©Shutterstock/ Fotodom

Эпидемия коронавируса и падение цен на нефть стукнули по региональным бюджетам. Субъекты федерации окончили 2020 год с рекордным недостатком. Расходы на здравоохранение выросли наиболее чем на 70%, а размер трансфертов из центра поднялся сходу на 54%. В наиблежайшие годы русским регионам не остается ничего другого, не считая как увеличивать долг, считают специалисты.

Пиво, корона и нефть

Кризисный 2020-й стал рекордным для русских регионов. В  прошедшем году недостаток консолидированных региональных бюджетов достигнул 677 миллиардов руб. – это наибольшее значение за крайние 14 лет, следует из материалов ВШЭ. 57 из 85 субъектов Русской Федерации исполнили бюджет с недостатком. Для сопоставления: в 2019 году таковых регионов было 35, в 2018-м – 15.

В целом, собственные доходы субъектов в 2020-м выросли на 0,1% и составили 11,13 трлн руб. При всем этом они сократились у 32 регионов, а у 11 падение превысило 10%. Фаворитами по понижению собственных доходов стали до этого всего сырьевые регионы: Тюменская область, ЯНАО, Коми, Татарстан, Башкирия.

«Из-за падения цен на углеводороды эти регионы столкнулись с резким падением поступлений налога на прибыль, что и определило падение собственных доходов. К примеру, в Тюменской области эти поступления сократились на 35%», – разъясняет ведущий научный сотрудник «Центра развития» НИУ ВШЭ Андрей Чернявский.

Не считая того, в 2020-м регионы получили из федерального бюджета трансфертов на 3,8 трлн руб., другими словами на 54% больше, чем год назад. Толика трансфертов в доходах субъектов РФ возросла с 18,1% до 25,3%.

Также приметно возросли поступления регионов от НДФЛ (+7,5%) и от акцизов (+5,7%). В первом случае рост доходов связан с экономной поддержкой федерального центра и с политикой самих субъектов, нарастивших в том числе расходы на зарплату. Во 2-м – с увеличением ставки акциза на пиво и толики регионов в поступлении акцизов на горюче-смазочные материалы.

Расходы консолидированных региональных бюджетов в 2020-м выросли на 15%. Растраты на здравоохранение возросли сходу на 71%, на социальную политику (включая мед страхование неработающего населения) – на 23%.

По абсолютной величине самый большенный недостаток – 136 миллиардов руб. – сформировался в Москве. Но по соотношению недостатка и собственных доходов столица не заходит в число фаворитов. Посреди их все те же сырьевые регионы: Тюменская область, Республика Коми, ЯНАО, Башкирия плюс Кузбасс, Пермский край и Томская область.

Время для резервов

В 2021-м, пишет Чернявский, на доходы регионов будет влиять сходу несколько причин. Так, в согласовании с Главными направлениями экономной политики и Законом о федеральном бюджете на 2021–2023 годы, трансферы из центра сократятся на 25%.

«Такое сокращение плохо скажется и на поступлениях НДФЛ, которые могут уменьшиться по сопоставлению с рекордным уровнем 2020 года. Поступления по налогу на прибыль в региональные бюджеты в 2021-м должны возрости под воздействием роста экономики и глобальных цен на сырье. Можно представить, что доходы регионов в 2021-м возвратятся к уровням 2019 года с поправкой на инфляцию, другими словами будут ниже номинальных характеристик 2020 года приблизительно на 2%», – предсказывает эксперт из ВШЭ.

Что касается расходов, то на их будут оказывать воздействие те же причины, что и в 2020-м: эпидемия коронавируса, необходимость поддерживать население и бизнес. «Не следует забывать и о выборах в Муниципальную думу в этом году», – отмечает Чернявский.

В таковой ситуации, продолжает он, федеральному центру целенаправлено сохранить поддержку регионов в части экономных кредитов в масштабах 2020 года и отыскать возможность прирастить экономные трансферты сверх запланированного уровня. «Беря во внимание резервы федерального бюджета, кроме ФНБ, доп средства на поддержку регионов в 2021 году могут быть найдены без нарушения его общей конструкции», – считает он.

Все в долг

Главная стратегия для регионов на наиблежайшие годы – увеличивать долги (в большей степени в части экономных кредитов со стороны центра) и активнее просить безвозмездную помощь от федеральных властей, дополняет аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Все дело в том, что регионы ограничены в маневрах, связанных с сокращением расходов. Самые накладные статьи – соц политика, здравоохранение, образование, оборона и сохранность – возложены на их федеральным центром, подчеркивает аналитик.

«Региональные бюджеты занимают немногим наиболее трети консолидированного бюджета, являясь частью многоуровневой структуры, где доходы аккумулируются в большей степени в центре, а расходы ложатся на исполнителей на местах. В этом плане рост недостатков в регионах не является острой неувязкой, он только указывает, как не сбалансированы валютные потоки снутри данной нам системы, – объясняет Валерий Емельянов. – Cейчас мы смотрим типичную просадку вослед за ценами на нефть. Но, как и в прежние годы, за нею последует объединение, рост профицита и адаптация под новейшие реалии. И на уровне регионов, и на уровне центра есть осознание, что без финансирования ни один субъект Федерации не оставят. Они все являются бенефициарами 1-го и такого же распределительного котла, который достаточно гибок в управлении благодаря наличию денежных резервов и политике плавающего рубля».

Добавить комментарий