Некрупная поддержка: почему малый и средний бизнес не приносят ожидаемых доходов — bumgames

©Shutterstock/ FOTODOM

За годы собственного существования Компания МСП – главный институт поддержки сектора – не оказала существенного воздействия на развитие малого и среднего бизнеса в Рф. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты, проанализировав ее деятельность. Общее количество бизнесов, получивших поддержку, оказалось наименее 1%. Вопросец, почему компании МСП, называющие одной из собственных главных заморочек доступ к финансированию, не могут пользоваться предоставляемыми компанией способностями, остался открытым.

Счетная палата провела масштабную проверку деятельности Федеральной компании по развитию малого и среднего предпринимательства, сделанной в 2015 году для того, чтоб координировать оказание финансово-кредитной поддержки субъектам этого сектора экономики. Как показал аудит, компания не оказала существенного воздействия на его состояние и развитие. Главным ценностью для нее был размер средств, предоставляемых субъектам МСП. При всем этом, как отмечают аудиторы, достаточного внимания результативности данной помощи не уделялось, а сами меры поддержки носили локальный нрав.

Внимание страны к дилеммам маленьких организаций все еще остается недостающим, убежден аудитор Счетной палаты РФ Данил Шилков. Неутешительна и динамика результативности сектора. Так, темпы роста доходов организаций, включенных в реестр МСП, за докризисный период 2017–2019 годов не превысили уровень инфляции. По данным Росстата, размещенным сначала 2021 года, толика сектора в русской экономике в 2019 году (20,6% ВВП) ниже уровня 2017 года (22% ВВП). Планы по 32,5% вклада малого и среднего бизнеса в ВВП к 2024 году на нынешний денек смотрятся недосягаемыми.

Гарантии

За 2015–2020 годы участники Государственной гарантийной системы (НГС), координируемые компанией, предоставили поддержку наиболее 34 тыщам организаций на сумму 658,4 миллиардов рублей. Это обеспечило консолидированный размер денежной поддержки в размере 1,4 трлн рублей.

В протяжении 2016–2020 годов в Единый реестр субъектов МСП было включено около 6 млн компаний и личных бизнесменов. При всем этом полное количество компаний, получивших поддержку в рамках НГС за 5,5 года, оказалось наименее 1% от полного количества организаций в реестре.

По состоянию на 30 сентября 2020 года общий размер выплат компании по гарантиям, выданным в 2016–2020 годах, составил 2,13 миллиардов рублей. Это всего 1,8% от общего размера выданных гарантий. Для сопоставления: при учреждении компании прогнозировался уровень утрат при дефолтах заемщиков в размере 4,6–5,8%. При всем этом требования к получателям в 2020 году были снижены и синхронизированы с общими регуляторными послаблениями для кредитных организаций от Банка Рф. Это содействовало расширению размеров денежной поддержки субъектов МСП.

Эти числа демонстрируют, что нашему малому и среднему бизнесу можно довериться, подчеркивает президент Общероссийской публичной организации малого и среднего предпринимательства «Опора Рф» Александр Калинин. Предприниматели трепетно подступают к своим обязанностям, а как следует, компания в предстоящем может создавать для малого и среднего бизнеса наиболее прибыльные условия предоставления гарантий по кредитам.

Весьма принципиально узнать, почему компании МСП, постоянно называющие доступ к финансированию одной из главных заморочек, не могут либо не желают пользоваться таковой возможностью через механизмы Компании МСП, гласит президент Столичной школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. Каковы предпосылки: неинформированность о существовании таковых мер, несоответствие получателей требованиям компании, высочайшие непродуктивные издержки по получению данной поддержки либо что-то другое? При отсутствии подробного ответа на этот вопросец предстоящее улучшение частей работы Компании МСП смотрится непроизводительным, считает он.

Государственная гарантийная система обеспечила возможность вербования бизнесменами около 1,5 трлн рублей кредитных средств, поведал Александр Калинин. Это значимая сумма в рамках всеохватывающей гос поддержки малого и среднего бизнеса.

