмены неэффективных льгот.

Невзирая на общее понижение, поступления по отдельным налогам растут. Так, в Федеральной налоговой службе (ФНС) обещают, что по итогам года поступления НДФЛ в экономную систему РФ по итогам 2020 года будут на 5–6% выше, чем в докризисном 2019 году. О этом в процессе парламентских слушаний сказал замглавы ФНС Дмитрий Вольвач. Бюрократ также считает, что по итогам года поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в федеральный бюджет окажутся на уровне 2019 года. Поступления от нашумевшего так именуемого налога на самозанятых по итогам года составят 2–2,5 миллиардов руб. Такую оценку в среду отдал замминистра денег РФ Алексей Сазанов. По итогам прошедшего года поступления составили около 1,7 миллиардов руб.

«Это (налоговый режим для самозанятых. – «НГ») и борьба с теневой занятостью, так как подавляющее большая часть самозанятых лиц в истинное время в первый раз встали на учет в налоговых органах и стали платить налоги», – произнес Сазонов. Вообщем, трудно именовать победой над теневой занятостью доп 300 млн руб. в бюджет.

Понижение налоговых поступлений в казну принуждает находить новейшие источники пополнения бюджета. Фактически, это и сделалось темой прошедших в среду парламентских слушаний. А именно, в аналитическом управлении аппарата СФ, представившем свои предложения на слушания, рекомендуют «усилить налоговый контроль в отношении нерадивых налогоплательщиков, преднамеренно скрывающих налоговую базу по НДФЛ». В особенности его предлагается усилить для тех, кто совершает сделки в соц сетях, и тех, кто не регится в качестве самозанятого.

Не считая того, как надо из документа, предлагается несколько направлений увеличения поступлений по НДФЛ. Во-1-х, следует заняться анализом банковских выписок и содержания электрических кошельков физлиц «с целью выявления доходов, приобретенных от реализации продуктов, оказания услуг, выполнения работ, по которым не задекларирован доход и не уплачен налог». Во-2-х, предлагается сопоставлять доходы людей и их расходы «в части превышения цены зарегистрированных на их объектов неподвижного имущества и тс над задекларированным доходом за крайние три года». Другими словами предлагается ассоциировать движимое и неподвижное имущество хозяев с их официальными доходами.

Обладателям элитной недвижимости придется
обосновывать свою состоятельность документально.
Фото PhotoXPress.ru

Очередное предложение от аппарата СФ – трансформировать курортный сбор в туристский сбор и распространить его на всю местность страны. Не считая того, наделить субъекты РФ правом самостоятельного решения о внедрении такового налога. Как сообщается, это целенаправлено «в целях развития туристической инфраструктуры и расширения налоговой базы». Достаточно хвалебное решение с учетом того, что ветвь терпит убытки из-за коронакризиса, а русское население продолжает оскудевать.

Подобные предложения звучат в целом умопомрачительно с учетом того, что в том же документе также отмечается, что «в Рф увеличение муниципальных расходов при одновременном увеличении налоговой перегрузки тормозит экономический рост». «Прошедший мировой кризис показал, что более резвое восстановление темпов роста экономики было достигнуто в тех странах, где налоговая перегрузка в кризисные периоды понижалась», – замечают в аппарате СФ.

Свои предложения по повышению налоговых поступлений представило и научное общество. Например, управляющий департамента публичных денег Денежного института при правительстве Светлана Солянникова дает расширить список подакцизных продуктов. Она рекомендует включить туда предметы роскоши. «Применительно к русской реальности в качестве предметов роскоши, облагаемых акцизами, можно разглядывать как ювелирные изделия, изделия из натурального меха и натуральной кожи, так и дорогостоящие часы, обувь, одежку, телефоны, бытовую технику, электронику класса Luxure, предметы антиквариата», – перечисляет она.

Очередное предложение ученых из Денежного института – налогообложение трансграничных переводов физлиц. По данным Центробанка, в нашей стране наблюдается отрицательное сальдо по трансграничным переводам физлиц. «Суммы перечислений из РФ превосходят суммы поступлений в РФ», – объясняет Солянникова. «В данной связи представляется экономически обоснованным налогообложение данных переводов, так как комиссию за переводы получает лишь коммерческий банк или платежные системы, осуществляющие операции. Налогоплательщиками будут физлица, осуществляющие трансграничные переводы из Рф, налоговая база может рассчитываться как сумма перечислений, налоговые ставки – до 0,1%, дифференцированные зависимо от страны, куда осуществляется перевод», – ведает экономист, полагая, что поступления от такового сбора превысят 603 млн руб. в квартал.

Солянникова также лицезреет необходимость в увеличении на 1–1,5% ставки НДС на 2022–2025 годы. По ее воззрению, увеличение ставки обязано иметь «определенный период деяния», а конкретно – на время ликвидации последствий коронакризиса и восстановления устойчивых темпов экономического роста. Не считая того, продолжает она, нужна также оптимизация оснований для внедрения пониженной ставки НДС, а именно, сокращение списка продовольственных продуктов, облагаемых по пониженной ставке, до товаров первой необходимости.

