10 и 21 апреля 2020 года Мэром Москвы С.Собяниным были изданы Указы, соответственно, № 42-УМ и № 47-УМ. Этими указами были внесены конфигурации и дополнения в Указ от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О внедрении режима завышенной готовности». Конфигурации, в частности, задели того, что с 10 апреля 2020 года по отношению к гражданам с наличием новейшей коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и вместе живущих с ними лиц в целях контроля за соблюдением режима самоизоляции (изоляции) на дому по предназначению мед организаций гос системы здравоохранения городка Москвы либо в согласовании с постановлениями санитарных докторов стали применяться технологии электрического мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с внедрением технических устройств и (либо) программного обеспечения.

С 22 апреля 2020 года людей с подозрением на наличие новейшей коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также людей с проявлениями острой респираторной вирусной инфекции и остальных острых респираторных болезней обязали соблюдать режим самоизоляции (изоляции) на дому, аналогичный режиму, используемому для людей с наличием новейшей коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Заявленные цели — контроль за соблюдением режима самоизоляции (изоляции) на дому по предназначению мед организаций гос системы здравоохранения городка Москвы либо в согласовании с постановлениями санитарных докторов средством внедрения технологии электрического мониторинга местоположения гражданина в определенной геолокации, в том числе с внедрением технических устройств и (либо) программного обеспечения. При всем этом допускается передвижение обозначенных людей лишь в целях получения мед помощи в мед организациях, в том числе с внедрением тс на основании оформленного цифрового пропуска.

Таковым образом, указами Мэра Москвы поначалу в отношении людей с наличием новейшей коронавирусной инфекции, а потом и в отношении людей с подозрением на наличие инфекции, с проявлениями острой респираторной вирусной инфекции и остальных острых респираторных болезней стали применяться технологии слежения за их местоположением. Те же меры касаются и тех, кто вместе проживает с обозначенными выше гражданами. О чём идёт речь?

На веб-сайте Мэра Москвы (www.mos.ru) расположена информация, в согласовании с которой, лечиться дома и соблюдать режим самоизоляции должны пациенты с лёгкой формой коронавируса и симптомами острых респираторных болезней. Для контроля за соблюдением режима самоизоляции таковых пациентов употребляется мобильное приложение «Соц мониторинг». Тем, кто проживает в одном жилье с нездоровым, в самоизоляции нужно провести 14 дней — инкубационный период заболевания. И добавочно 14 дней опосля излечения домашнего пациента. Если пациент ориентирован в поликлинику, самоизоляцию тем, кто проживает вместе с нездоровым, нужно соблюдать на протяжении 14 дней с момента крайнего контакта. Тем, кто проживает вместе с пациентом с ОРВИ, разрешено выйти из дома при воззвании за критической медпомощью и при другой опасности жизни и здоровью, в ближний магазин либо аптеку, выгулять собаку либо вынести мусор.

Решение о лечении пациента на дому воспринимает лишь доктор. Он должен поведать пациенту о критериях исцеления, в том числе о необходимости установить мобильное приложение, которое выслеживает, как пациент соблюдает карантин.

Лечиться можно там, где комфортно, не непременно по месту регистрации. Докторы будут следить хворого в режиме 24/7. Для этого организован особый телемедицинский центр. По вебу, используя аудио- и видеосвязь, докторы проводят дистанционные консультации, оценивают состояние здоровья и дают советы. Пациент получает чек-лист самоконтроля, в котором любой денек отмечает свои симптомы и дискуссирует их с доктором. Докторы выдают все нужные лекарства. В том случае, если пациент проживает один, ему предлагается воспользоваться услугами курьеров. За собственный счёт.

Пациент с подтверждённым коронавирусом подписывает информационное согласие, в котором обязуется не нарушать режим самоизоляции и соблюдать все предписания докторов.

