Как убивается жизнь в России можно увидеть на примере разорения стекольного завода «Востек», о чем рассказал блогер Алексей Алексеев на своем канале «Заповедная магистраль»:
Ещё на подъезде за несколько километров из деревни Покровское с полей показались трубы и цеха огромного бывшего уже завода ОАО «Востек» (Великооктябрьское стекло), который является главной доминантой во всей округе, напоминающей из далека какой-то средневековый замок.
Осенняя пастораль с панорамой на огромный завод «Востек». Фото: Алексей Алексеев
Стекольный завод «Востек» ещё несколько лет назад был старейшим градообразующим предприятием Фировского района с внушительными объёмами производства и солидной историей развития. Завод был гордостью всего Верхневолжья и считался вполне успешным.
«История «Востека» насчитывает вот уже почти 190 лет — именно столько прошло с тех пор, как он был построен его основателем, помещиком Рябушинским в XIX веке. Тогда же вокруг завода было основано поселение, которое со временем разрослось. Что неудивительно, ведь завод давал пропитание всем его жителям: обеспечивал работой и возможностью кормить семью и детей. Предприятие процветало, стало одним из крупнейших отечественных производителей флоат-стекла, осуществляло поставки за рубеж: Англию, Германию, Голландию. На заводе трудились целые династии стеклоделов. Производственные мощности «Востека» в его лучшие времена достигали 15 миллионов квадратных метров стекла ежегодно. С июня 2010 года предприятие не работает, а его чистый убыток в том же году составил 337 миллионов рублей».
Информация с портала tverigrad.ru
На въезде в посёлок Великооктябрьский со стороны Вышнего Волочка. Фото: Алексей Алексеев
Масштабы социального катаклизма, который несколько лет назад разразился в Фировском районе из-за банкротства завода «Востек», были и остаются и по сей день поистине грандиозны, я бы сказал уже по прошествии более 10 лет с момента остановки предприятия фатальными для экономики северо-западного региона Тверской области.
Ведь жизнь и благополучие его 2500 жителей посёлка Великооктябрьский в прямом смысле зависели от состояния предприятия. «Востек» не только обеспечивал людей работой, на его территории располагается котельная и водонапорная башня с артезианской скважиной, от которых зависит жизнеобеспечение всего посёлка.
Центральная проходная на территорию завода «Востек», вид со стороны райцентра Фирово. Фото: Алексей Алексеев
Но не только местных жителей «Востек» обеспечивал работой. Столь масштабное стекольное производство предполагало функционирование длинной логистической цепочки, обеспечивающей непрерывное снабжение предприятия сырьем в больших объёмах, которое шло напрямую преимущественно по железной дороге Бологое-Великие Луки. Кварцевый песок доставляли до станции Фирово, а уже оттуда тянули маневровым порядком заводские тепловозы серии ТГМ4 по подъездному пути, проложенному посреди болот длинною в 10 километров до самого предприятия.
Сегодня в чётной горловине станции Фирово, в той, что находится ближе к Осташкову, виднеются лишь остатки того самого разобранного года три назад протяженного десятикилометрового подъездного пути от железнодорожной станции до завода «Востек» в Великооктябрьском.
Пригородный поезд №6691 сообщением Бологое-Осташков отправляется со станции Фирово, 56 км. Справа ещё видны остатки разобранного ответвления, куда уходил путь, ведущий от станции на завод «Востек». Фото: Сергей Смирнов
В 2009 году впервые за все годы существования была остановлена одна из печей цеха ВВС-1 завода «Востек» якобы на реконструкцию, а в июле 2010 года остановлена ванная стекловаренная печь цеха ВВС-2.
Разобранный собственником завода «Востек» подъездной железнодорожный путь. Вид из посёлка Октябрьский в направлении на Фирово.
Тогда же в 2010 году и началась длительная, затянутая на долгие годы вперёд процедура банкротства предприятия…
Бывшие въездные ворота для ж/д транспорта перед заводом «Востек». Фото: Алексей Алексеев
Завод сумел не только выжить в лихие 90-е прошлого века, но и наладить новые линии по обработке кварцевого песка, доломита, а самое главное — велось строительство газопровода, для того чтобы уйти от мазута и сократить производственные издержки.
