Простыми словами, экстенсивный рост доходов – это их рост вширь, за счёт вовлечения новых ресурсов. Интенсивный рост доходов — их умножение вглубь, за счет повышения эффективности благоизвлечения из прежней ресурсной базы. Два совершенно разных метода, которые, однако же, приводят семейный (или иной – корпоративный, групповой) бюджет к одному и тому же результату. Почему? Потому что ещё в древности было отмечено – «деньги не пахнут». Если человек произвёл пять веников по два рубля штука – то он получает 10 рублей. Но если он сумел навязать покупателям два веника по пять рублей за штуку – он получает всё те же самые 10 рублей.
Как говорят в рекламе – «если нет разницы – зачем работать больше»? Ведь и ежу понятно, что делать пять веников – труднее, дольше, хлопотней, чем два. Именно поэтому свободная рыночная экономика со свободными ценами (кто кому сколько навязать сумеет) – тяготеет к энтропическому вырождению производственных процессов. Это самая главная проблема, с которой столкнулись мы, и весь мир сегодня.
Ведущие, почти всемогущие корпорации хотят повышать свои доходы – но хотят делать это более простым, экстенсивным способом. Экстенсивный доход — это значит направленный на расширение, на количественное увеличение без изменения (или даже с ухудшением) качества работы.
Допустим, один человек продал на 500 рублей больше товаров, при твёрдых ценах. Он имеет +500 личного дохода за счёт увеличения продаж, не так ли? Другой человек недоплатил работникам 500 рублей. Раньше платил, а теперь нашёл возможность этого не делать. Он тоже положил к себе в личный карман +500 руб дополнительной личной прибыли.
Возникает вопрос: а кому из них легче достаётся рост доходов? Кажется очевидным, что тому, кто, в сущности ничего не делал – просто придержал оплату труда. То, что раньше уходило работникам – теперь остаётся у него в кошельке, и никакой маеты с ростом производства, продаж и т.п.
Так возникает хорошо нам знакомая ситуация с формулой «мой доход – твой убыток, мой убыток – твой доход». Лишённая нормативов распределения масса благ расхищается по принципу «кто сколько урвать успеет», и, соответственно, экономический успех одного человека оказывается равным убыткам у другого. Чем одному хуже, тем другому становится лучше, и наоборот. Чистая арифметика!
В частном бюджете экстенсивный рост прибыли — это когда деньги вовлекаются за счёт все новых лимитрофов (источников питания), а не за счет развития и эффективности труда.
Экстенсивное использование трудовых и вообще человеческих ресурсов – это выгодность человеку чужой невыгоды, даже беды и катастрофы. Такое использование, предполагающее формулу «чем хуже, тем лучше», например, связывающее успехи строительной отрасли с низкой зарплатой у строителей (!), и пугающее снижением темпов строительства при улучшении материального положения строительных рабочих – снимает вопрос про общественное благо, общую пользу и т.п.
Мы оказываемся в ловушке, в которой нас за человечность и доброту штрафуют(!) а за жестокость, агрессию и подавление – премируют. Мы быстро замечаем, что чем лучше мы относимся к окружающим людям – тем хуже оказывается наше финансовое положение. Нищета батраков и подёнщиков из бедствия, с которым хотят бороться, превращается в дефицитный товар, который всеми силами пытаются фабриковать.
А все призывы в стиле «лично обогащайтесь» — являются, по сути, призывами портить жизнь другим людям. Ведь если им не будет плохо – тебе не станет хорошо! Довольный и сытый маляр-штукатур – это дорогой ремонт, а чтобы много не тратить на ремонт, нужно иметь под рукой таких маляров, чтобы (в рыночном идеале) – с голоду помирали и за кусок хлеба соглашались ишачить с утра до ночи.
8/10 человечества именно в таком режиме и живёт, между прочим! Посмотрите, сколько получают на «фабриках мира» в Азии, и насколько это меньше пособия тунеядцу, не желающему вообще работать (и не работающему) в «странах на рентной пенсии».
Если мы поставим вопрос об интенсивности труда – то нужно вспомнить, что «интенсивный» — это значит «отличающийся высоким напряжением». В экономике интенсивный рост доходов — это рост выручки при неизменных ценах за единицу продукта, только лишь за счет повышения производительности и эффективности производства.
Для тех, кто сел на рентную пенсию, как на иглу наркоман – такой подход очень дискомфортный и крайне нежелательный. Именно потому рыночный либерализм ведёт такую отчаянную (и искреннюю, от всего сердца тунеядцев идущую) борьбу за «экономическую свободу», то есть, говоря более научно – «неопределённость распределения благ», которую либералы и называют «свободой».
Оно и понятно. Если в вазочке 10 конфет, и тебе заранее разрешили взять только две – какая же тут свобода? Тут можно увидеть и «административные барьеры», и «регулирование», и даже «элементы планирования».
А вот если в вазочке 10 конфет, а ты подходишь и берёшь сколько хочешь – тогда это свобода в полной мере. Для тех, кто имеет первый доступ. Подошёл и взял все десять – не съел, так по карманам распихал. Следующий подходит – вазочка пуста. А ты ему, в либеральных традициях:
-Хочешь конфетку? А сделай-как мне…
И дальше, как говорится, подставить нужное. Если речь идёт не о конфетах, а о хлебе насущном – то перед тобой на карачках ползать будут и ботинки тебе лизать… Вот либеральная свобода в полной мере, вытекающая из свободы того, кто первый подходит к совокупности благ. А потому, не ограниченный нормами распределения, берёт или всё, или львиную долю.
Борьба за такую свободу (свободу брать себе без верхних ограничений из имеющейся у общества совокупности благ) – сатанизм, потому что в итоге такой свободы получается ад на Земле.
Всякий человек стремится жить получше. Но когда не только открыты, ещё и поощряются пути к лучшей жизни через лишение других людей всех благ – тогда это стремление человека жить лучше становится поистине страшным. Оно выковывает каннибала, шаг за шагом переворачивающего всю общественную мораль с ног на голову.
Хочешь хорошо жить? Бери себе больше.
Чем больше возьмёшь себе – тем меньше другим останется.
Но что их страдания – по сравнению с твоим комфортом?
С бытовыми удобствами, которые ты извлекаешь из чужих неудобств?
Помни: чем им хуже – тем тебе лучше.
Поистине, если бы дьявол писал Завет – он там именно такое бы и написал, очень либеральное и полное «экономических свобод», суть которых в дарвинистическом «кто выживет – тот и выживет, а остальным и не нужно»…