Опосля развала СССР и перехода на «рыночные рельс» загибаться стали не лишь отдельные фабрики, но и целые отрасли. К примеру, создание велосипедов: Харьковский, Пермский и Горьковский велозаводы практически закончили своё существование.
Моя еще одна краеведческая статья посвящена крайним страничкам истории велозавода в Нижнем Новгороде, конкретно тут выпускали один их самых фаворитных русских велосипедов — «Школьник».
Стелла на подъездах к заводу
История Нижегородского Велозавода начинается в 1940 году. На окраине городка Горьковатого, строится ещё одна площадка Горьковского АвтоЗавода по выпуску продуктов широкого употребления. В том числе на данной для нас площадке выпускались детские педальные машины — мечта русского малыша.
Детский Педальный Кар — ГАЗ «Победа»
Но грянула Величавая Российская Война и с выпуска ширпотреба завод перешёл на военную продукцию — на заводе делались мины. От той поры на заводе остался двойной периметр, который в русские годы был ещё и под напряжением. Опосля войны завод пару раз менял профиль, до этого чем в 1956 году не сосредоточился на производстве велосипедов.
Заброшенные цеха нижегородского велосипедного завода
Заброшенные цеха нижегородского велосипедного завода
И здесь с заводом сложилась неповторимая ситуация. С 1956 по 1996 годы фактически единственной продукцией завода оставался велик «Школьник». Не много того, велик выпускался в постоянном виде с 1979 года, когда перетерпел первую и единственную модернизацию за свою практически полувековую история. Традиция авто заводов в СССР изредка обновлять модельный ряд передалась и дочерним производствам.
Заброшенные цеха нижегородского велосипедного завода
Непонятно, сколько было выпущено велосипедов на заводе, но судя по кинохронике от 1954 года, завод уже тогда перескочил предел в миллионный велик. Это был не «Школьник», а наиболее ранешняя модель под маркой Горьковского Авто Завода.
Мне не удалось отыскать архивных фото завода, но зато сохранился вот таковой ролик: советую поглядеть, хронометраж одна минутка.
По моим расчётам «Школьников» было сделано наиболее 10 миллионов… Умопомрачительно, но я всё-таки уверен, что тут, как на почти всех заводах в СССР не считая велосипедов выпускалась и наиболее суровая продукция..
Заброшенные цеха нижегородского велосипедного завода
Вообщем, на данный момент даже от производства велосипедов фактически ничего не осталось: большая часть цехов смотрятся последующим образом.
Заброшенные цеха нижегородского велосипедного завода
Но о том, что завод занимался выпуском велосипедов можно осознать даже по сиим руинам. По административному корпусу раскиданы чертежи, технические карты и сборники продукции, а на производственных цехах то и дело попадаются детали на от велосипедов: шины, рамка, педали…
Стенды с эталонами продукции
Также, отголоском ушедшей эры стала агитация и производственные лозунги, то и дело встречающиеся среди промышленных руин.
Остатки агитации
Даже опосля развала СССР фабрики не торопились избавляться от русского наследства и почти все фабрики, закрывшиеся даже спустя 10-15 лет все ещё выглядели так, будто бы они закрылись в начале «90-х». (что с иной стороны гласит о том, как собственники приватизированных заводов вкладывать в создание)
Увлекательный артефакт нашёлся в черном уголке 1-го из заброшенного цехов. Поначалу я пошевелил мозгами, что тут тестировали бывалые эталоны велосипедов, но осмотревшись сообразил, что это всего только заводской спортзал. На почти всех русских предприятиях были отменные условия труда и отдыха и на местности организовывались сауны, тренажерные залы, а время от времени даже бассейны для нужд трудящихся…
Находки в заброшенном административном корпусе
В комментах под моими краеведческими публикациями о закрытых русских производствах, банкротство завода нередко связывают со старенькым, не модернизированном созданием и устаревшем оборудованием.
Не понимаю, как обстояли дела во других цехах Нижегородского Велозавода, но те станки, что все ещё остались — относительно новейшие. (не забываем, что завод закончил свою работу в 2004 году)
Брошенные станки в одном из производственных цехов
Планы у завода были принципиальные: продукцию завода планировали поставлять на экспорт. В одном из кабинетов я нашёл брошюры на британском языке — смотрится достаточно любопытно!
Как выяснилось, завод выпускал даже модели с «коробкой» — т.е. несколькими скоростями, что уже полностью соответствует ожиданиям от современного велика эталона середины «нулевых»
Брошюра на британском языке
Вот некие странички из брошюры — ниже слайдер из 7 фото.
Продукция нижегородского велозавода перед закрытием
Оборудование новое, планы принципиальные, а завод всё равно перевоплотился в руины. Вот таковой опытный менеджмент не смогший дождаться новейшей волны энтузиазма к велотуризму и разваливший большущее предприятие…
Подробнее на: «NordSkif & Co«