Наша родина стала единственной из продвинутых стран, где несколько десятилетий попорядку число учёных сокращается. Лишь за крайние восемь лет количество исследователей, которые уехали за предел, подросло впятеро.
О этом поведал ТАСС основной учёный секретарь Русской академии (РАН) Николай Долгушкин. По его сведениям, с 2012 года число покидающих Россию высококвалифицированных профессионалов возросло с 14 000 до практически 70 000.
В 1990 году Наша родина занимала 1-ое пространство в мире по числу учёных, отметил академик. Но с того времени их количество снизилось с 992 000 до 348 000, другими словами на 65%.
В 2018 году аналитики Boston Consulting Group провели опрос посреди 24 000 россиян. Исследование показало, что половина русских учёных (50%) желают работать за границей. Посреди управляющих компаний желающих покинуть страну оказалось 52%, а посреди IT-специалистов — 54%. К ним готовы были присоединится 49% инженеров и 46% докторов.
Почему «утечка мозгов» ускоряется?
Согласно национальному проекту «Наука» за крайние три года число учёных в Рф обязано было вырасти на 35 000 человек. Но за этот период времени количество исследователей в стране уменьшилось на 30 000, отметил Николай Долгушкин.
По воззрению академика и его коллеги, президента РАН Александра Сергеева, русские учёные уезжают за предел по последующим причинам:
-
недочет финансирования науки;
низкий престиж профессии учёного в стране,
трудности при выстраивании карьеры,
отсталая и устаревшая инфраструктура — средний возраст использования оборудования превосходит 10 лет.
Три года вспять опрошенные Boston Consulting Group посреди обстоятельств уехать за предел называли:
-
наиболее высшую заработную плату за рубежом,
желание приобрести трудовой опыт,
широкие карьерные способности,
высочайший уровень жизни.
Кроме отъезда учёных Наша родина рискует столкнуться с массовой эмиграцией тыщ IT-специалистов. О таком сценарии ранее предупреждала глава InfoWatch Наталья Касперская.
Вице-президент РАН Ира Донник убеждена, что негативная тенденция сохранится и в дальнейшем.
«Грустные анонсы. Больше всего меня волнует, что понижается количество аспирантов, которые выходят на защиту — 8% всего, а в 2012 году было 25%», — отметила она.
Донник призвала подымать престиж профессии, также возродить научно-популярные передачи. Она считает нужным реформировать систему профориентации.
«Неувязка ещё поглубже — нет ранешней профориентации школьников. Университет ребёнок должен избрать уже в 14 лет. Он может остаться на всю жизнь не с той профессией, которая ему увлекательна. Если он в 11 классе решил не поступать и не сдаёт профильные экзамены, он в 99% случаев всю жизнь не будет иметь высшего образования. Нам нужно восстановить раннюю профориентацию и создать её в виде преференций. <…> Нужно, чтоб все ребята с рано выявленной склонностью к науке, могли идти далее, на любом шаге подключиться к этому обучению».
Задачи с наукой в Рф
Ранее выяснилось, что издержки на исследования и разработки в экономике Рф за крайние 10 лет снизились по отношении к ВВП.
При всем этом вложения в российские университеты развития за крайние 15 лет приблизились к показателю в 1 трлн рублей, но уровень нововведений так и не достигнул требуемого показателя. Из-за низкой эффективности и бесполезности миллиардных инвестиций в правительстве решили реформировать ответственные организации.
Не считая того, в Рф как и раньше остро стоит неувязка зарплат учёных в регионах. Сначала февраля на неё направил внимание президент Владимир Путин. На заседании Совета по науке и образованию учёная из Новосибирска Анастасия Проскурина поведала главе страны, что её заработная плата составляет 25 000 рублей, хотя средний уровень в Новосибирской области — 39 000 рублей.
Фото: National Eye Institute, CC BY 2.0