Он отметил, что изюминка денежных инструментов, которые предоставляет Компания МСП, заключается в том, что они почаще всего употребляются определенными нишами малого бизнеса: спорт; сбор и обработка сточных вод; сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья. При всем этом у компании сейчас все есть для того, чтоб масштабировать свою деятельность.

Кредиты

Не удалось компании значительно воздействовать и на долю кредитов субъектам МСП в общем кредитном ранце юридических лиц и личных бизнесменов. Этот показатель – один из главных в Стратегии развития МСП до 2030 года. Но его выполнение не достигнуло мотивированных значений этого документа. Наиболее того, толика кредитов понижается из года в год.

©

В целом же размер денежной поддержки, обеспеченной гарантиями и поручительствами конкретно компании, соответствует около 1,4% в общем объеме кредитов, предоставленных субъектам МСП в 2018 и 2019 годах.

©

Не считая того, проверка установила факты, когда финансовую поддержку получили субъекты МСП, аффилированные с большим делом. К примеру, ее получили строй компании, практически входящие в группу компаний с единым бенефициаром, совокупный доход которых превосходит 2 миллиардов рублей. Всего выборочная проверка Счетной палаты нашла схожих фактов на общую сумму 3,6 миллиардов рублей.

Банки в большей степени кредитуют сложившийся средний бизнес с низкими рисками и нередко не в силах оценить технологические проекты, новейшие бизнесы, гласит директор Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС Степан Земцов. Косвенно это подтверждает средний размер гарантии в Рф в 2017 году, который составил 188 млн рублей. Таковым образом, Компания МСП в наименьшей мере ориентировалась на поддержку начинающих бизнесов и формирование критерий для сверхтехнологичного бизнеса.

Рентабельность и заслуги

Как указывают аудиторы, в компании отсутствуют документы длительного планирования, зато в короткосрочных и среднесрочных программках установлены легкодостижимые характеристики. Фактически по всем индикаторам каждогодних и 3-х летних программ наблюдается перевыполнение плановых значений, в почти всех вариантах существенное – от 500% до 9000%.

К примеру, во 2-м квартале 2020 года рентабельность акционерного капитала оказалась на 9185% выше запланированного, а в 3-ем квартале – на 8800%. Таковым образом, настоящую эффективность работы компании оценить достаточно трудно.

Меж тем зарплатная политика компании вызвала вопросцы аудиторов. Расходы на содержание персонала и социальные выплаты составляют наиболее 90% административных расходов. Средняя месячная зарплата работников (без учета членов правления) составила около 380 тыщ рублей. Это вдвое выше средней заработной платы в сфере денежной и страховой деятельности по Москве.

При всем этом члены правления получают порядка 3,3 млн рублей. Это самые высокооплачиваемые работники компании. Не считая конкретно заработной платы им выплачиваются персональная стимулирующая прибавка, премия за особенный личный вклад, премия по итогам КПЭ и призы за предшествующий год. В 2018 году на все это было потрачено практически 500 млн рублей.

Ситуация с зарплатами просит доп действий со стороны совета директоров Компании МСП, убежден Андрей Шаронов. «По опыту работы в наиболее чем 20 компаниях могу сказать, что совет директоров и акционеры постоянно стремятся держать средние заработной платы (зависимо от отрасли и особенностей компании) в 40–75% персентилях отраслевого уровня, чтоб избежать, с одной стороны, безосновательной переплаты и роста издержек, а с иной – ухода квалифицированного персонала к соперникам», – поведал он.

Подход «из центра»

Целью Стратегии развития МСП было повышение толики сектора в экономике за счет вывода бизнесов из теневого сектора и стимулирования роста малых компаний и стартапов, напомнил Степан Земцов. По крайним данным Росстата, достигнуть роста толики МСП в ВВП не удалось, а занятость в секторе стагнирует.

«Предполагалось, что Компания МСП возьмет на себя все меры поддержки, которые не может делать Минэкономразвития Рф. Из опыта остальных государств было разумеется, что государственное ведомство не постоянно способно отлично распределять средства. Была и неувязка с «токсичностью» экономных средств, недоверием возможных получателей поддержки», – поведал эксперт.

