Школа в глубинке связана с социально-экономической ситуацией района. Постепенно люди покидают деревни, с каждым годом все меньше детей приходит в первый класс. Как учителя справляются с двойной ставкой и на что они вынуждены тратить собственную зарплату, соответствуют ли нормам условия в деревянных школах и почему многие считают, что в селе дают плохое образование? «Правмир» поговорил с сельскими педагогами.
«БИБЛИОТЕКАРЬ, УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ, СОЦПЕДАГОГ — ВСЕ Я»
Мариана, стаж 3 года, Тюменская область:
— Три года назад мы с семьей переехали из города в село: устали от суеты и шумных соседей, захотелось свой уютный уголок. У нас трое детей, поэтому искали такое место, чтобы рядом была хорошая школа. Ребята к ней быстро привыкли, да и я как мама стала участвовать в жизни их классов. Видимо, уже тогда заведующая и методист заметили мою активность.
Работала я на тот момент в статистике, в принципе, меня все устраивало. Но через год после нашего переезда мне предложили место школьного библиотекаря. Так я здесь и осталась. Сегодня совмещать приходится много функций: я и библиотекарь, и учитель музыки, и учитель технологии, и педагог дополнительного образования, и классный руководитель. Параллельно осваиваю профессию коррекционного педагога: у нас обучается трое ребят с ОВЗ, одному из них нужна программа для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Кроме того, в нашей школе нет социального педагога, этими вопросами занимаюсь тоже я. И семьи встречаются неблагополучные, и дети, состоящие на внутришкольном учете.
У таких учеников я, как член семьи: 24 часа в сутки должна знать, где ребенок, что у него происходит, что он ел сегодня, и вообще быть в курсе его физического и морального состояния.
Для этого выезжаю на дом, работаю с ними совместно с инспектором ОДН, психологами, социальными педагогами базовых школ.
Один мальчик, например, находится на учете с третьего класса. В шестом он вместе со старшими товарищами стал сдавать железо. Конечно, делал это не от хорошей жизни. Его мама в одиночку воспитывает троих, денег, естественно, не хватает, а сама она лечилась от алкогольной зависимости. Так вот. Компания залезла в чужой дом и утащила железо. Результат — постановка на все виды учета и семьи, и ученика. Таких историй много…
Нагрузка у меня, конечно, большая, а помимо уроков должны быть еще консультации, внеурочная деятельность. Классное руководство отнимает огромное количество времени и сил. Но я считаю, что зарплата для села получается достойная. Плюс районный коэффициент, компенсация коммунальных услуг.
Я работаю в школе-девятилетке, десятые и одиннадцатые классы должны ездить в соседнее село за несколько километров отсюда. На данный момент всего у нас 118 учеников. Школа трехэтажная, кирпичная. Самое главное — оснащенная современным оборудованием. В каждом кабинете — компьютер, телевизор, интерактивные доски. Оборудован большой компьютерный класс. В общем, идем в ногу со временем, а иногда даже пытаемся его опередить.
В нашем селе учитель — это уважаемый человек. Тебя знают не только как преподавателя, но и как соседа, как маму одноклассника. Поэтому отношения более тесные и дружеские как с детьми, так и с родителями. Дети у нас прекрасные, очень любознательные, не могут сидеть на месте долго, поэтому за урок делаем тридцать три дела сразу. Участвуем в различных конкурсах, поем, танцуем. Стараемся успевать все. Самое главное для меня — это умение найти тот самый контакт с учениками, с родителями, с администрацией. Когда каждую перемену твой класс бежит к тебе и делится какими-то новостями, переживаниями, спрашивает совета, вот тогда начинаешь понимать, для чего ты выбрал эту профессию и готов ли ты идти с ней по жизни.
«ВСЕ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ПЕЧАТАЮ САМА»
Зоя, стаж 14 лет, Республика Коми:
— Я окончила институт и уехала работать учителем математики далеко от родного дома, в поселок городского типа близ Ухты, где мне предоставили комнату в малосемейке. Школа большая, мне дали три класса (в каждом человек по 25), один из которых был коррекционным. Проработала я здесь несколько лет, а потом родила ребенка и вернулась в деревню к матери. А дома, в той школе, в которой училась я сама, как раз один преподаватель ушел на пенсию. Директор — мой бывший классный руководитель — предложил поработать, пока нахожусь в декрете, а потом и вовсе остаться. Человек я безотказный, поэтому согласилась. Преподаю здесь с 2010 года.
Нашей школе уже больше сорока лет. Здание построено из бруса и постепенно приходит в негодность. В классах сейчас максимум по девять человек, минимум по два. Конечно, хотелось бы больше, но поселок неперспективный, молодежь уезжает в город, поэтому старшие классы закрываются из-за отсутствия детей. Всего учеников сейчас 55, учителей 20.