Но не лишь докторы будут производить наблюдение. Контроль за соблюдением самоизоляции делается 24/7 через мобильное приложение. Оно автоматом выслеживает геолокацию юзера и фиксирует случаи покидания места изоляции, а также часто просит хворого коронавирусом пройти доп идентификацию с помощью фото. Если программка фиксирует, что человек нарушил карантин либо не находится рядом с телефоном, извещение о этом поступит в городские службы. Если пациент с положительным тестом на коронавирус (а также гражданин, у которого лишь подозревается такое болезнь; пациент с ОРВИ, а также те, кто живёт вкупе с ними) покинет пространство проживания (впору не пройдёт идентификацию по запросу системы), он будет оштрафован на сумму от 4000 до 5000 рублей по статье 3.18.1 КоАП Москвы). Таковая же ответственность угрожает и клиентам с ОРВИ, которым выдано предписание головного санитарного доктора о соблюдении самоизоляции. Если нарушение карантина повлекло общее инфицирование либо погибель людей, человеку угрожает уголовщина, прямо до 7 лет лишения свободы (статья 236 УК Рф). То же самое касается и тех, которые живут с пациентом с коронавирусом и нарушают карантин.

Вышеназванные указы Мэра столицы, как надо из преамбул самих указов, изданы в согласовании с законом городка Москвы от 8 июля 2009 года № 25 «О правовых актах городка Москвы» (дальше по тексту — Закон). Как надо из Закона, Мэр Москвы в праве издавать Указы. Которые являются правовыми актами. Подчеркну: не нормативными правовыми актами, а правовыми актами. В Законе даны определения сиим понятиям.

Так, правовые акты городка Москвы — официальные документы, принятые жителями городка Москвы на референдумах городка Москвы, принятые (изданные) органами гос власти городка Москвы (должностными лицами городка Москвы), содержащие положения нормативного нрава и (либо) личного деяния и направленные на регулирование публичных отношений.

Нормативные правовые акты городка Москвы — правовые акты, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), неотклонимые для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение и действующие независимо от того, появились либо закончились определенные правоотношения, предусмотренные правовыми актами.

В согласовании с Уставом городка Москвы Мэр вправе издавать Указы, которые являются правовыми актами (не нормативными правовыми актами).

Вот, что сказано в преамбуле Указа Мэра Москвы 5 марта 2020 года № 12-УМ «О внедрении режима завышенной готовности»: «В связи с опасностью распространения в городке Москве новейшей коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в согласовании с подпунктом «б» пт 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного нрава». Дальше по тексту Указа — приведён список ограничений и запретов, часть из которых мы разглядывали выше. То есть, Мэр Собянин С.С. в качестве основания для издания им Указа ссылается на положения Федерального закона, подпункт «б» пт 6 статьи 4.1. Обратимся к тексту нареченного Федерального закона. Статья 4.1 озаглавлена как «Функционирование органов управления и сил единой гос системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Пункт 6 статьи 4.1 описывает режимы, в которых могут работать органы управления и силы единой гос системы. Их предвидено три:

а) ежедневной деятельности — при отсутствии опасности появления чрезвычайной ситуации;

б) завышенной готовности — при опасности появления чрезвычайной ситуации;

в) чрезвычайной ситуации — при появлении и ликвидации чрезвычайной ситуации.

То есть речь в Федеральном законе, на который сослался Собянин С.С. в изданном им Указе, идёт лишь о функционировании органов управления и сил единой гос системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В режиме опасности появления чрезвычайной ситуации. Но, если обратиться к тексту Указа, то недозволено не придти к выводу о том, что каким-то образом в систему органов управления и сил единой гос системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций вошёл неопределённый круг лиц. Обратимся вновь к тексту Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного нрава». В статье 11 говорится о возможностей органов гос власти субъектов Рф и местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оказалось, что режим завышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации (для соответственных органов управления и сил единой гос системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), а также установление неотклонимых для выполнения гражданами и организациями правил поведения при внедрении режима завышенной готовности либо чрезвычайной ситуации может быть лишь на основании принятых органами гос власти субъектов Рф законов и нормативных правовых актов. Как мы произнесли выше, Указ Мэра Москвы является правовым актом, а не нормативным правовым актом и, уж тем наиболее, не является законом. Отсюда: надлежащие нормы поведения для столицы могут быть приняты лишь на основании закона городка Москвы. Из произнесенного следует, что Мэр Москвы грубо вышел за пределы собственных возможностей, когда издавал и публиковал свои указы (вводящие режим завышенной готовности, нормы и правила поведения, цифровые пропуска). Эти Указы Мэра ничтожны.

