Фото отсюда
Белоруссия и страны ЕС повышают ставки в противостоянии, обострившемся из-за миграционного кризиса на польской границе. Отвечая на идею европейских стран ввести против Белоруссии новые санкции, президент Александр Лукашенко заявил о готовности остановить транзит товаров в ЕС по территории республики, а также перекрыть газопровод Ямал—Европа. В Брюсселе, правда, эти слова не восприняли всерьез. Зато главный оппонент Минска — Польша обнародовала не менее радикальное предложение: наложить санкции на российскую авиакомпанию «Аэрофлот», которая якобы причастна к организации потока мигрантов. В МИД РФ высказали сомнения, что «до этого может дойти», но категорически исключать такое развитие событий все-таки не стали.
Кризис в отношениях между Белоруссией и Евросоюзом продолжает развиваться. При этом, стремясь повлиять на оппонента, обе стороны стали высказывать все более радикальные угрозы, которые напрямую касаются и интересов России.
В частности, Александр Лукашенко, отвечая на идею новых санкций против Белоруссии, пригрозил остановить транзит товаров через республику в ЕС. «Я просто послушал этих мерзавцев, которые вообще безголовые,— охарактеризовал своих оппонентов господин Лукашенко.— А если мы закроем транзит через Беларусь? Через Украину не пройдет: там российская граница закрыта. Через Прибалтику дорог нет. Если мы закроем для поляков и, к примеру, для немцев, что будет тогда? Мы не должны, защищая свой суверенитет и независимость, останавливаться — ни перед чем».
Главным же риторическим козырем в выступлении Александра Лукашенко стал газопровод Ямал—Европа, который целиком принадлежит российской компании «Газпром», как и вся газотранспортная система Белоруссии.
«Мы обогреваем Европу, они нам еще угрожают, что закроют границу. А если мы перекроем природный газ туда? Поэтому я бы руководству Польши, литовцам и прочим безголовым порекомендовал думать, прежде чем говорить».
С одной стороны, как заверил “Ъ” белорусский политический аналитик Артем Шрайбман, такой шаг «кажется нереальным». «Но непонятно, когда Лукашенко блефует, а когда нет. Угрозу насчет мигрантов он озвучивал десять лет. И все эти годы никто ему не верил. А сейчас это реальность,— напомнил собеседник “Ъ”.— С газом, конечно, иначе — тут есть российский интерес. Но перекрытие какого-то другого транзита я считаю возможным». По словам Артема Шрайбмана, тактика белорусского лидера в международных отношениях описывается «теорией безумца» — «ее суть в том, чтобы оппонент поверил, что ты способен на все и с тобой лучше не связываться».
Впрочем, пока напугать Брюссель у Александра Лукашенко не получилось. «Что касается газа… Не надо пугаться угроз Лукашенко,— лаконично заявил еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони.— В вопросах поставок газа мы должны максимально использовать наши отношения со странами-поставщиками — государствами Африки, Норвегией, Россией, и мы не позволим Лукашенко запугать нас своими угрозами».
«Газ — это ресурс первой необходимости, и Белоруссия не должна его использовать в качестве геополитического оружия для гибридных атак против ЕС. Так же как не должна использовать для этой цели людей»,— продолжила ту же мысль представитель внешнеполитической службы ЕС Набила Массрали.
Госпожа Массрали при этом рассказала, что кризис все же заставил Брюссель и Минск вернуться к диалогу. «Мы связались с властями в Минске через их дипломатическую миссию в Брюсселе, и наше представительство в Минске пытается вести диалог. Мы делаем, что можем, чтобы вести диалог с ними (белорусскими властями.— “Ъ”)»,— сказала она. Но до взаимопонимания сторонам, судя по всему, еще очень далеко. Набила Массрали заверила: в Минске «хорошо знают, что совершают гибридное нападение, делая людей инструментами в своих руках, что ведут кампанию по дезинформации и что стараются оказывать давление на границы».
Стоит отметить, что и в среду, и в четверг в поддержку прямых контактов Минска со странами Европы высказывался президент России Владимир Путин. Оба раза он говорил об этом уходящему канцлеру Германии Ангеле Меркель, которая звонила ему два дня подряд.