Есть недостатки в оснащении. Буквально пять лет назад перешли от деревянных досок к интерактивным, год назад поменяли старые парты на современные. Исправных проекторов у нас всего четыре, поэтому коллегам приходится между собой делиться. В первую очередь я бы обновила в школе все технические средства. У меня лично дома стоят три принтера — это необходимо, чтобы печатать детям дидактические материалы и наглядные пособия.
Эпидемию коронавируса мы пережили, как и все, дистанционно. Было очень трудно, ведь у некоторых семей, в том числе многодетных, нет компьютеров. Сейчас вспоминаем последнюю четверть прошлого года…
Одиннадцатый класс нужно было готовить к ЕГЭ, и мы на свой страх и риск проводили консультации. Карантин показал, что ребята не справляются без учителя.
От уроков невозможно устать, это же общение! Дети в нашей школе доброжелательные, поэтому нет такого класса, куда не хотелось бы идти на урок. В целом от работы в получаю одно удовольствие, со всеми выпускниками до сих пор общаюсь. Те, кто поступает, просят помочь с высшей математикой, приходят в школу на новогодние праздники, последние звонки.
«СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ СЧИТАЮТ БЕЗДЕЛЬНИКОМ»
Татьяна, стаж 27 лет, Смоленская область:
— После института по распределению я вернулась работать в родную школу: она малокомплектная, учитель одновременно ведет занятие с разными классами. Правда, раньше была бóльшая наполняемость, сегодня же осталось всего восемь ребят да шесть преподавателей.
Здание старое, деревянное, здесь училась еще моя мать, а ей уже 80 лет! Зимой отапливаемся печкой. Года два-три назад провели воду и сделали туалеты — так что с этой точки зрения условия соответствуют требованиям СанПиНа, даже малокомплектные школы в далеких деревнях вывели на должный уровень.
Сельский учитель вынужден выкраивать средства на многие расходы из собственной зарплаты, которая, кстати, не так уж велика. Ставка учителя высшей категории — 16 тысяч с копейками. Я живу в городе, за 20 километров от школы, и каждое утро добираюсь самостоятельно. Никто никогда не компенсировал затраты на бензин. Из своих же денег мы оплачиваем курсы повышения квалификации, приобретаем наглядные пособия. Если в ребенке есть хоть какая-то искорка, хочется, чтобы он поучаствовал в онлайн-конкурсах, например, но и это делаем за свой счет.
С детьми тоже непросто. Во-первых, их очень мало. Я преподаю в начальных классах и могу сказать, что в течение 45 минут одного-единственного ребенка занимать едва ли не труднее, чем целую группу, потому что такой урок требует особой подготовки, планирования. Во-вторых, очень низкий уровень развития малышей. Деревня крохотная, в ней нет ни одного садика, а дома с ними редко кто занимается. Одна из главных проблем на селе — отсутствие логопедов, психологов, дефектологов, которые могли бы оказывать помощь тем, кто растет в неблагополучных семьях. У ребят встречаются серьезные дефекты речи, особенно в таких специалистах нуждаются дети с ОВЗ.
У меня в классе есть мальчик с аутизмом. Это мой первый случай, понадобились курсы переподготовки, чтобы работать с ним, но все равно на практике ситуации абсолютно непредсказуемы! Вынуждена перестраиваться в зависимости от поведения и настроения ребенка…. Ему трудно часто менять вид деятельности, поэтому запланированный урок может вовсе не состояться. Но несмотря на это, он уже хорошо умеет читать и писать.
Раньше приходилось покупать дополнительную литературу, а теперь выручает интернет — всегда вечером дома подготовишь интересные пособия.
К слову, о материально-технической базе: в нашей школе всего один ноутбук и один компьютер.
С дистанционным обучением, конечно, случалось разное: в деревне пропадала связь, занятия порой превращались в ожидание, пока ребенок снова появится на экране. Не говоря о том, что у некоторых вообще нет никакой техники.
Многие знакомые считают, что преподавать на селе — халявное занятие. Статус городского педагога в глазах окружающих выше, чем сельского, вне зависимости от того, как он работает. То, что в деревенской школе ничему не учат, — это миф. Наши ребята, как и городские, поступают в колледжи и вузы, достойно устраиваются в жизни. У нас есть выпускники, которые окончили московские, калининградские, смоленские университеты. Так что слышать фразы о том, что мы ничего не делаем, очень обидно. Вопреки трудностям, мы не унываем, любим свою профессию и стараемся по мере сил, ведь каждый ребенок должен получать качественное образование, где бы он ни родился — в Москве или неизвестной деревне с населением пятьдесят человек.
