Традиционно много мигрантов занято в ЖКХ, поэтому зимой, когда нужно будет убирать снег, их нехватка может стать особенно заметной. Фото: Виктор Васенин
Неожиданная для столицы проблема — перестало хватать мигрантов. По оценке мэра Сергея Собянина, их стало меньше на 40%. Часть приезжих после начала пандемии поспешили уехать домой, а другие не смогли приехать в столицу на лето — закрылись границы. В результате на стройках, в сферах ЖКХ, обслуживания, транспорта и многих других сейчас ищут рабочих. Насколько серьезна эта проблема и как ее решить, попробовал выяснить корреспондент «РГ».
Где ты, Чинара?
С нехваткой мигрантов летом столкнулись не только целые отрасли, но и рядовые москвичи. Автор этих строк всегда ремонтировал одежду в мастерской недалеко от дома в центре Москвы — комнатку в неприметном подвале арендовали несколько женщин из Узбекистана. За несколько сотен рублей они запросто давали вторую жизнь любимой рубашке или свитеру. Но недавно, отправившись с очередным нарядом к приемщице Чинаре, я наткнулся на закрытую дверь. Продавщица соседнего магазина вздохнула — бизнес мигрантов не пережил карантина, и где теперь искать Чинару, неизвестно.
Второй звоночек прозвенел во время разговора с соседями по подъезду — те посетовали, что найти бригаду для ремонта квартиры стало задачкой не из простых. «Из-за льготной ипотеки квартиры стали покупать чаще, спрос на ремонтников вырос, а их самих стало меньше — они бы и рады приехать на работу, да границы закрыты. А россияне слишком дорого берут, да и тоже заняты», — пожаловался сосед, некстати затеявший обновление своей «двушки».
— Мигрантов в Москве катастрофически не хватает с лета, когда ограничения были сняты и все открылось, кроме границ, — подтвердил тенденцию в разговоре с «РГ» президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов. — Думаю, через месяц, когда москвичи окончательно разъедутся с дач, будет попроще — без дела останутся гастарбайтеры, занятые на приусадебных хозяйствах, они там весь сезон что-то строят, сажают, убирают и так далее.
Коженов признается, что такой нехватки рабочей силы он не помнит — некому работать на стройках, в ЖКХ, такси и других отраслях. На сайте федерации открыты тысячи вакансий, но желающих не находится. Причем дело даже не в том, что приезжие уехали весной и не смогли вернуться, — границы закрыли так быстро, что и уехать успели не все. Проблема в том, что эти границы не открылись. «Мигранты нередко работают сезонно и приезжают на лето, когда самый высокий спрос, — объясняет Коженов. — Россияне свободные места не займут — их такая работа не интересует. Да и кто из них хотел приехать из регионов, это уже сделал, потенциал исчерпан».
Такси заказывали?
Подтверждают нехватку мигрантов и столичные власти, а также бизнес. Мэр Сергей Собянин на днях заявил, что зимой город ждут трудности, когда встанет проблема уборки улиц от снега и наледи. «Речь о тысячах людей, которые дополнительно этим занимаются. Мы стараемся заместить гражданами других регионов, соседних, москвичей приглашаем на эту работу, но не особо много есть желающих. Но, я думаю, справимся. Ничего такого критичного не будет, но проблема существует», — отметил градоначальник в интервью ТАСС.
Столкнулся с нехваткой кадров и бизнес. Решают эту проблему по-разному. Клининговые компании, к примеру, признают, что им не хватает до четверти персонала. Однако заказать уборку москвичи все равно могут — просто ждать свободного уборщика приходится дольше. Не встали и стройплощадки. В группе компаний «МИЦ», к примеру, говорят, что их стройки укомплектованы, но в целом по рынку нехватка работников из ближнего зарубежья действительно ощущается. «Когда весной начали закрывать границы, остановили стройку на месяц, конечно, ряд наших подрядчиков ощутили отток рабочей силы, — говорят «РГ» в пресс-службе. — После возобновления строительства некоторое время была нехватка работников, многие из которых уехали к своим семьям и уже не смогли вернуться из-за ковид-ограничений. Но со временем ситуация выровнялась».
Дело и в том, отмечает Коженов, что многие мигранты сейчас стали специализироваться в определенных отраслях и не согласны на любую работу, как раньше. «Весной, когда было мало работы у таксистов, мы им предлагали — идите работать в поле, в сельском хозяйстве нужны люди. На что таксисты отвечали — ну какое поле, я водитель».
Впрочем, уже осенью перестало хватать и таксистов — агрегаторы жалуются, что пассажиры возвращаются к активной жизни быстрее, чем водители, в некоторых таксопарках без дела стоит около четверти машин. Но к ноябрю ситуация наверняка выровняется — желающие заработать быстро вернутся к работе, а клиентов из-за массовой удаленки и ограничений может снова поубавиться. «Весной по домам или на другую работу перешли не только приезжие из СНГ, но и из регионов России, — рассказывает «РГ» московский таксист Алексей Неверов. — Но летом многие вернулись — в Москве все равно заработки больше. Так что если работа будет, то и водители найдутся — я, например, осенью всегда беру больше смен — с наступлением холодов желающих заказать такси становится больше».
В сервисе заказа такси «Везет» тоже говорят, что весной поездок и водителей на линиях было иногда вдвое меньше обычного и многие таксисты действительно ушли с работы. Причем не только из-за отсутствия заказов, но и из страха заболеть коронавирусом. В октябре ситуация повторилась, но не так масштабно — дефицит водителей составляет около 10%, рассказала «РГ» представитель сервиса Юлия Варламова. По ее словам, машины и персонал даже подготовили к возможным ограничениям и закупили не только маски и антисептики, но даже компактные бактерицидные рециркуляторы, которые могут круглосуточно обеззараживать салон авто.
Кстати
Мифы о зарплатах
Вадим Коженов говорит, что о мигрантах в обществе существует много мифов. Например, что стоит им уехать, как их место тут же займут россияне, — пандемия в очередной раз доказала, что это не так. А еще один миф заключается в том, что мигрантам мало платят — на самом деле, отмечает эксперт, деньги, которые они зарабатывают, сопоставимы с заработками россиян.