По его словам, социсследования демонстрируют, что 91% субъектов МСП не воспользовались мерами господдержки: очень много картонной волокиты при малых суммах и вероятных дилеммах со стороны проверяющих органов. В целом ситуация сохраняется, хотя в 2020 году из-за пандемии разные формы поддержки получили наиболее 24,3% компаний и бизнесменов.

Степан Земцов поведал, что Компания МСП думала как возможный аналог Управления по делам малого бизнеса (SBA) в США, выполняющего бессчетные функции денежной и другой поддержки. В любом большом городке всякого штата США есть свои подразделения SBA. Туда приходят предприниматели и получают нужную информацию и поддержку. У компании нет схожих подразделений, хотя она координирует деятельность региональных гарантийных организаций, а в рамках государственного проекта интенсивно создаются центры «Мой бизнес». Из-за отсутствия схожей сети Компания МСП не делает такого же размера консалтинговых услуг для бизнеса на местах, как ее южноамериканский аналог, а стремится развивать общефедеральные сервисы – к примеру, «Бизнес-навигатор», содержащий информацию о способностях открытия массового бизнеса в сотках городов Рф и мерах поддержки.

«На мой взор, схожий подход «из центра» имеет свои недочеты, потому что не постоянно учитываются местная специфичность и потребности, не много стимулов к развитию региональных предпринимательских экосистем. Это предполагает, что предприниматели, местные власти и университеты развития интенсивно ведут взаимодействие при формировании соответственной политики. Все-же большая часть МСП – это локальные бизнесы, требующие соответственного подхода», – отметил эксперт.

Посткризисный рывок

Компания МСП играет главную роль в поддержке малого и среднего предпринимательства, считает президент Русского союза промышленников и бизнесменов Александр Шохин. Опросы РСПП демонстрируют, что она заходит и в число более известных и более нужных институтов поддержки.

По его воззрению, невзирая на ряд отмеченных Счетной палатой «узеньких мест», компании удалось почти все создать для расширения количества субъектов МСП – поставщиков продуктов, работ, услуг больших заказчиков, также роста размеров закупок у их. Работает ряд действенных денежных инструментов поддержки бизнеса.

Есть несколько системных вопросцев, которые стоит учесть при выработке системных решений, поведал Шохин. А именно, пока сохраняется неувязка шоковых барьеров роста. «До этого всего идет речь о фискальной сфере: переход от облегченной отчетности и сравнимо низкого уровня налогообложения к общей системе вызывает у компаний желание не продолжать рост, а дробить бизнес. Эта неувязка почти во всем разъясняет малую толику конкретно среднего бизнеса в русской экономике. Те усилия, которые уже предприняты в данной сфере (к примеру, в части способности остаться на облегченной системе налогообложения при незначимом превышении пороговых значений), полностью правильны, но не на сто процентов снимают делему», – считает он.

Также есть тривиальная неувязка «разрыва» в механизмах поддержки. Если для промышленных компаний среднего и не самого большого бизнеса действенным инвентарем поддержки стал Фонд развития индустрии, то для компаний остальных секторов, незначительно превосходящих по оборотам либо численности требования к субъектам МСП, количество инструментов поддержки мало.

«Период пандемии показал, что конкретно таковой средний бизнес оказался в самом уязвимом положении, так как не мог рассчитывать на поддержку ни как МСП (был очень велик для того, чтоб фигурировать в реестре субъектов МСП), ни как большой (недотягивал до требований к системообразующим компаниям)», – объяснил Шохин.

РСПП сравнил разницу оценок ситуации и прогнозов на перспективу малого и большого бизнеса. Как показал опрос, компании малого бизнеса в основном, чем большие, озабочены неуввязками нерадивой конкуренции, высочайшими административными барьерами, невыполнимостью защитить свои права, тогда как понижение спроса, рост тарифов и нехватка обученных кадров идиентично тревожут все компании вне зависимости от их размера.

bumgames.ru
Добавить комментарий