Василий Кашин
Сумеют ли америкосы достигнуть признания Китая виноватым в геноциде
Избрание Джо Байдена президентом США породило волну обсуждений о том, какой будет в наиблежайшие четыре года южноамериканская политика в отношении Китая – настолько же конфронтационной, как при Трампе, либо все-же наиболее мягенькой? Но, похоже, что оба эти догадки неверны. Сейчас все есть основания ждать сурового усиления южноамериканского давления на Пекин и роста обоюдной враждебности до неслыханного до этого уровня.
На наших очах поочередно раскручивается сюжет, в центре которого обвинения китайских властей в геноциде мусульман-уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) КНР. Хотя работа на этом направлении ведется неторопливо и без резких движений, уже на данный момент она имеет все признаки отлично спланированной кампании. При этом, судя по всему, бюрократы байденовской администрации продолжают то, что начали их предшественники из команды Трампа, невзирая на все заявления о полном пересмотре политического курса 45-го президента США. Привлекаются к данной для нас кампании и представители политических кругов ряда европейских государств.
Началось все с того, что в конце октября прошедшего года в Сенат был внесен и передан на рассмотрение комитета по зарубежным делам проект резолюции о признании геноцидом китайской политики в отношении ряда государственных меньшинств, включая уйгуров. 27 декабря Конгресс востребовал от Муниципального департамента в течение 90 дней вынести суждение о грехах против человечности либо геноциде в Синьцзяне. 14 января Комиссия по Китаю Конгресса и исполнительной ветки власти (особая южноамериканская госструктура, отвечающая за мониторинг отношений) опубликовала доклад, в каком утверждалось, что в Синьцзяне имеют пространство злодеяния против человечности и, может быть, геноцид.
Реакции внешнеполитического ведомства США не пришлось ожидать 90 дней. 19 января, наименее чем за день до сложения возможностей, с заявлением о геноциде в СУАР выступил госсекретарь Майкл Помпео. «Я установил, что КНР под управлением и властью КПК [Компартии Китая] производила геноцид в отношении в большей степени мусульманского уйгурского населения и остальных этнических и религиозных меньшинств в Синьцзяне. Я считаю, что геноцид длится и мы смотрим системные усилия по уничтожению уйгуров китайским государством-партией», – утверждал госсекретарь. Помпео призвал приготовить юридическую базу для вербования Китая к ответственности за эти деяния.
{Само по себе} заявление Помпео могло бы быть воспринято как очередной красивый пиар-ход бюрократа администрации, прославившейся собственной экстравагантностью. Но через считанные часы предложенный Байденом на пост госсекретаря Энтони Блинкен, выступая на заседании комитета Сената по зарубежным делам, произнес, что делит мировоззрение Помпео о происходящем в СУАР («Это могло бы быть и мое суждение»). Несколькими деньками позже Блинкен вновь в том же ключе высказался о геноциде уйгуров, исключив возможность интерпретировать его предшествующее заявление как неверное и случайное.
Геноцид – очень суровое обвинение, влекущее за собой грозные правовые последствия. Москва, невзирая на конфронтацию с Западом и конфликт на Востоке Украины, не сталкивалась с обвинениями сравнимой тяжести. Максимум, что давали создать отдельные южноамериканские политики, – объявить Россию государством – спонсором терроризма.
Есть несколько вероятных определений геноцида, но главным считается таковое из Конвенции ООН 1948 года о предупреждении злодеяния геноцида и наказании за него. Конвенция описывает в качестве геноцида деяния, совершаемые с целью поражения, полного либо частичного, какой-нибудь государственной, этнической, расовой либо религиозной группы. К таким действиям могут относиться убийства, причинение телесных повреждений либо интеллектуального расстройства, умышленное создание нестерпимых актуальных критерий, предотвращение деторождения и насильное изъятие деток.
Пекин, безусловн, проводил в протяжении крайних лет в СУАР кампанию массовых внесудебных арестов и отправки в «центры перевоспитания» потенциально неблагонадежных местных обитателей. Целью кампании было, судя по всем имеющимся данным, угнетение сопротивления предполагаемых сепаратистских частей, но не ликвидирование уйгурской цивилизации. Китай также усилил полицейский контроль над всеми сферами жизни региона, включая любые проявления религиозной активности. Хотя имеются данные о вариантах стерилизации в Синьцзяне, нет убедительных свидетельств того, что эта практика в корне различалась от твердых примеров политики контроля за рождаемостью в остальных частях КНР.
Таковым образом, хотя значимой части американской элиты (как демократической, так и республиканской) весьма охото обвинить Китай в геноциде, с юридическими формальностями придется значительно повозиться. Номинированная Байденом на пост представителя США в ООН Линда Томас-Гринфилд на слушаниях в Конгрессе в конце января утверждала, что деяния Пекина в СУАР «смотрятся как геноцид» и должны называться соответственно. Вкупе с тем она признала, что при вынесении соответственного решения Помпео в январе «были нарушены некие процедуры», из-за чего же Госдепу придется пересмотреть проделанную республиканцами работу. Но цель заключается в том, чтоб определение геноцида «сохранилось».
В феврале сделалось понятно, что юристы Госдепартамента проинформировали свое управление о том, что, хотя китайские деяния в Синьцзяне могут быть подведены под определение злодеяний против человечности, доказательств для объявления их геноцидом не хватает. Вообщем, судя по прошедшим случаям выдвижения Вашингтоном схожих обвинений в адресок остальных государств, недостаток доказательств – не повод поменять точку зрения, а весомая причина подтверждения откуда-нибудь достать.
Пока подтверждения отыскивают, сюжет продолжает развиваться. В феврале парламенты 2-ух союзных США государств, Нидерландов и Канады, приняли необязывающие резолюции, признающие геноцид в СУАР. Сначала марта соответственный проект резолюции будет внесен в парламент Австралии. Схожий процесс начался и в турецком парламенте, правда, там резолюция предложена депутатом от оппозиции и, видимо, не имеет перспектив.
В Англии ряд правозащитных организаций хотят добиваться судебного решения о признании событий в Синьцзяне геноцидом. При всем этом правительство с трудом противоборствует попыткам группы парламентариев провести законопроект, согласно которому страна будет должна порвать торговые соглашения с государствами, обвиненными в геноциде английским трибуналом.
Пекин пока реагирует на все это яростными заявлениями министерства зарубежных дел и повторением своей версии происходящего в Синьцзяне. Китайцы также пробуют ставить под колебание надежность очевидцев – эмигрантов, повествующих о нарушениях прав человека в СУАР, приводя данные о их уголовном прошедшем. При всем этом не стоит забывать о том, что КНР – главный торговый партнер почти всех ведущих экономик мира, а в 2020 году вышла на 1-ое пространство посреди торговых партнеров Евросоюза. В таковых критериях даже правительство Англии не готово поддерживать США в их намерении признать происходящее в СУАР геноцидом.
Тем не наименее история находится только на исходной стадии собственного развития; для развертывания кампании по обвинению КНР в геноциде в наиблежайшие месяцы либо годы будут приложены значимые усилия. Тяжесть этого обвинения и индивидуальности правовых систем ряда государств могут привести к необратимым последствиям, затрагивающим их торговые дела с Китаем.
Независимо от удачливости всего компании, выдвижение подобного рода обвинений можно считать показателем решительности целей США в отношении КНР. Внедрение Вашингтоном определения «геноцид» на официальном уровне делает маловероятным потепление американо-китайского диалога в обозримом будущем.
Создатель – заместитель директора Центра всеохватывающих европейских и интернациональных исследовательских работ (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