«В ШКОЛЕ РАБОТАЮТ ЛУЧШИЕ ИЗ ХУДШИХ»
Наталья, стаж 2 года, Новгородская область:
— Я уроженка нашего поселка. Сначала много лет работала в коммунальном хозяйстве. Когда оно развалилось, встал вопрос о поиске новой работы, а в деревне это проблема. Я выбирала профессию в расчете на то, что будет востребовано, даже если население со временем в разы сократится (сейчас жителей примерно 1200–1300 человек). И в 35 лет я решила поступить в университет на учителя начальных классов. У меня самой четверо детей, так что с навыками воспитания все в порядке. Правда, сначала думала пойти в садик, но там вакансий не было, а в школе оказалось свободное место, тем более раньше я там уже иногда заменяла математиков. Мне дали первый класс. Очень нравится, что на уроках каждому ребенку я могу уделять много внимания.
Но кто остается в деревне? У кого-то нет денег на переезд, кому-то не позволило здоровье или вредные привычки… С дорогами здесь — беда, с медициной — тоже, ближайший роддом находится дальше, чем за сто километров. Тяжело и молодым, и пожилым, поэтому в глубинке живут в основном неблагополучные семьи. Сейчас в школе обучается более 50% детей с ОВЗ.
У нас нет профессионального логопеда, нет психологов — никто не приезжает в село, да и финансирование слабое. Сразу после института как молодой специалист я получала 19 тысяч — это вместе с надбавкой 43% от оклада. Час учительской работы стоит 137 рублей. Но давайте уточним: чтобы провести 40 минут урока, мне нужно около часа на подготовку, а затем я трачу примерно столько же на проверку тетрадей и анализ результатов. Итого — почти три часа. В этом году нагрузку между коллегами перераспределили: двое учителей вышли на пенсию, один устроился в школу поближе к дому. Я взяла математику, алгебру и геометрию, сейчас веду 45 часов — это две ставки. Работа забирает очень много времени, семья оказалась на втором плане. Спасибо родным за то, что меня поддерживают!
В период пандемии мы столкнулись с тем, что не у всех дома есть компьютеры. В некоторых семьях рады кнопочным телефонам… Дети приносили в мой почтовый ящик тетради, я проверяла их и клала обратно. Со связью тоже возникали неполадки. Допустим, из четырнадцати человек стабильно онлайн присутствовали четыре-пять, двоих периодически выбрасывало из конференции. Но мы созванивались, использовали мессенджеры, социальные сети, электронный дневник. Иногда ребята собирались у соседей, в чьем доме был компьютер, хоть это и противоречило карантинным постановлениям.
В школе, как говорят у нас на селе, работают лучшие из худших. Иногда слышишь от родителей, что теперь учителей берут с улицы. Почему-то у них нет доверия, они не понимают, какая нагрузка ложится на плечи преподавателей… Но карантин все изменил, мамы и папы почувствовали себя на нашем месте.
«ДЕТИ ЛЮБЯТ СО МНОЙ ОБНИМАТЬСЯ!»
Антонина, стаж 15 лет, Республика Карелия:
— Работаю в Карелии, в самом северном районе на границе с Финляндией. Уже более пятнадцати лет я социальный педагог, мне очень нравится эта профессия! Школа теплая, как и весь наш поселок, благоустроенная. По вместимости она большая, но так как леспромхоз, который был градообразующим предприятием, закрыли, люди стали уезжать… Сейчас здесь учатся 200 детей, в классах по 14–20 человек.
Главная положительная сторона работы в сельской школе — средняя наполняемость, ребенка чаще спрашивают на уроке. Однако мы, как и городские педагоги, тоже много времени тратим на различные отчеты и прочую бумажную волокиту.
Живя в поселке, мы знаем о ребенке все: его семью, материальное положение и так далее. Есть, конечно, и неблагополучные семьи, но их немного, мы с ними занимаемся. На учете в детской комнате милиции у нас не стоит ни один ученик! В школе ведется большая внеклассная работа, открыто множество кружков. Например, уже больше десяти лет я руковожу кружком «Я — волонтер». Сейчас, конечно, в условиях пандемии трудно организовывать общешкольные мероприятия, но мы их проводим в рамках отдельных классов. Еще наша школа гордится музеем, который ребята создали своими руками, они там проводят экскурсии.
Дети очень доброжелательные. Вспоминаю, как в год волонтера мы с ребятами проводили благотворительные ярмарку и концерт. После него ко мне подошла одна бабушка и сказала: «Моя внучка очень жалеет, что она только в первом классе, а в волонтеры берут с пятого». Я решила в порядке исключения принять ее. Теперь таких ребят уже несколько. Зимой они кормят птиц в кормушках, которые развешиваем у школы, это ведь очень важно… Бывают, конечно, курьезные случаи.
Буквально на днях один девятиклассник, когда ему сделали замечание, в шутку спросил: «Школа — это наш второй дом, почему же вы, учителя, в нем командуете?»
Работой на селе я очень довольна. Приятно, когда идешь в школу, а все здороваются с тобой, называя по имени и отчеству: старшеклассники машут рукой, малыши подбегают и начинают обниматься. Ты ощущаешь себя нужным человеком!