Что такое социальные сети? Это онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, обмена информацией, создания социальных отношений между людьми. По сути, это продолжение вербального межчеловеческого общения. Но стоит только плотно погрузиться в онлайн-коммуникации, как вдруг ощущаешь, что ты попал в какую-то полукриминальную «малину», где половина членов сообщества ботает по фене и считает абсолютной нормой нецензурщину, оскорбления, унижения, ложь, манипуляции, фейки.

Сеть ликвидировала авторитеты, признанных лидеров, мнение зрелых людей науки, собственно, стёрла точки кристаллизации, формирующие социальную среду, прогрессивную мысль, навыки организации и взаимодействия людей. Какой-нибудь малообразованный и не имеющий никакого серьезного опыта деятельности, пишущий с ошибками, говорящий с неправильными ударениями, объявляет себя блогером, собирает какую-то аудиторию и крошит в её коллективном сознании здравый смысл и способность адекватно воспринимать действительность.

Кто-нибудь сможет навскидку назвать десяток ведущих российских учёных математиков или физиков? Зато вспомнят кучу всевозможных «топчиков» блогосферы, разжижающих мозги своими нелепостями и фейками или накаляющих и без того горячую ситуацию в межнациональной, межсоциальной и междуховной дискуссии. Сама дискуссия как разновидность зрелого спора, направленного на достижение истины, понимания и гармонии, превратилась во взаимное поливание помоями и провоцирование вражды.

На днях наткнулся в сети на внешне безобидную статью о том, как некий гражданин России ехал в поезде с гражданами Украины. Небывалый случай, да? Как будто с инопланетянами. О такой сенсации, конечно же, необходимо писать целую статью, и именно сейчас спустя 7 лет после инцидента. Да, отношения элит Украины и России сегодня не самые безоблачные (хотя торгуют вполне себе неплохо), поэтому обязательно нужно эти отношения перенести и в общественную плоскость. Чтобы русские ненавидели украинцев, и наоборот. Читаю фразы, которые буквально поражают своей некомпетентностью и (извините) высосанностью из пальца.

«Они сели кушать, — пишет автор о гражданах Украины, — их способ приема пищи, равно, как и сама пища, мало, чем отличалась от российской». А что, автор ожидал, что простые работяги извлекут из сумок копчёные кости расчленённого младенца?

«Из всех них выделялся своим видом только один, разместившийся на боковушке. Грубые черты лица, светлые волосы, зачесанные на бок и даже мимика, все напоминало «арийца». «Наверное, бабка все же согрешила», — продолжает блогер.

Вот уж не думал, что в 21 веке русский человек будет присматриваться к черепу фактически единокровного соотечественника подобно германцам первой половины века прошлого.

Автор слышит, что между собой украинцы общаются на своём языке (что довольно странно в российском-то поезде) и задаёт вопрос: «Донбасс или Крым?». Ну, безусловно, где ж ещё, как не в России, русскоязычным крымчанам и донецким поговорить на мове?

Далее автор спрашивает: «Говорят, что русских вы, мягко говоря, недолюбливаете?». На что попутчики отвечают: «Все русские про это спрашивают».

Ну, конечно, все, без исключения. И вишенка на торт — анекдот, который «писателю» якобы рассказал «ариец»: «Хорошо русскому Ивану. Весной посеял, осенью пожал, а нам хохлам думай, как русского Ваньку нае… обмануть».

Блогер поясняет, что события происходили ещё до войны Киева против Донбасса. Естественно, в тот период времени нелюбовь украинцев к русским — это была главная тема, которая волновала 99,9% граждан. О чём же ещё потолковать, как не о взаимной неприязни? Собственно, это основные фрагменты повествования-отчёта о поездке с украинцами из Москвы в Сибирь.

Благопорядочный блогер, стремящийся к преодолению раскола единого народа, побывав в такой компании, нашёл бы совершенно иные акценты, чтобы дать читателям здоровую пищу для осмысления, чтобы, в конце концов, загасить часть искр назревающей большой войны, да и не носить в себе такую «правду» почти десяток лет. Здесь же — напоказ выставлены моменты, за которые сразу же зацепились сотни комментаторов. Нет, не комментаторов, а недалёких вульгарных фриков, сеющих рознь, межнациональный и общественный конфликт.

Если бы лет тридцать назад, когда ещё не было социальных сетей, мне бы показали распечатки подобных комментариев, я бы решил, что страна сошла с ума.

Я часто заглядываю в твиттер-ленту профессора Степана Сулакшина, где хозяин выкладывает «на ходу» какие-то комментарии по поводу тех или иных политических событий в России и мире. И, конечно же, вижу сотни прикреплённых к аккаунту до безумия агрессивных, но совершенно недалёких троллей, которым сторонник Программы Сулакшина Артём Демчук посвятил целое исследование. Вот эта многотысячная армия оплачиваемых солдат ненависти и боевиков диффамаций, по моим ощущениям, и формирует ту негативную среду в сети, которая подобно водовороту втягивает в себя всё виртуальное сообщество. Антикультура, взятая на вооружение этими наёмниками, призвана защищать действующий властный режим, но, по сути, она уничтожает нравственные основы государства.

В троллинг включается молодое поколение, которому бы учиться и учиться, а не учить других. Которое не сегодня-завтра сядет за штурвалы самолётов, будет строить мосты и оперировать пациентов. Что завтра, оно уже сегодня убивает друг друга из-за банальной ссоры в Интернет-чате.

Артём Демчук в своём исследовании не акцентирует внимание на правовых вопросах деятельности ботов и троллей, но если абстрагироваться от эмоций и посмотреть на проблему с юридической точки зрения, то налицо факт создания в России организованного преступного сообщества, которое заранее, по злому умыслу занимается распространением диффамаций, клеветы, унижает человеческое достоинство реальных пользователей социальных сетей.

Причём делают это подобно «шестёркам» из криминального мира — под никами — кличками, «погонялами» и прочими «погремухами». Если такое происходит в современной России, может ли она называться здоровым государством? Речь ведь здесь не о свободе слова и не о нравственной цензуре, а именно о преступном сообществе.

В здоровом государстве, каковым должна стать по проекту профессора С. С. Сулакшина Россия, правовая материя защиты общества и личности от нападок и клеветы обязательно будет адаптирована и в сетевом пространстве. Это сегодня, в век цифры, порой даже более актуально, чем в вербальных отношениях.
Защищать человека, его труды, позицию (если это политический или общественный деятель), его авторские права, его честь и достоинство должен не сам человек, и не модератор его аккаунта или виртуального сообщества, а Закон. Впрочем, сам подход государства к онлайн-платформам, как площадкам для общения и создания социальных отношений между людьми должен быть изменён.

Русская цивилизация — это не только князь Владимир, Минин, Пожарский, Суворов, Толстой, Сталин и Курчатов. Но это ещё и цивилизованные коммуникации между гражданами России, от детского сада — до пансионата для престарелых.

Автор Владимир Викторович Волк — публицист, Союз народной журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина.

Добавить комментарий