Из 42 километров было построено 30. На оставшиеся 12 километров нужно было 30 миллионов рублей. Вот за эти деньги наши хозяева и приобрели завод (деньги были даны под контрольный пакет акций). После перехода на газ доля энергетических затрат на производство была снижена с 35 до 15 процентов.
«Востек» приказал долго жить? Тверские ведомости, публикация от 30 июля 2010 года
Сгоревший пропускной пункт за въездными воротами завода «Востек» для ж/д транспорта. Фото: Алексей Алексеев
Чуть раньше 2010 года новые собственники, к которым завод перешёл в руки получается практически за бесценок, приняли решение о расширении завода, путём получения банковского кредита от Сбербанка и ВТБ под залог недвижимого имущества, читай целого завода (крайне рискованное и опрометчивое на мой взгляд как экономиста решение).
Фото: Алексей Алексеев
Хотя признаться на тот момент существующее производство уже действительно давно требовало модернизации и полного обновления технологических процессов. Для чего, собственно, и был владельцами оформлен многомиллионный кредит.
Сверху очень хорошо видно разобранное путевое развитие внутри завода «Востек». Здесь была можно сказать своя целая ж/д станция, депо, погрузочно-разгрузочные площадки. Фото: Алексей Алексеев
Однако, как всегда и бывает в нашей стране, время для реализации нового проекта оказалось выбрано неудачным. В 2008 году разразился мировой финансовый кризис. Есть мнение, что модернизацию завода нужно было начинать намного раньше, лет так на 10-15, как того требовали технологии развития изготовления стекла, обеспечивающие конкурентоспособность на рынке сбыта. Но у нас что ни десятилетие, так обязательно какой-нибудь грянет кризис, да ещё и не один.
Остатки заводского локомотивного депо на территории завода «Востек». Когда-то здесь проходили техническое обслуживание и ремонт заводские тепловозы серии ТГМ4. Фото: Алексей Алексеев
Деньги от банков на завод в итоге всё же пошли и был даже получен первый финансовый транш.
Панорама завода «Востек». Вид со стороны Фирово. Фото: Алексей Алексеев
Но в итоге банк испугался продолжать дальнейшее финансирование строительства нового завода в самый разгар кризиса, а уже полученный кредит, из-за нереализованного проекта, так и повис на шее завода пудовой гирей.
Новый собственник активно зачищает территорию завода. Добрая часть старых цехов уже снесена. Фото: Алексей Алексеев
Между тем обязательства перед поставщиками за сырьё и энергоресурсы, бюджетом по налогам и заработной плате перед сотрудниками завода продолжали расти как снежный ком. И это всё происходило в то время пока завод продолжал ещё по инерции работать, отгружая готовую продукцию на приличную сумму. Это было не что иное как агония или снятие «сливок» перед надвигающейся большой катастрофой.
Производственные мощности завода составляли 15 миллионов кв. м. флоат-стекла в год, а объём ежедневной отгрузки готовой продукции доходил до 3 млн. руб. Фото: Алексей Алексеев
Именно в это время и нужно было срочно вводить антикризисное управление, подключая к проблеме все уровни исполнительной власти, а не когда уже грянул гром и вытащить завод из долговой ямы было уже невозможно.
А его площади представляют собой огромную территорию в несколько гектар. Фото: Алексей Алексеев
На мой личный взгляд так и вообще я считаю недопустимым было полностью отдавать в частные руки крупные градообразующие предприятия такие как «Востек». Контрольный или хотя бы блокирующий пакет акций, если организация создана в форме АО, должен оставаться в руках у государства, которое контролировало бы принятие всех судьбоносных решений и при этом, несло солидарную ответственность за их принятие наравне с бизнесом. Но теперь что уж об этом говорить, когда завод уже как 11 лет назад был остановлен и впоследствии обанкрочен…
Сегодня на территории бывшего уже завода «Востек» продолжает действовать лишь один цех, занятый резкой стекла под размер заказчика, но только уже не собственного производства, а привозного. Оставшийся в работе цех принадлежит новому юридическому лицу ООО «Цнинское стекло». Фото: Алексей Алексеев
Его владельцы и руководство, как утверждают местные жители, не понесли никакой ответственности за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности, которые определяют социальный климат не только поселка, но района, а также в немалой степени области.
