Строящийся порт под Приморском вызывает массу вопросов у экологов и местных жителей — bumgames

Уже третий год жители небольшого города Приморска в Выборгском районе Ленобласти ведут борьбу против постройки крупнейшего в Балтийском бассейне портового комплекса. Многомиллиардный проект имеет ряд недоработок и может существенно подорвать местные уникальные экосистемы. Но, несмотря на это, его строительство идёт полным ходом. Какие последствия это может принести для региона, разбирался «Октагон.Северо-Запад».

Первый удар по природе

Строительство силами общества с ограниченной ответственностью «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» (ООО «Приморский УПК») началось в 2019 году. Местные жители узнали об этом, когда под Приморском между посёлками Ермилово и Балтийское внезапно начали вырубать лес, служивший защитным щитом между населёнными пунктами и нефтеналивным терминалом «Транснефть». Как сообщали очевидцы, лес вывозили автомобили либо без номеров, либо с номерами, снятыми с регистрации. Всего было уничтожено 265 гектаров зелёных насаждений. На запросы жителей, подаваемые в комитет по природным ресурсам Ленинградской области, пришёл ответ, что вырубка производится на законных основаниях, – «Приморский УПК» в январе 2019 года заключил с комитетом договор на аренду лесных участков под заготовку древесины.

Однако позже был подписан ещё один договор – о постройке на территории вырубки линейных объектов (линий электропередач, трубопроводов, железной и автомобильной дорог).

Получается, что одна и та же территория имеет двойной статус: одновременно является и площадкой для размещения промышленных объектов, и местом лесозаготовок.

В июле 2019 года в Петербурге прошла конференция «Сплошные рубки в Приморске: преступление перед природой и людьми», где выступал юрист Международной коллегии адвокатов Евгений Баклагин. Он заявил, что вырубленный лес защищал жителей Приморска от вредного соседства с нефтяным терминалом, а потому недопустимо было проводить сплошную вырубку.

Ликвидация защитной зелёной зоны стала для жителей Приморска лишь первым сигналом о том, что в ближайшие годы их жизнь и жизнь родного города серьёзно изменятся: когда они стали интересоваться ситуацией с лесом, выяснилось, что в феврале на Российском инвестиционном форуме в Сочи власти Ленобласти подписали соглашение о создании универсального многопрофильного портового комплекса. В качестве представителей сторон договора выступали Александр Дрозденко, губернатор Ленобласти, и Рамис Дебердеев, член совета директоров ООО «Приморский УПК».

Ликвидация защитной зелёной зоны стала для жителей Приморска лишь первым сигналом о том, что в ближайшие годы их жизнь и жизнь родного города серьёзно изменятся.Фото: Игорь Иванко/Коммерсантъ

Комплекс в Приморске, для строительства которого и сравняли с землёй столь важный в том месте лес, планируют сделать самым глубоководным портом страны на Балтике. На территории комплекса площадью 710 гектаров (из которых 27 гектаров составят намывные зоны) заработают 10 морских причалов, где будет происходить перевалка грузов: угля, зерна, минеральных удобрений, контейнеров. Мощность будущего перегрузочного комплекса оценивается в 70 млн тонн в год, из которых 25 млн тонн – это уголь.

Заявленный объём инвестиций в проект – до 90 млрд рублей, а в целом вложить в строительство потребуется около 200 млрд рублей. «Приморский УПК» внесён в стратегию социально-экономического развития Ленобласти до 2030 года, одобрен к реализации Федеральным агентством морского и речного транспорта и входит в Схему территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта. Ясно, что с такой поддержкой на федеральном уровне жителям Приморска тягаться будет очень сложно.

Спорные места в документах никого не смущают

В июле 2019 года в Доме культуры посёлка Ермилово прошли публичные слушания. Зал не смог вместить всех желающих: жителей Приморска, Карасёвки, Озерков, даже петербуржцев – владельцев дач в тех местах. Исполнительный директор «Приморского УПК» Дмитрий Тёмкин, доказывавший, что будущий порт не будет иметь вредного влияния на природу, подвергся суровой критике своих слушателей. По их мнению, документация по оценке воздействия на окружающую среду подготовлена некачественно: документ представлял собой сборник отрывков из аналогичных заключений по другим проектам, поскольку в нём встречались названия населённых пунктов и других портов, никак не связанных с этой территорией. Массу нареканий вызвало и описание растительного и животного мира на планируемом участке строительства. Например, в документ не вошли редкие растения: восковник болотный, лук-скорода, пухонос дернистый. Зато в документе упоминаются европейская лань и муфлоны (горные козлы), которых как раз нет на участке под Приморском.

Отдельная проблема – это популяция балтийской кольчатой нерпы, местом обитания которой является заказник «Берёзовские острова» в восточной части Финского залива, всего в нескольких километрах от порта.

Он включён в перечень водно-болотных угодий международного значения, на которые распространяется действие Рамсарской конвенции.

Сейчас эта экосистема уже находится под угрозой из-за повышенного промышленного освоения северного побережья Финского залива, а постройка «Приморского УПК» может и вовсе уничтожить популяцию: границы портовой зоны пройдут практически вплотную с восточной частью «Берёзовских островов», а постоянный трафик судов, шум и загрязнение акватории вряд ли будут соответствовать как благоприятным условиям для кольчатой нерпы, так и для перелётных птиц, останавливающихся на островах весной и осенью для отдыха.

