Пароход «Гроза»©Vostock Photo Archive

Борьба за Царицын (сейчас Волгоград) стала одним из главных эпизодов отгремевшей век вспять Штатской войны. В схватках за город на Волге отметились почти все главные фигуры той войны и всей нашей истории XX века. Царицын атаковали атаман Краснов и барон Врангель, а решающую роль на первых шагах его обороны играл сам Сталин. В 1918–1919 гг. тут повидали всё – героизм и боязливость, гневные схватки на фронте и в глубочайшем подполье, раскрытые и нераскрытые комплоты… Драматические эпизоды царицынской эпопеи завлекали и будут завлекать внимание как историков, так и любителей учить прошедшее.

Но кроме военно-политической у обороны Царицына была и не наименее любознательная финансовая сторона. Когда в июле 1918 г. белоснежные армии предприняли 1-ый общий штурм городка, все еще не растраченные Штатской войной авуары Царицынского отделения Народного банка (бывшего Царицынского отделения Госбанка Русской империи) эвакуировали на пароход «Гроза». До 1917 г. этот двухпалубный пассажирский красавчик носил имя «Правитель Николай 2-ой» и только опосля Февральской революции получил новое имя. В трюмы «Грозы» тогда доставили 310 390 720 руб. 66 коп. Тут были купюры всех образцов: старенькые королевские, «керенки», русские дензнаки, казачьи «донские рубли» и, естественно же, царицынские городские боны. Крайних насчитывалось практически на 10 млн руб.

Как почти всем городкам и регионам бывшей Русской империи, Царицыну в те годы пришлось обзавестись своими валютными знаками. Еще в ноябре 1917 г. с берегов Волги в Петроград, где лишь что Временное правительство сменилось властью большевиков, ушла телеграмма управляющего Царицынским отделением Муниципального банка: «За отсутствием разменных средств отделение закрыто. Городская Управа подразумевает впредь до высылки средств выпустить боны». И через месяц с маленьким местные газеты докладывали обитателям Царицына: «Чтоб избежать катастрофы из-за отсутствия валютных символов на рынке, городскому самоуправлению пришлось выпустить городские кредитные билеты. Муниципальный банк обязуется обменивать их на муниципальные кредитные билеты, как крайние будут получены из Петрограда».

Так в городке с января 1918 г. возникли свои средства номиналом от 1 до 100, отпечатанные на обычный бумаге без водяных символов и указания года выпуска. Купюры именовались «Временными кредитными билетами», большая надпись докладывала, что они «обеспечиваются всем городским имуществом» и что «подделка преследуется законом». Украшались местные рубли гербом Царицына с 2-мя крестообразно расположенными стерлядями. Видимо, эти осетровые рыбы и предрекли городским деньгам плавать по Волге последующие два года.

Вооруженная борьба за город шла с переменным фуррором, и с июля 1918 г. Царицынское отделение (уже включавшее национализированные местные отделения личных коммерческих Волжско-Камского, Азовско-Донского, Российского Торгово-промышленного и Царицынского купеческого банков) практически не сходило с парохода «Гроза». Все средства и ценности хранились на пароходе, в кассах и отделениях на берегу разрешалось оставлять для текущих нужд не наиболее миллиона рублей – очень умеренную сумму в связи с возрастающей инфляцией.

Хранившиеся на пароходе заблаговременно написанные купюры по мере необходимости подписывались вручную, так же вручную с помощью набора штампов они получали личный номер и увозились на сберегал. Специально чтоб подписывать городские «временные» рубли – а пришлось подписать не наименее 600 тыс. купюр, – на пароходе «Гроза» был назначен особенный работник, расписывавшийся под бдительным надзором комиссара.

В июне 1919 г. Царицын с четвертой пробы захватили белоснежные войска, и городской банк на пароходе «Гроза» несколько месяцев курсировал по Волге близ Саратова, продолжая пичкать средствами красноватые части и местные русские власти. Это, пожалуй, единственный вариант не только лишь в российскей, да и в мировой истории, когда полностью официальный эмиссионный центр действовал на борту корабля.

Добавить комментарий