Они противоречат требованиям федерального законодательства. Нужно отметить, что в путинском преступном приватизированном государстве с хунтоподобной формой правления схожее поведение муниципального бюрократа издавна не вызывает удивления.

Чудилось бы — дискуссировать содержание Указа, который сам по для себя не подлежит применению, лишено смысла. Но, де-факто, Указ продолжает действовать и граждане подвергаются штрафам за нарушение его положений. Разглядим вопросец: правомерно ли применение штрафных санкций к тем из наших людей, кто лечится на дому и к тем, кто проживают вместе с таковыми гражданами.

Вернёмся к вышеприведённым положениям Указа Мэра. Напомню, речь идёт о тех гражданах, по отношению к которым используются технологии электрического мониторинга их местоположения в определенной геолокации, в том числе с внедрением технических устройств и (либо) программного обеспечения. К кому могут быть использованы эти технологии:

— к гражданам с наличием новейшей коронавирусной инфекции;

— к гражданам с подозрением на наличие новейшей коронавирусной инфекции;

— к гражданам с проявлениями острой респираторной вирусной инфекции и остальных острых респираторных болезней;

— к гражданам, кто проживает вместе с таковыми гражданами.

Сходу заметим последующее. Новенькая коронавирусная зараза признана болезнью, представляющим опасность для окружающих. Так, Постановлением Правительства Рф 31 января 2020 года № 66 были внесены надлежащие конфигурации в Постановление Правительства Рф «О утверждении списка социально важных болезней и списка болезней, представляющих опасность для окружающих». В согласовании со статьёй 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», заразное болезнь, представляющее опасность для окружающих — это заразное болезнь человека, характеризующееся тяжёлым течением, высочайшим уровнем смертности и инвалидности, резвым распространением посреди населения (эпидемия).

На этом фоне смотрится очень странноватым то, что нездоровых новейшей коронавирусной заразой располагают для амбулаторного исцеления на дому, в окружении здоровых людей, подвергая их угрозы инфецирования. Если болезнь и взаправду представляет опасность для окружающих, отчего хворого не помещают в стационар, изолируя от окружающих? А не соединено ли такое поведение властей с тем обстоятельством, что совершенно не так давно тот же С. Собянин резко уменьшил число койко-мест в поликлиниках Москвы? Тыщи докторов были обязаны уволиться. И сейчас Мэр Москвы выступает с инициативой завлекать к уходу за нездоровыми новейшей коронавирусной заразой студентов старших курсов мед учебных заведений. А заместо палат закрытых им больниц распорядился употреблять квартиры людей.

Предполагается согласие пациента для его исцеления в домашних критериях, как и согласие лиц, живущих вместе с ним. Не подписавших согласие госпитализируют. То есть предполагается перевозка в клинику не на основании наличия у гражданина признаков и симптомов заболевания. А за отказ от размещения в одной квартире с нездоровым. Даже и за отказ в случае, если у вместе живущего гражданина лишь подозревают новейшую коронавирусную заразу либо он болен ОРВИ. Это похоже на карательную медицину. Ибо для чего же везти в лазарет здорового человека? Не для таковых ли людей на данный момент переоборудуются спортивные комплексы городка Москвы? В типо благих целях — недопущения распространения заболевания, гражданам в безальтернативном порядке навязана система ежесекундного контроля за их личной жизнью. Человека принуждают жить в критериях ужаса за то, чтоб ненароком не оказаться вдалеке от устройства с установленным на нём мобильным приложением. Переживать за то, чтоб не был разряжен аккумулятор, не оказаться в ванной в момент поступления вызова и тому схожее — чтоб успеть сфотографироваться и выслать фото.

