Минобрнауки до 6 февраля перевело на удалённое обучение университеты Москвы и Санкт-Петербурга. Остальным регионам ведомство рекомендовало организовать онлайн-обучение по согласованию с местным Роспотребнадзором, и власти почти всех субъектов тоже решили выслать студентов на удалёнку. Учащиеся считают, что есть повод для пересмотра цены обучения, но управление вузов в ответ на просьбы о понижении цен приводит смету доп расходов на компанию онлайна.
Первым решение о переводе студентов столичных вузов и колледжей на дистанционную форму обучения приняло Правительство Москвы. Мэр Сергей Собянин рекомендовал принять подобные решения учредителям федеральных и личных вузов и колледжей. Ранее столица первой выслала на длинноватые каникулы школьников, а старшеклассники перебежали на дистанционку.
Приказ Министерства науки и высшего образования принудил последовать примеру Москвы университеты остальных регионов.
«Обстоятельств перевода вузов на дистант несколько. С каждым днём нам поступало всё больше воззваний от студентов с просьбой перевести обучение на дистанционный формат».
Валерий Фальков
глава Минобрнауки
– Не считая того, 21 процент столичных и 25 процентов питерских вузов уже и так стопроцентно перебежали на дистант по решению ректоров. В связи с переходом на удалённый формат возникает много вопросцев, связанных с социальной поддержкой студентов. Для тех студентов, которые выедут из общежитий, университетам рекомендовано или отменить плату, или зачесть её за будущий период, также восполнить учащимся стоимость проезда до неизменного места жительства, – объяснил глава Минобрнауки Валерий Фальков.
Воззвания в Минпросвещения вправду поступали, но не от студентов, а от самих вузов. В конце октября ректор Уральского федерального института (УрФУ) Виктор Кокшаров попросил согласовать перевод учебного процесса университета в формат, предполагающий удалённое освоение студентами образовательных программ. УрФУ перевёл весь учебный процесс, включая предстоящую экзаменационную сессию, на дистант со 2 ноября до 1 февраля.
«Исключение составят лабораторные работы для инженерных и естественно-научных направлений подготовки магистрантов и аспирантов, требующие использования исследовательского оборудования, с обеспечением нужных санитарных норм», – пояснили в вузе.
Воззвания в Минпросвещения о переводе на удалёнку вправду поступали, но не от студентов, а от самих вузов.Фото: JULIEN WARNAND/EPA/TASS
Студенты УрФУ одними из первых попросили управление института понизить стоимость обучения из-за дистанта. Свою просьбу они аргументировали техническими сбоями в работе учебных платформ, также низким уровнем организации и контроля учебного процесса.
«В среднем мы платим за год учёбы 150 тыщ рублей (кто-то больше, кто-то меньше). Эта сумма, как мы осознаем, идёт на заработную плату нашим педагогам, на заработную плату обслуживающему персоналу университета, на содержание или аренду институтских помещений и на оплату ЖКУ. В пандемию большая часть корпусов не задействованы. Как следует, из выплат, ставших невостребованными, высвобождаются средства, которыми можно компенсировать студентам упавшее свойство образовательных услуг. Некие студенты совмещают учёбу с работой, но из-за пандемии они лишены собственных источников дохода и просто не могут потянуть оплату обучения, а вещественная помощь от университета предоставляется не многим. Не будет преувеличением сказать, что ситуация весьма ужасная», – говорится в воззвании, подписанном студентами департамента «Факультет журналистики», департамента лингвистики и института экономики и управления (ИнЭУ).
Занятия проходили в полном объёме, по расписанию, а педагоги вели текущий и промежный контроль результатов обучения, заявил в ответном письме ректор УрФУ. По его словам, работа технических платформ тоже отлажена. Не считая того, Виктор Кокшаров указал на рост расходов университета на обеспечение дистанта:
«Условия реализации образовательных программ для института усложнились. И если издержки университета на труд педагогов не возросли, то расходы на развитие и содержание сетевой инфраструктуры и зарплату вспомогательного персонала, что очень нужно при применении дистанционных технологий, выросли в разы. В истинное время институт выделил доп финансирование на развёртывание массивного и отказоустойчивого кластерного варианта LMS Moodle, работы по его настройке и переносу на него курсов и юзеров должны закончиться к концу ноября 2020 года».
Студенты УрФУ одними из первых попросили управление института понизить стоимость обучения из-за дистанта.Фото: Zuma/TASS
Позднее на онлайн-встрече со студентами Кокшаров в качестве меры поддержки предложил им пользоваться рассрочкой либо перейти на заочную форму – наиболее дешёвую. Но о понижении цены управление университета речи не ведёт.