Видимо, чтобы произвести на Европу еще большее впечатление, Александр Лукашенко намекнул, что столкновения на границе могут стать вооруженными. Правда, это якобы может произойти не по его воле, а по воле неназванных врагов. «У нас очень опасная наметилась там тенденция, я это предполагал,— сказал президент в четверг на совещании правительства.— Это вопрос наших военных и Комитета госбезопасности. Пошли попытки переброски оружия, боеприпасов и взрывчатки этим людям в лагере». По его словам, этот процесс идет уже двое суток. «Оружие в основном идет (и мы с россиянами держим на контроле этот вопрос, с Путиным разговаривали на эту тему) из Донбасса. Идет оружие для чего? Здесь хотят устроить провокацию. Столкнуть лбами наших пограничников с их, наших военных с их»,— сказал господин Лукашенко, не уточнив, какая часть Донбасса имеется в виду — подконтрольная Украине или нет.
Не обошлось в четверг и без новых ответных угроз со стороны Евросоюза. В частности, пресс-секретарь МИД Польши Лукаш Ясина в эфире «Эха Москвы» заявил, что у Варшавы есть информация о причастности российской авиакомпании «Аэрофлот» к нагнетанию миграционного кризиса. Дипломат подтвердил, что в Евросоюзе рассматривают возможность введения санкций против перевозчика. До этого об идее санкций против «Аэрофлота» написало агентство Bloomberg со ссылкой на источники.
Сама авиакомпания категорически отрицает свою причастность к перевозке нелегалов. «Транзитное движение граждан Ирана, Ирака, Сирии через территорию России на территорию Республики Беларусь затруднено, поскольку требует получения транзитных виз России,— объяснили представители перевозчика.— Так, в период с 1 октября по 10 ноября в соответствии с действующими визовыми правилами транзитом через аэропорт Шереметьево в Минск проследовало из Бейрута 19 пассажиров. Транзитных пассажиров—граждан Сирии и Ирака, следующих в Минск из других направлений, таких как Ташкент, Стамбул, Дубай, не зафиксировано». При этом «Аэрофлот» не исключает возможность суда с Bloomberg из-за ущерба репутации:
«Информация об угрозе введения санкций может оказать существенное негативное влияние на операционную, финансовую деятельность компании, ее капитализацию. «Аэрофлот» намерен защищать интересы компании и ее акционеров всеми возможными законными путями».
С аналогичными обвинениями столкнулась и крупнейшая турецкая авиакомпания Turkish Airlines. И МИД Турции точно так же отрицает причастность страны или ее главной авиакомпании к происходящему на белорусско-польской границе.
Претензии по поводу трафика мигрантов — довольно странные с точки зрения регулирования и здравого смысла, отмечает в разговоре с “Ъ” старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. «Авиакомпания должна проверить право пассажира на въезд в Беларусь, но она не может проверить его намерение ночью перейти границу страны назначения и сбежать в ЕС, а тем более нести за это ответственность»,— говорит он.
В теории у перевозчиков ЕС и США есть альтернативный транзитный коридор в Восточную Азию — через Закавказье и Казахстан. Но Андрей Крамаренко полагает, что стороны, скорее всего, не пойдут на открытый конфликт: полную или частичную блокировку «Аэрофлота», а также запрет транзита «европейцев» через воздушное пространство РФ (о возможности такого гипотетического ответа уже заговорили в Совете федерации).
Обеим сторонам, как считает собеседник “Ъ”, обмен санкциями экономически невыгоден, особенно на фоне огромных потерь отрасли от пандемии коронавируса.
А для России запрет транзита будет означать еще и падение выручки от предоставления аэронавигационных услуг. Однако санкции теоретически могут носить более мягкий характер: например, запрет перестрахования рисков для российских компаний или ограничения по техобслуживанию воздушных судов на территории ЕС.
«Давайте все-таки рассчитывать на то, что подобные безумные идеи живут лишь в подобных информационных вбросах»,— заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Заместитель главы МИД РФ Александр Грушко в разговоре с ТАСС тоже высказал сомнения, что «до этого может дойти, потому что тогда это будет фантастическая история». Однако при этом дипломат оговорился: «С другой стороны, зная, как быстро в Евросоюзе принимаются санкционные решения в качестве универсального ответа на любую ситуацию, ничему удивляться не приходится».