Куба и Узбекистан могут получить статус государств-наблюдателей при Евразийском экономическом союзе. Такое решение, быстрее всего, воспримут в пятницу главы стран ЕАЭС. Последующий шаг по пути углубления интеграции — настоящее членство в евразийском союзе. Вообщем, совершенно не факт, что это вправду произойдет, считают специалисты.

Вопросец получения наблюдающего при ЕАЭС зафиксирован в повестке завтрашнего заседания высшего евразийского совета с ролью глав стран (Рф, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Армении). Эту информацию «Газете.Ru» подтвердила директор департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Гоар Барсегян. ЕЭК является исполнительным органом Союза.

Заявки Кубы и Узбекистана на получение статуса были рассмотрены, прошли согласования и были единодушно одобрены комиссией. «Окончательное решение — за главами стран, на заседании высшего совета, оно состоится 11 декабря», — уточнила Барсегян.

Она объяснила, что статус наблюдающего дает право стране участвовать в заседаниях, дискуссировать задачи интеграции наднационального регулирования. По ее словам, статус наблюдающего — гибкий механизм взаимодействия государств в рамках Евразийского союза, для стран-партнеров раскрывается новейшие способности, невзирая на то, что страны-наблюдатели не имеют права принимать решения.

«Принципиальный момент — наблюдатели должны воздерживаться от действий, способных нанести вред ЕАЭС, и данную тему мы обсуждали с представителями Кубы и Узбекистана», — добавила Барсегян.

Статус наблюдающего ранее получила Молдавия.

Ром, кофе, сигары

Углубление интеграции для Кубы актуально нужно, говорят в Евразийской комиссии. Товарооборот государств ЕАЭС с Кубой достигнул наибольшего за крайние 10 лет значения в 2018 году – $417,5 млн.

Около 93% торговли ЕАЭС с Кубой приходится на Россию, приблизительно 4% — на Белоруссию, 3% — на Казахстан, наименее 0,1% – на Армению и Киргизию, подсчитали в ЕЭК.

Наша родина по импорта продуктов с Кубы уступает только Венесуэле, Китаю, Испании, Мексике и Бразилии. Посреди кубинских экспортных рынков Наша родина находится на 21-м месте.

Базу экспорта государств ЕАЭС на Кубу составляют машинки и оборудование, в большей степени грузовые авто, жд локомотивы, запчасти и принадлежности для каров, вагоны грузовые жд либо трамвайные, паровые турбины, движки и электронные генераторы, минеральные продукты (в большей степени сырая нефть), продовольственные продукты (в большей степени соевое масло).

Из Кубы импортируются, основным образом, продовольственные продукты (79,1% импорта), в большей степени сахар, прочные спиртные напитки, кофе, табачные изделия.

Абрикосы, орешки, авто

Товарооборот государств-членов ЕАЭС с Узбекистаном возрастает с 2017-го в среднем на 26% в год и в 2019-м достигнул собственного пика — $8,4 миллиардов. «Ситуация в торговле государств Союза с Узбекистаном характеризуется значимым превышением экспорта государств ЕАЭС над импортом (приблизительно втрое)», — объясняют в ЕАЭС.

В январе-мае 2020 года товарооборот ЕАЭС с Узбекистаном составил $3,2 миллиардов (в том числе экспорт –$2,5 миллиардов, а импорт – $716 млн), что на 2,6% больше, чем за этот же период 2019 года.

Наиболее 60% торговли ЕАЭС с Узбекистаном приходится на Россию, около 30% — на Казахстан, приблизительно 3% — на Белоруссию, около 4% — на Киргизию и около 0,1% — на Армению.

Решающее воздействие на повышение экспорта ЕАЭС в Узбекистан в прошедшем году оказал рост стоимостных размеров поставок машин, оборудования и тс (повышение на 43,9%), продовольственных продуктов и сельскохозяйственного сырья (повышение на 26,2%), также металлов и изделий из их (повышение на 12,5%).