Между тем ООО «Приморский УПК» утверждает, что проект прошёл несколько необходимых экспертиз: общественную и государственную. Кроме того, получено положительное заключение от международной консалтинговой компании в области инжиниринга и управления проектами Royal Haskoning DHV (Нидерланды) об эффективности мероприятий и технологий проекта в отношении защиты окружающей среды.

Центр экспертиз ЭКОМ не согласен с полным соответствием проекта перегрузочного комплекса экологическим стандартам. Специалисты центра поделились с «Октагон.Северо-Запад» своим заключением по этому проекту.

В лесу возле посёлка Ермилово на территории самоорганизованного лагеря активисты провели экоконференцию.Фото: группа «Зелёная коалиция Петербурга» в соцсети «ВКонтакте».

Согласно документу, «Приморский УПК» не провёл полного и всестороннего изучения территорий повышенной экологической уязвимости, морской ихтиофауны района. Проделанный учёт численности птиц и морских млекопитающих сделан только в зоне подводного отвала грунта и в местах дноуглубления в проливе Бьёркезунд, хотя наиболее пагубным воздействие деятельности комплекса будет на акваторию возле бухты Ермиловская и на юго-западную сторону острова Большой Берёзовый, а также на акваторию внешней части Финского залива.

При исследовании влияния на гнездовья, проделанном «Приморским УПК», проигнорирован целый ряд островов, где высиживают потомство птицы, занесённые в Красную книгу Ленинградской области: серебристая чайка, серая утка, клуша, большая морская чайка. Кроме того, в проектной документации УПК были заявлены наблюдения, проходившие в период с 1 по 5 июня 2020 года, однако по нескольким дням невозможно корректно оценить влияние портового комплекса на миграции птиц, которые проходят с мая по июнь (весенняя миграция) и с июля по октябрь (летняя миграция).

Разрушающее действие нового проекта

Экологи вынесли отрицательное заключение по представленной на экспертизу проектной документации «Приморского УПК».

«Недопустима реализация объекта общественной экологической экспертизы в связи с несоответствием документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную деятельность, экологическим требованиям, установленным законодательством РФ в области охраны окружающей среды и международным конвенциям», – говорится в приказе об утверждении заключения экспертной комиссии материалов проекта «Приморского УПК», имеющемся в распоряжении «Октагон.Северо-Запад».

В октябре 2021 года активисты Петербурга и Ленинградской области направили письмо в приёмную президента Владимира Путина с жалобой на строительство порта в Приморске. Однако, как отмечает представитель «Зелёной коалиции» Марина Паркина, письмо к президенту так и не попало.

– Мы отправляли письмо полномочному представителю президента, но его спустили в Ленобласть, а там чиновники традиционно отвечают, что это не их компетенция, следует обращаться в инстанции выше. Мы написали письмо и директору Greenpeace в России с просьбой открыть на их сайте петицию. И попросили всех сочувствующих друзей написать письмо в Правительство РФ Михаилу Мишустину, – поделилась планами Марина Паркина с «Октагон.Северо-Запад».

По словам представителя «Зелёной коалиции», если Балтику так эксплуатировать, то её восстановление потом будет невероятно тяжёлым и очень затратным.Фото: группа «Зелёная коалиция Петербурга» в соцсети «ВКонтакте».

Также активисты хотят провести экспертизу воздуха. После вырубки защитного леса от терминала «Транснефть» до ближайших населённых пунктов доходит невыносимый промышленный запах, вызывающий головокружение и тошноту.

31 октября неравнодушные к экологической судьбе Карельского перешейка и Финского залива люди и московские экологи открыли палаточный лагерь под Приморском на месте проведённой вырубки леса. Там прозвучали выступления, посвящённые культурной и биологической самобытности этих мест, а также рассказы об успешном опыте борьбы за экологические зоны в России и за рубежом.

– Строительство глубоководного порта в мелководном Балтийском море – это путь к экологической катастрофе. Россия сейчас – портовый лидер на Балтике, нам принадлежит самый большой балтийский порт Усть-Луга. Если Балтику так эксплуатировать, то её восстановление потом будет невероятно тяжёлым и очень затратным, – убеждена Марина Паркина.

Специфика Балтийского моря как самого пресного на Земле обусловливает необходимость очень осторожного вмешательства в его экосистему.

Море должно быть защищено от излишнего промышленного освоения, тем более тогда, когда на Финском заливе уже разместилось немалое количество предприятий: завод по производству сжиженного природного газа, атомная электростанция, порт «Бронка», терминал «Транснефти», три порта в Высоцке, портовый комплекс Усть-Луги и другие предприятия.

Расшатывание экосистемы Финского залива может привести к губительным последствиям не только для природы, но и для самих людей.

– Вырубки леса лишают животных мест обитания. Летучие мыши начинают питаться на рынках, складах, загрязняют посевы. Лисы прибегают на дачные участки, что повышает угрозу распространения опасных заболеваний. Эта часть побережья находится на пути нерестовых миграций ценных видов рыб: атлантического лосося, сига, корюшки, миноги. Пострадают нерестилища кумжи, лишь недавно выведенной из охранного статуса, что приведёт к экономическим потерям, – прокомментировала ситуацию для «Октагон.Северо-Запад» Марина Паркина.

Местным жителям придётся либо оставить свои дома в районе строительства, либо жить на границе с промышленной зоной. К тому же экологические проблемы способны влиять на неограниченное число людей, изменяя качество водных резервов, воздуха, зелёных зон, лесных насаждений, а значит, и качество нашей жизни, неотделимой от судьбы планеты.

bumgames.ru
Добавить комментарий