©Константин Кокошкин/Коммерсантъ/Vostock Photo
Уже в следующем году в России появится свой собственный рынок торговли углеродными единицами, ожидают в Минэкономразвития. «Профиль» разбирался, зачем это нужно и чем может обернуться для компаний и потребителей их продукции.
Привезите чистое или платите
Глобальный разворот в сторону «зеленой» экономики не обошел Россию стороной. Не позднее 2060 года РФ планирует стать углеродно-нейтральной, говорил в октябре президент Владимир Путин. Европейские и некоторые другие развитые страны хотят сделать это чуть раньше – к 2050 году.
Углеродная нейтральность означает, что все выбросы диоксида углерода на территории страны должны компенсироваться проектами, которые помогают поглощать парниковые газы из атмосферы. Это должно сократить парниковый эффект и антропогенное воздействие на окружающую среду.
Но одним из главных драйверов движения к углеродной нейтральности для российской экономики может стать не забота о планете, а новые правила ЕС. Минувшим летом Еврокомиссия обнародовала амбициозный экологический план EU Green Deal, включающий меры трансграничного углеродного регулирования (ТУР). Среди прочего он предусматривает введение так называемого углеродного налога для импортеров.
В действительности о классическом налоге речи не идет. Предполагается, что компаниям–импортерам продукции, при производстве которой выбрасывается много диоксида углерода, придется покупать специальные сертификаты. «Привезите нам чистое или платите» – так описывают основной принцип ТУР в Аналитическом центре при правительстве РФ. По словам экспертов, шаги ЕС направлены прежде всего не на снижение энергоемкости внутреннего потребления, а на очищение импорта от выбросов.
Как отмечают в Аналитическом центре, постановление о запуске ТУР давно было предметом для дискуссий «в силу существенных угроз для экспортеров энергоемкой продукции». В том числе российских.
Многие опасались, что новые европейские правила затронут едва ли не все основные российские экспортные товары, включая энергоносители. Самые пессимистичные прогнозы не оправдались. Как стало известно в июле, на первых этапах углеродный налог коснется только поставок удобрений, цемента, электроэнергии, стали, алюминия и труб. Но удар по этим сегментам будет довольно чувствительным.
По подсчетам Минэкономразвития, углеродный налог ЕС обойдется отечественным экспортерам более чем в 50 млрд евро. Правда, запускать систему планируется постепенно. Начиная с 2023 года компании обяжут отчитываться о показателях углеродоемкости той продукции, которую они ввозят в Европу. В полную силу новые правила заработают только с 2026 года.
Где купить экологичность
Планы европейцев дают российским экспортерам и в целом экономике страны некоторое время на подготовку. Но нескольких лет в любом случае не хватит компаниям, чтобы сделать продукцию абсолютно «чистой» в соответствии с требованиями ЕС. Тем более что декарбонизировать нужно не только производство, но и транспортировку товаров.
Поскольку полная модернизация в сжатые сроки невозможна, единственным способом полностью «озеленить» продукт становится торговля углеродными квотами и единицами. Этот рыночный инструмент предполагает, что компании должны иметь разрешение на каждую единицу своих выбросов. Такое разрешение можно получить у государства или купить у других компаний.
Идея в том, что более «зеленые» компании или страны, которые реализуют экологические проекты или за счет минимизации выбросов, не до конца используют выделенные им квоты, могут продать их другим участникам рынка. А те, кто выпускает углеродоемкую продукцию, могут эти квоты или единицы приобрести. Таким образом они получают возможность избежать штрафов за превышение выбросов от государства или реализовать свою продукцию требовательным (как, например, страны ЕС) покупателям.
«Карбоновые квоты и единицы все более воспринимаются как необходимый инструмент для решения вопросов декарбонизации и реализации климатической повестки в достижении заявляемых целей по углеродной нейтральности как на уровне стран, так и конкретных компаний», – отмечает партнер Bain & Company Алексей Каравайкин.
Системы торговли такими «индульгенциями» работают более чем в 20 странах. Еще примерно столько же собираются вскоре запустить свои торговые площадки.
На климатической конференции в Глазго глава Минэкономразвития Максим Решетников говорил, что со стороны отечественных игроков уже есть спрос на этот инструмент. «Сейчас российские компании, чтобы сократить и обнулить углеродный след своей продукции, приобретают углеродные единицы. Но, к сожалению, не внутри страны, а за ее пределами», – заявил министр.
Эту ситуацию власти хотят изменить уже в следующем году, запустив в стране рынок торговли углеродными единицами. По прогнозам Решетникова, это может произойти к середине 2022-го.
Ранее в России приняли закон, который ограничивает выбросы парниковых газов крупными предприятиями. Он обязывает отчитываться о выбросах и одновременно создает основу для создания рынка углеродных единиц.
Однако эксперты сомневаются, что сформировать рынок удастся так быстро. «Вряд ли это реалистично, – говорит завкафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев. – Пока из сделанного запущен пилотный проект на Сахалине и подготовлен проект постановления правительства «Об операторе реестра углеродных единиц». Планируется, что это будет небанковская кредитная организация «Национальный расчетный депозитарий». Но мало определить уполномоченное юрлицо, осуществляющее функции оператора реестра углеродных единиц. Климатические проекты необходимо должным образом верифицировать и подтвердить соответствие заявленным целям. Нужно будет развернуть систему торговли и регистрации углеродных единиц».
Сахалинский эксперимент, упомянутый экспертом, включает инвентаризацию выбросов и поглощения парниковых газов в регионе. Локальная система торговли углеродными единицами должна обеспечить региону углеродную нейтральность к 2025 году. В случае успеха опыт хотят распространить и на другие субъекты.
Во что это выльется
Крупные участники финансового рынка, включая Газпромбанк, ВТБ и Мосбиржу, уже заявили о желании работать над созданием российской системы торговли углеродными единицами. По оценкам «ВТБ Капитала», к 2025 году оборот на этом рынке может достичь 100–300 млн долларов, а к 2030 году – 1,5–3 млрд долларов. Часть этого объема может торговаться на бирже, остальное – через брокеров.
Основными субъектами рынка в перспективе станут крупные промышленные компании, ожидает замдиректора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО Игбал Гулиев. По его мнению, создание национального рынка углеродных единиц станет важным шагом по защите национальных экспортеров от трансграничного углеродного регулирования, которое вводят страны ЕС. Однако другие эксперты подчеркивают, что для этого европейцы еще должны признать российский рынок.
«Здесь важно осознавать, что разработанная для России система платежей за выбросы должна быть принята и международными партнерами», – говорит Ольга Белоглазова, руководитель Энергетического центра EY в регионах Центральная, Восточная, Юго-Восточная Европа и Центральная Азия. Иначе нельзя быть уверенным в том, что платежи не «задвоятся» в разных юрисдикциях.
Но даже без такого «задвоения» углеродные единицы и квоты обойдутся компаниям недешево. В 2020 году стоимость квот увеличилась на 30%. В 2021-м на фоне оживления экономики и планов Евросоюза рост дополнительно ускорился. Стоимость «индульгенций» игроки неизбежно переложат на потребителя через повышение конечной цены продукции.
По словам Ольги Белоглазовой из Энергетического центра EY, достижение углеродной нейтральности к 2050 году может стоить миру порядка 3% ВВП ежегодно. А падение энергоэкспорта России к тому моменту может составить порядка 200 млрд долларов. «При этом последствия от энергоперехода коснутся не только энергетиков, но и других отраслей экономики», – заключает она.