На дистант перебежали также подмосковные университеты и колледжи, решение принято в Южно-Уральском госуниверситете. При всем этом везде есть недовольство как мерами поддержки, так и отказом от перерасчёта цены семестра. Большая часть студентов считают, что плата за дистанционное обучение обязана равняться плате за заочное. Соответственно, при переходе на дистант ректоры должны создать перерасчёт за текущий семестр.
«У нас удалёнка не прекращалась с марта. Очно в сентябре выпустили лишь студентов первого курса. Свойство обучения за этот период времени очень свалилось, мы лишились всех практических занятий. Но на все наши претензии управление убеждает, что удалённое обучение ничем не различается от очного, поэтому что педагоги ведут занятия в настоящем времени, а не присылают запись».
Александр
студент РУДН
Ректоры вузов в официальных комментах молвят, что дистанционное обучение обходится дороже, чем очное. О этом же утверждают и в Минобрнауки. По данным ведомства, студенты имеют право добиваться понижения цены обучения при обнаружении недочетов платных услуг, к примеру, если они были оказаны не в полном объёме либо с нарушением сроков. Но, по воззрению чиновников, при переходе на удалёнку издержки образовательных организаций растут.
«Переход на реализацию образовательных программ с внедрением электрического обучения и дистанционных образовательных технологий в критериях распространения новейшей коронавирусной инфекции влечёт за собой изменение образовательного контента, необходимость обеспечения образовательных организаций высококачественными программными продуктами и компьютерной техникой, вербование IT- профессионалов, что приводит к повышению издержек образовательных организаций», – докладывает пресс-служба Минобрнауки.
На самом деле же почти все университеты даже не имеют своей площадки для дистанционного обучения. Большая часть педагогов просто ведут занятия из дома на платформах Zoom либо Microsoft Teams со собственных компов и платят за расширенную версию программ из собственного кармашка. Таковым образом, образовательные организации, напротив, сберегают солидные средства на оплате электро энергии и веба. Не считая того, опосля перехода на дистант университетам больше не надо растрачивать большие средства на соблюдение санитарных правил – закупку средств персональной защиты и антисептиков, проведение дезинфекции помещений.
В конце октября депутаты-справедливороссы занесли в Госдуму законопроект о предоставлении Минобрнауки права возвращать студентам часть цены обучения при переходе на дистанционный формат. По воззрению создателей законопроекта, с переходом на дистант у почти всех вузов понижается количество и свойство лекций и практических занятий, потому учащиеся имеют полное право получить компенсацию.
Тем временем студенты-контрактники Столичного муниципального института им. М. В. Ломоносова (МГУ) готовят коллективный судебный иск:
– Мы обращались к ректору Садовничему с просьбой понизить стоимость, но ответа так и не получили. При всем этом на дистанционке свойство обучения у нас резко свалилось, своей платформы у университета нет, некие возрастные педагоги с трудом управляются с «Зумом», время от времени из-за заморочек с вебом занятия просто срываются. И за это всё мы обязаны платить 450–500 тыщ в год. У неких из нас предки утратили работу, у кого-либо снизился заработок, потому мы решили защищать свои права в суде, – поведал один из студентов.
Дистанционное обучение может обернуться трагическими последствиями для студентов вузов определённых специальностей, обучение по которым просит огромного количества практических занятий.Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Специалисты считают, что дистанционное обучение может обернуться трагическими последствиями для студентов вузов определённых специальностей, а именно, для докторов и инженеров. Если удалёнка продлится до конца учебного года, то восполнить пробелы в познаниях и провести пропущенные практические занятия старшекурсникам будет нереально.
– Некие мед университеты в сентябре совершенно не выходили на очное обучение, а продолжали обучаться дистанционно, – ведает доцент, кандидат педагогических наук Александр Кротов. – И без пандемии свойство подготовки докторов в нашей стране оставляло желать наилучшего. Что будет с сегодняшними студентами, совершенно представить трудно. Минздрав гласит, что все практические занятия учащимся перенесут на март, как быть тем, кто обучается на крайнем курсе? Они уже лишились практических занятий в весеннюю пору, а сейчас совершенно до 6 февраля будут находиться в подвешенном состоянии. Таковая же неувязка и с инженерами. В том же МГТУ имени Баумана до крайнего не желали уходить даже на смешанное обучение, пока их за нарушения санитарных норм не закрыл Роспотребнадзор. Всем педагогам и управлению было отлично понятно, что нормально учить инженеров удалённо нереально. Так что все последствия дистанта нам ещё предстоит почувствовать на для себя в дальнейшем. Не исключено, что у ряда выпускников будут возникать и задачи с устройством на работу из-за отсутствия определённых умений и познаний. В связи с сиим желание учащихся достигнуть понижения цены обучения на дистанте, мне видится полностью оправданным.