В то же время ученый подчеркивает: «В истинное время отсутствуют условия для существенного роста налоговых доходов бюджетов без вреда для экономики страны. Аспектом при определении новейших источников налоговых доходов бюджетов обязано стать малое негативное воздействие на темпы экономического роста и настоящие доходы населения».

В Институте экономики РАН в рамках предложений по поиску доп источников налоговых доходов дают поменять режимы налогообложения главных фискальных сборов РФ, также «введение новейших налогов, нацеленных на вербование к налогообложению имеющихся в экономике доходов, которые пока интенсивно не задействованы в этом процессе».

А именно, по НДФЛ нужно возвратиться к вопросцу о переходе к прогрессивному налогообложению доходов физлиц для большей части налогоплательщиков, молвят ученые.

Например, дают экономисты, ставка 13% будет применяться к годичным облагаемым доходам до 600 тыс. руб., ставка в 15% к доходам в интервале 600 тыс. руб. – 3 млн руб., ставка 20% – к доходам в интервале 3–5 млн руб. и ставка 25% к доходам, превосходящим 5 млн руб. «При всем этом нужно применение данной шкалы по принципу глобального дохода с включением в него доходов налогоплательщика, приобретенных из всех источников», – подчеркивают в Институте экономики, полагая, что эта мера дозволит привлечь к налогообложению «высокодоходные группы населения». Заметим, эта мера подразумевает увеличение НДФЛ до 15% для тех, кто получает выше 50 тыс. руб. за месяц.

Собираемость налогов в Рф равномерно вырастает. «За 5 лет поступления в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды выросли на 39%», – направляет внимание директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович. Главная задачка в рамках роста собираемости налогов – не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес, а напротив, обеспечить ее понижение и провоцировать компании к «обелению», продолжает она. «В критериях кризиса, в том числе в целях сохранения налоговой базы, в большинстве государств начали использовать пониженные ставки по налогам», – гласит Алехнович.

Из-за сложностей с наполняемостью бюджета полностью ожидаемо возникновение предложений, направленных на увеличение фискальной составляющей нашей налоговой системы, замечает публичный омбудсмен по налогам Миша Орлов. «Нужно осознавать, что предложения, связанные с конфигурацией налогового законодательства, в особенности в части увеличения налоговых сборов, могут нанести вред экономике, восстанавливающийся опосля пандемии», — показывает он.

Эксперт колеблется в эффективности предложений ученых по развитию прогрессивной шкалы налогообложения. «Все нацелено на то, чтоб платить выше нынешних 13% стали не только лишь богатые с доходом наиболее 5 млн рублей в год, да и так именуемый средний класс, чьи доходы составляют от 600 тыс. до 5 млн рублей в год. Это может привести к росту «сероватых» и «темных» зарплат, предстоящему падению доходов, сокращению покупательской возможности населения и увеличению расходов на администрирование этого процесса», — считает Орлов, полагая, что большая часть предложений больше носят популистский нрав.

Поиски новейших источников экономных доходов в целом оправданы. «Заместо запланированного профицита в 1%, в текущем году недостаток бюджета может добиться 4,4% из-за кризиса и понижения нефтяных котировок», — направляет внимание 1-ый вице-президент «Опоры Рф» Павел Сигал. «В критериях падения цены нефти элитам приходится находить новейшие источники пополнения бюджета, и на этом фоне увеличение собираемости доходов физлиц видится логичным, правда, может нарушить десятилетиями формировавшийся внегласный консенсус меж элитами и гражданами: сверхдоходы и сверхрасходы элит до этого не подвергались проверке, равно как и микродоходы и микрорасходы людей обычно оставались в тени», — отмечает член генерального совета «Деловой Рф» Алим Бишенов.

Большая часть предложений со стороны Совета Федерации в сегодняшних критериях смотрятся непонятными и противоречат логике налоговой системы, направленной на объединение доходов в федеральной казне, считает шеф-аналитик ТелеТрейд Петр Пушкарев. «Что касается анализа банковских выписок и содержания электрических кошельков людей с целью выявления доп источников доходов, то на мой взор подобные объемы данных навряд ли могут быть правильно обработаны. К тому же не понятны основания, на которых эти данные должны предоставляться, как будет учитываться налогооблагаемая база», — рассуждает он.

В свою очередь, увеличение НДС стукнет по всей цепочке товарооборота и услуг. «Соответственно на планах властей по восстановлению экономического роста можно будет запамятовать в наиблежайшие 5 лет», — резюмирует Пушкарев.

Меж тем, в пресс-службе Министерства денег РФ сказали «НГ», что на данный момент в ведомстве не рассматривается вопросец доп увеличения налоговой перегрузки. «Парламентские слушания «О доп источниках налоговых доходов бюджетов» проходят раз в год в рамках экономного процесса, и содержат в себе в том числе дискуссию экспертного общества и обсуждение разных предложений», — отмечает пресс-служба Минфина.

Добавить комментарий