В импорте ЕАЭС из Узбекистана преобладают пряжа, текстильные изделия и обувь, природный газ, легковые авто, удобрения, также продовольственные продукты и сельскохозяйственное сырье.

Это узбекские овощи, виноград, абрикосы, вишня, черешня, персики, сливы, фрукты сушеные и орешки.

В углублении интеграции с Евразийским союзом и сначала с Россией, в основном заинтересован Узбекистан. По подсчетам экономиста Мюнхенского института исследования интеграции рынков и экономической политики Юрия Кофнера, если Узбекистан с течением времени станет всеполноценным членом ЕАЭС, то экономика страны получит прирост до 4% ВВП.

Интеграция и многовекторность

«Обоюдная либерализация торговли, осуществляемая в случае потенциального вступления Узбекистана в ЕАЭС, лишь по главным товарным группам (фрукты, газ, металлопродукция, одежка, авто и запчасти) привела бы к росту экспорта на $775 млн в год. Это соответствовало бы повышению ВВП республики как минимум на 1,5% в ценах текущего года», — объяснил Кофнер «Газете.Ru».

А приток узбекских трудовых мигрантов в страны-участницы ЕАЭС возрос бы на 734 тыщи человек (37%). При всем этом личные валютные переводы из государств ЕАЭС в Узбекистан могли бы вырасти на $1,2 миллиардов. «Это прирастило бы ВВП Узбекистана еще на 2,4%. Суммируя эффекты лишь по вышеназванным фронтам, эффект от вступления Узбекистана в ЕАЭС может отдать прирост как минимум на 4%», — заключает Кофнер.

Эксперт уточняет, что любой узбекистанец стал бы условно на $60 богаче опосля вступления в Евразийский альянс.

Но Ташкент и, тем наиболее, Гавана никогда не вступят в евразийское братство, считает 1-ый замгендиректора Центра политтехнологий, доктор ВШЭ Алексей Макаркин. «Узбекистан проводит, как на данный момент стильно выражаться, многовекторную политику. Начало ей положил президент Каримов и на данный момент страна развивается в том же русле. Не считая того, снутри ЕАЭС нарастают противоречия, даже с самой близкой по духу Белоруссией и остальные постсоветские страны это не могут не замечать», — отметил Макаркин.

Он считает неубедительными чисто экономические аргументы, когда речь входит о интеграции и на чаше весов оказывается независимость страны. «Понимаете, когда четыре года вспять началась процедура брекзита, когда Англия решила выйти из ЕС, тогда тоже все галдели, как это нерентабельно, как у англичан все развалится, но же никакой катастрофы не случилось. Так и с Узбекистаном. Они желают сохранить свою самость, суверенитет», — считает эксперт.

Наделение Кубы статусом страны-наблюдателя — это тоже чисто политический жест со стороны Рф. «Нужно вспомянуть, что сближение с Кубой усилилось, когда президентом США стал Трамп, который свернул инициативы собственного предшественника Обамы по либерализации отношений с Полуостровом Свободы. Сейчас при демократах и Байдене меж Россией и США начнется конкурентность за Кубу. Наша родина дает осознать, что Куба остается опорным плацдармом у берегов Америки», — гласит Макаркин.

При всем этом эксперт отмечает, что прямого противоборства меж США и Россией, как во времена СССР и Карибского кризиса, на данный момент уже, быстрее всего, не произойдет. Идейное противоборство, естественно, остается, «прохладная война» длится, но перетягивать Кубу на свою сторону хоть какой ценой никто уже не будет. «А означает, Куба не получит от Рф многомиллиардных кредитов. По последней мере, на невозвратной базе. Ну и излишних нефтедолларов, как в русские времена, на данный момент у Рф нет. А статус наблюдающего могут вправду Кубе отдать, лишь что он дает», — заключает Макаркин.

В 2014-м намедни визита президента Владимира Путина на Кубу данной для нас латиноамериканской стране Наша родина списала $31,7 миллиардов из $35,2 миллиардов долговых обязанностей. Остальную часть долга, скопленного еще с русских времен, реструктурировали.

Газета.ру

Добавить комментарий