В согласовании со статьёй 23 Конституции Рф, любой имеет право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну. Но разве может человек ощущать себя расслабленно, когда, находясь дома, он вынуждается жить в ожидании звонка, неизменной необходимости обосновывать то, что он не является нарушителем так именуемой самоизоляции. По другому, как нахальным и меркантильным попранием главных прав и легитимных интересов людей метод так именуемого электрического мониторинга местопребывания гражданина именовать недозволено. В согласовании с Конституцией Рф, обвиняемый не должен обосновывать свою невиновность (часть 2 статьи 49).

Не считая как на веб-сайте Мэра Москвы инфы о том, каким образом и по каким правилам действует приложение «Соц мониторинг», отыскать не представляется вероятным. Но таковая информация впрямую относится к правам, свободам и обязательствам человека. Что, снова же, грубо нарушает требования Конституции Рф, в согласовании с которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не размещены официально для всеобщего сведения (часть 3 статьи 15). То есть работа приложения «Соц мониторинг» обязана быть предусмотрена, по последней мере, Законом городка Москвы. С чётким описанием правил и метода её работы. Этот закон должен быть официально размещен для всеобщего сведения. Чего же изготовлено не было.

Действующими нормативными правовыми актами и правовыми актами (Приказ Минздрава Рф от 19.03.2020 № 198н (ред. от 29.04.2020) «О временном порядке организации работы мед организаций в целях реализации мер по профилактике и понижению рисков распространения новейшей коронавирусной инфекции COVID-19»; Постановление головного санитарного доктора Рф от 30.03.2020 года «О доп мерах по недопущению распространения COVID-2019»; Временные методические советы. Профилактика и исцеление новейшей коронавирусной инфекции (COVID-2019). Версия 5(08.04.2020 г.) Утверждены заместителем министра Здравоохранения Рф) не урегулирован таковой вопросец, как помещение хворого для исцеления на дому.

В части определения чётких критериев — в каком случае гражданина помещают для исцеления на дому. Решение воспринимает лечащий доктор. Освобождается ли он от административной и уголовной ответственности в том случае, если помещённый по его советы на исцеление на дому гражданин заразит лиц, живущих с ним в одном жилом помещении?

Вывод. Вербование к административной ответственности пациентов с коронавирусной заразой (подозреваемых в её наличии), пациентов с ОРВИ и тех, кто живёт вкупе с ними за нарушение карантина (самоизоляции), не выполнивших действий, контролируемых с помощью мобильного приложения «Соц мониторинг» нелегально и не обоснованно. В виду несоответствия формы правоустанавливающего акта (Указа Мэра Москвы) требованиям законодательства. В согласовании с которыми такие правоотношения могут быть установлены лишь нормативным правовым актом (Законом городка Москвы). Обязанности, которые вменяются гражданам по выполнению предписаний мобильного приложения «Соц мониторинг» не установлены размещенным для всеобщего сведения нормативным правовым актом. И не могут применяться вследствие установленного на то конституционного запрета. Мэр Москвы вышел за пределы собственных возможностей и присвоил для себя императивные возможности, когда издал Указ о внедрении режима завышенной готовности.

Нелегально введя режим завышенной готовности на основании собственного Указа, Мэр Москвы не стал останавливаться на этом. Так, на веб-сайте мэра Москвы заявлено о новейшей программке исследования популяционного иммунитета обитателей Москвы.

