Открытие Россией собственных дорог для транзита санкционных товаров уже сберегло украинским компаниям около $13 млн. Благодаря недлинному пути на любом таком рейсе перевозчик растрачивает до $5 тыс. меньше, чем в обход
Украина стала основным перевозчиком санкционных продуктов по местности Рф опосля открытия транзита, свидетельствуют имеющиеся у РБК данные Центра развития цифровых платформ (ЦРЦП) — разраба системы отслеживания перевозок продуктов авто и жд транспортом.
Всего с марта по сентябрь 2020 года международные грузоотправители, по данным ЦРЦП, выполнили через местность Рф наиболее 4,4 тыс. транзитных рейсов с санкционными продуктами. Большая часть перевозок пришлась на продукты питания: почаще всего через Россию везли мясо и мясные субпродукты — толика рейсов с таковым продуктом составила 37%. Не считая мяса везли также продукты из зерна и злаков (12%), бумагу и картон (9%), продукты из молока (9%), фрукты и орешки (5%), какао (4%), рыбу и ракообразных (3%).
Возможность ввозить на местность Рф нелегальные продукты из государств, против которых русские власти с 2014 года вводили ответные санкции, возникла у перевозчиков лишь в этом году. Поручение открыть русские дороги для санкционки отдал в июне 2019 года президент Владимир Путин — но при условии, что транзит таковых продуктов будет отслеживаться при помощи особых систем контроля.
Авто и жд транспорт, перевозящий санкционку, должен быть оборудован средствами идентификации — пломбами, которые работают на базе спутниковой системы ГЛОНАСС и инсталлируются на тс при пересечении границы. У водителей также должны быть особые учетные талоны.
Систему, которая дозволяет открыть границы Рф для интернационального транзита, сделал ЦРЦП, 100-процентная «дочка» оператора гос системы взимания платы «Платон». Тот же центр назначен Минтрансом оператором пломбирования.
В конце марта 2020 года Федеральная таможенная служба и ЦРЦП начали в тестовом режиме употреблять систему отслеживания перевозок санкционных грузов. О настоящем открытии нелегального ранее транзита Минтранс объявил 15 июля. Замглавы Минтранса Алексей Семенов отмечал тогда, что открытие транзита санкционных продуктов даст возможность русским логистическим компаниям получить в период пандемии доп загрузку и новейших больших грузоотправителей в Азии и Европе.
Украина — основной бенефициар перевозок
Большая часть санкционных продуктов, которые в марте—сентябре двигались транзитом по местности Рф, было отправлено с Украины — из нее были осуществлены 2,7 тыс. рейсов (61% всей перевозки), следует из данных ЦРЦП. Главный поток украинских продуктов шел в Казахстан — эта страна была пт предназначения практически 2 тыс. рейсов. Азербайджан был государством предназначения для практически 400 рейсов с Украины, Грузия — чуток больше 300.
Структура перевезенных с Украины продуктов соответствует общему раскладу по категориям продуктов для перевозки. Почаще всего везли мясо и мясные субпродукты (813 рейсов), также продукты из зерна (504 рейса). За рулем тс, обычно, были граждане Украины — они сделали 1826 перевозок.
2-ое месте посреди отправителей занимает Польша с 573 рейсами. Казахстан лидирует как пункт предназначения для всех интернациональных отправителей.
Перевозка русскими дорогами по сопоставлению с обходными сухопутными маршрутами дозволяет уменьшить срок доставки грузов до 4 суток, и это дозволяет перевозчикам сберегать до 30% цены всякого рейса, констатирует представитель ЦРЦП и подтверждает представитель Минтранса. На маршруте через Россию количество пересечений границы сокращается до 2-ух по сопоставлению с пятью—семью на обходных маршрутах, и это уменьшает сопутствующие расходы на оформление и перевод транспортной документации, заработной платы, горючее, амортизацию и т.д.
По расчетам интернациональных авто грузоперевозчиков, которые в июле приводил Минтранс, любой рейс через местность Рф обходится компаниям на $5 тыс. дешевле. Исходя из этого, перевозчики, которые сделали выше 2,7 тыс. рейсов с Украины, могли сберечь на транзите с конца марта около $13 млн.
По дистанции экономия при перевозке маленьким методом через Россию «грандиозная», отмечает партнер компании «НЭО Центр» Инна Гольфанд. При транзите через Россию от границы Украины до Казахстана — всего 700–800 км. Если доставлять продукты в обход Рф, то можно везти их по Черному морю через Грузию или сухопутным методом через Румынию, Болгарию, Турцию, Иран, но в этом случае дистанция составит уже 5 тыс. км, объясняет эксперт. Используемые технологии гарантируют прозрачность перевозки и разрешают надзирать транзит санкционных продуктов, отмечал 1-ый замруководителя ФТС Руслан Давыдов.
Есть ли лжетранзит
За крайние годы контрабандисты, которые ввозят в Россию санкционные продукты, стали действовать наиболее утонченно и обличить их в поставках нелегальных продуктов труднее, признавал в интервью РБК глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. По его словам, контрабандисты могут заезжать на местность Рф типо на заправку либо употреблять схему неверного транзита, когда продукция по документам движется через местность Рф из Белоруссии в Казахстан, а по сути разгружается в Москве. Для борьбы с таковыми нарушениями Россельхознадзор предложил ввести ответственность для перевозчиков — конфисковывать машинки и продукт, а водителям воспрещать заезд на 5 лет.
Случаи лжетранзита санкционного мяса через местность Рф не один раз были ранее, так же как и случаи контрабанды продуктов из Казахстана, но таможня и Россельхознадзор их выявляют, гласит управляющий исполкома Государственной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его словам, объемы лжетранзита маленькие и потому он не влияет на цены и, соответственно, не является неувязкой для российскей мясной отрасли.
Казахстан и большая часть государств СНГ — импортеры мяса, потому украинская продукция быть может там нужна, показывает Юшин. Казахстан импортирует мяса на $270 тыс. в год, главный поставщик — США, но мясо, которое поставляет Украина, дешевле, конкретно потому страна может увеличивать поставки из данной страны, считает Гольфанд.
Наша родина сейчас сама большой экспортер мяса и если на рынке возникает подозрительная продукция, о этом стремительно уведомляют контрольно-надзорные органы, отмечает Юшин. Не считая того, он припоминает, что на данный момент провозить украинское мясо через Россию уже нереально: с 4 сентября Россельхознадзор для понижения риска распространения небезопасных заболеваний звериных временно воспретил транзит через местность Рф свинины, мяса большого и маленького рогатого скота и птицы с Украины, также продукции звериного происхождения, которая несет риск распространения болезней.
РБК