На карте я отметил сам завод «Востек» и современный коттеджный посёлок, предназначенный для размещения бригады строителей
Для реализации нового инвестиционного проекта по строительству нового завода на территории «Востек» был почти полностью построен посёлок для строителей завода. Контракт на строительство был заключен с… китайцами. Именно для них предназначались вот эти современные многоквартирные коттеджи, которые уже давно разграблены по причине длительного запустения и сегодня быстро ветшают, распахнутые всем ветрам.
Фото: Алексей Алексеев
Во всей этой печальной истории неудачного бизнес-планирования в российских реалиях жалко прежде всего людей. Из 1240 сотрудников завода на момент остановки предприятия в одночасье оказались не у дел, без работы и средств для дальнейшего существования 1179 человек.
Бывшее локомотивное заводское депо и следы путевого развития. Фото: Алексей Алексеев
Для маленького посёлка с населением около 2500 человек это была социальная катастрофа, которая перетекла со временем уже в демографическую. Иными словами, люди оказались обречены на вымирание, оставаясь жить на своей малой родине.
Посреди на снимке чётко видна просека по которой ещё не так давно шёл подъездной путь до станции Фирово. Фото: Алексей Алексеев
И вот теперь, когда завод уже давно полностью утрачен, а старые цеха частично уже снесены, остаётся только тяжело вздыхать, пожимая плечами. Увы, но это реальная сегодняшняя Россия, без потемкинских деревень и телевизионной показухи.
Проходная и КПП с южной стороны бывшего завода «Востек». Фото: Алексей Алексеев
При этом спрос на стекольную продукцию подобного качества остаётся устойчивым до сих пор во всём мире. Флоат-стекло относят к термополированным, которые изготавливаются по специальной технологии, которая возникла ещё в 1952 году в Англии. Однако технология в своем применении устойчива и до сих пор. Материал имеет свои особенности, которые в эксплуатации совершенно не уступает современным вариантам изготовления. «Флоат» в переводе с английского «float» означает «плыть». Такое значение этого слова очень точно соответствует производственному процессу, который так и называется «флоат-процесс».
Пожарный пруд, расположенный с южной стороны бывшего завода «Востек». Фото: Алексей Алексеев
Трагедия завода «Востек» как я уже это говорил затронула многих смежников, таких, например, как Бологое-Полоцкая ж/д (участок Бологое-Великие Луки). После распада СССР и закрытия в 2000 году транзитного движения каждый грузополучатель и отправитель в этих краях был на вес золота, поддерживая стремительно угасающий внутренний грузопоток на линии. Старые локомотивщики из Осташкова до сих пор с ностальгией вспоминают поездки со сборными поездами до Фирово, когда шли поставки кварцевого песка.
Эти два рельсовых звена на бывшем ж/д переезде в посёлке Фирово, ведущим на АЗС СургутНефтеГаз — это всё что осталось от разобранной года три назад десятикилометровой ветви подъездного пути, соединявшей когда-то райцентр со стекольный заводом в посёлке Великооктябрьский. Фото: Алексей Алексеев
Посёлок Великооктябрьский безнадёжно умирает. После закрытия завода старожилы утверждают, что в местном ЗАГСе не было зарегистрировано больше ни одного заявления о браке. Больно на всё это смотреть со стороны. А ведь производственная ниша бывшего завода «Востек» до сих пор никем не занята.
Я покидал Великооктябрьский с глубоким чувством скорби и отчаяния. Фото: Алексей Алексеев
А это значит, что в Европе по-прежнему готовы принимать поставки из Фирово.
P.S. Для тех кого затронула тема погибшего завода «Востек», предлагаю посмотреть специальный репортаж «Великооктябрьский: 100 лет, которых не стало» на YouTube канале «Красная линия», вышедший 7 ноября 2017 года.