Как видно из данной статьи, Мэр Собянин С.С. в качестве обоснования для старта данной программки приводит резоны о том, что решения о внедрении и отмене ограничений, связанных с пандемией коронавируса, — самые трудные, которые ему приходится принимать за всю его жизнь. (Но, почему бы, заметим мы, Собянину не опереться на законодательную власть городка Москвы, как того просит закон? Не обратиться в Московскую городскую Думу с проектом закона Москвы? Тогда бы решение не было бы настолько сложным для 1-го человека, пусть даже и Мэра столицы, если бы оно было принято депутатами — народными представителями. Ведь вопросцы впрямую затрагивают права и легитимные интересы городских жителей — избирателей).

«Чтоб принимать такие решения — гласит нам в своём блоге Собянин — нужно иметь очень полную и достоверную информацию о настоящих масштабах заболеваемости и темпах распространения коронавируса.

За крайние месяцы мы развернули беспримерную программку тестирования на коронавирус. Раз в день 10-ки федеральных, городских и личных лабораторий делают выше 40 тыс. ПЦР-тестов. Всего изготовлено уже выше 1,3 млн тестов, и далее машинка тестирования будет лишь набирать обороты. Согласно новеньким правилам работодатели работающих компаний должны раз в неделю проводить выборочное тестирование собственных служащих.

Развернута сеть амбулаторных КТ-центров, которые провели уже порядка 100 тыс. исследовательских работ легких для выявления вирусной пневмонии — важного клинического проявления заболевания.

Но этих способов недостаточно. Поэтому что они не разрешают осознать, сколько людей уже переболели, в т. ч. бессимптомно. У скольких людей выработался иммунитет к коронавирусу».

Обратим внимание на посыл о бессимптомном течении заболевания. Представляется, что этот термин не мед. По последней мере, создателю не удалось отыскать в актах должностных лиц органов здравоохранения таковой формы заболевания новейшей коронавирусной заразой, как бессимптомная форма. Сейчас врачи различают всего четыре формы: лёгкая, средняя, тяжёлая и очень тяжёлая.

Вернёмся к блогу Мэра Москвы. По воззрению Собянина С.С., новеньким способом получения данной инфы станет исследование популяционного иммунитета — тестирование (скрининг) обитателей Москвы на наличие антител к новейшей коронавирусной инфекции.

Предполагается, что тестирование будет осуществляться ИФА-методом (иммуноферментный анализ), который дозволяет выявить наличие или отсутствие в крови пациента антител IgM (маркер наличия коронавирусной инфекции) и IgG (маркер иммунитета к коронавирусной инфекции).

Для проведения тестирования Правительство Москвы установило автоматические анализаторы крови. К концу мая общая мощность городской системы ИФА-тестирования превзойдет 200 тыс. анализов в день. Это позволило властям Москвы уже с 15 мая 2020 г. начать реализацию скрининговой программки — массовой и бесплатной.
Забор крови для тестирования предполагается производить в 30-ти взрослых больницах.
Любые некоторое количество дней приблизительно 70 тыщ москвичей будут получать приглашения на бесплатную сдачу анализов.

Отбор обитателей будет осуществляться случайным образом в согласовании с возрастной структурой населения Москвы и с учетом окрестность проживания, а приглашения — рассылаться на электрическую почту либо с помощью sms.

Со слов Собянина, программка ИФА-исследований популяционного иммунитета, которую запускают в Москве, является беспримерной по своим масштабам. Для ее реализации задействованы большие ресурсы городской системы здравоохранения.

Сергей Собянин тут пробует нас успокоить тем, что, типо, ожидаемые результаты стоят затрачиваемых усилий.

А каких результатов предполагается достигнуть? Благодаря реализации программки власти Москвы сумеют:

1) очень рано выявлять болезнь у почти всех людей, в особенности у тех, кто переносит коронавирус бессимптомно;

2) получить достоверную информацию о ситуации с распространением коронавируса в городке и на отдельных городских предприятиях и в организациях;

3) принимать обоснованные решения о смягчении работающих ограничений, не ставя под опасность жизни и здоровье людей.

Итак вот, для чего же задействованы большие ресурсы городской системы здравоохранения. Но, система мониторинга распространения заболевания уже существует. Так, выше мы давали ссылку на Приказ Минздрава Рф от 19.03.2020 № 198н (ред. от 29.04.2020) «О временном порядке организации работы мед организаций в целях реализации мер по профилактике и понижению рисков распространения новейшей коронавирусной инфекции COVID-19». Когда вся информация о нездоровых, людей с симптомами заболевания фиксируется мед работниками и направляется в надлежащие центры для её предстоящей обработки и классификации. Но возможность задействования большущих муниципальных ресурсов и тут не даёт покоя Собянину. Кому война, а кому мама родна.

Пока предполагается то, что прохождение тестирования будет проводиться на добровольческой базе. Но, вызывает обеспокоенность то, что в согласовании с новенькими правилами работодатели работающих компаний должны раз в неделю проводить выборочное тестирование собственных служащих. Может быть, что отказ работника от прохождения тестирования повлечёт нехорошую реакцию управления компании. И работник компании будет, ради сохранения рабочего места, обязан отдать своё согласие на прохождение тестирования.

Меж тем, в согласовании с требованиями статьи 20 Федерального закона «О основах охраны здоровья людей в Рф», нужным подготовительным условием мед вмешательства является дача информированного добровольческого согласия гражданина либо его легитимного представителя на мед вмешательство. То есть проведение тестирования методом забора крови — есть не что другое, как мед вмешательство. Никто не вправе в отсутствие информированного добровольческого согласия гражданина заставлять его к проведению тестов. Федеральным законом предусмотрены случаи, когда мед вмешательство без согласия гражданина, 1-го из родителей либо другого легитимного представителя допускается. Перечень оснований закрытый, их всего 6. И одним из оснований выступает мед вмешательство в отношении лиц, страдающих болезнями, представляющими опасность для окружающих. Но в отношении здоровых и законопослушных людей применительно к теме истинной статьи действует чёткое правило: предоставление биоматериала гражданином для мед исследовательских работ допускается не по другому как на основании согласия гражданина.

Как будут развиваться действия дальше, покажет время. Но, недозволено не отметить последующее событие. Способ ИФА-исследований популяционного иммунитета не заходит в список способов лабораторных исследовательских работ по диагностике коронавирусной инфекции, предусмотренных Временными методическими советами «Профилактика и исцеление новейшей коронавирусной инфекции (COVID-2019). Версия 5 (08.04.2020 г.)», утвержденных заместителем министра здравоохранения Рф.

Вызывает колебание и то, что проведение массового тестирования способом ИФА-исследований поможет в достижении поставленных целей. Обычной пример: если человек еще болен COVID-19, то с большенный вероятностью в его крови еще нет антител — особых белков — к вирусу или их количество не дозволит тесту быть положительным. То есть с помощью этого теста нереально очень рано выявить наличие заболевания. Остаётся под вопросцем и возможность получения достоверной инфы о ситуации с распространением коронавируса в городке и на отдельных городских предприятиях и в организациях.

Для чего же затрачивать большие ресурсы для поголовного тестирования москвичей, если в столице (как и во всей стране) уже задействована система мониторинга. Когда при наличии причин, свидетельствующих о случае, подозрительном на коронавирусную заразу, вызванную SARS-CoV-2, клиентам вне зависимости от вида оказания мед помощи проводится комплекс клинического обследования для определения степени тяжести состояния. И ничто не мешает Сергею Собянину принимать обоснованные решения о смягчении работающих ограничений, не ставя под опасность жизни и здоровье людей. А если так, то не является ли схожая инициатива Мэра Москвы ещё одним методом обогащения определенных лиц за счёт бюджета столицы, сейчас уже под предлогом заботы о здоровье и сохранности людей?

Евгений Железняк

Создатель Евгений Павлович Железняк, юрист и правозащитник. Команда поддержки Программки Сулакшина.

Добавить комментарий