Минпросвещения предложило ввести в школах новейшую должность – советника директора по воспитательной работе. О своевременности инициативы идут споры: ряд профессионалов считает её пустой затеей и попыткой повторить русский опыт; остальные убеждены, что ситуацию, при которой воспитание в школе сводится лишь к организации досуга и утехам, пора поменять.
Не допустить деструктивного воздействия
В функции советника будет заходить контроль над внешкольным досугом учащихся – где, как и с кем они проводят время, не совершают ли противоправных поступков. Особенное внимание советники уделят воспитанию молодёжи в духе патриотизма, почтительного дела к истории страны, её культуре и традициям.
Ввести новейшую ставку предложил министр просвещения Сергей Кравцов, эту идею он озвучил, выступая в Совете Федерации. Спикер верхней палаты Валентина Матвиенко отнеслась к инициативе скептически: «Сейчас мы во всех школах введём советника директора по воспитательной работе, и у нас всё будет отлично с воспитанием? Это весьма поверхностный и неверный подход».
Тем не наименее в 2022 году во всех регионах страны пройдут конкурсы на должность советника, а с марта такого же года они покажутся в 10 пилотных регионах: Брянской, Вологодской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях, Ставропольском крае и Севастополе.
В Рф насчитывается около 40 тыщ школ, соответственно, общая потребность в таковых спецах составит около 40 тыщ человек.
Принять роль в конкурсе, который именуется «Навигаторы юношества», сумеют преподаватели и студенты педагогических вузов начиная с четвёртого курса. Для советников по воспитанию предусмотрена федеральная прибавка к заработной плате в размере 15 тыс. рублей плюс региональные коэффициенты. Планируется проводить обучение советников, 1-ая таковая программка обязана пройти на базе «Артека».
Мысль о усилении роли воспитательной работы в школе появилась не вчера. В июне прошедшего года Госдума приняла надлежащие поправки к закону «О образовании в РФ», которые внёс президент Рф Владимир Путин. Под словом «воспитание» закон осознает деятельность, направленную «на развитие личности, создание критерий для самоопределения и социализации обучающихся на базе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в русском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и страны». Также воспитание обязано стремиться к формированию у школьников чувства патриотизма, гражданственности, почтения к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку, к старшему поколению, культуре и традициям нашей страны. Образовательные программки должны быть приведены в соответствие с положениями закона не позже 1 сентября 2021 года.
Исправлять ошибки
В рамках образовательного процесса, в который задачки по воспитанию интегрированы даже на законодательном уровне, не требуется доп советников, считает педагог кафедры гуманитарных дисциплин Института публичных наук (ИОН) РАНХиГС, шеф-редактор журнальчика «Часть речи» Леонид Клейн. Воспитание обязано органично аккомпанировать обучение, быть ненавязчивым и действовать без давления со стороны администрации школы, гласит он.
– Тот, кто за отдельную заработную плату будет говорить, что такое отлично и что такое плохо, не нужен. Таковой человек окажется в заранее слабенькой позиции, ему будет трудно заинтриговать малышей. Государству целесообразнее сосредоточить свои усилия на разработке критерий для того, чтоб в школу приходили люди творческие, увлечённые собственной профессией, способные создать процесс обучения для малышей увлекательным, а воспитание к этому приложится. Подход, который дает Минпросвещения, припоминает советскую практику, – отмечает эксперт.
Кто в учебных заведениях должен заниматься политическим воспитанием юного поколения? Этот вопросец вызывает споры даже посреди профессионалов.Фото: Юрий Набатов/ТАСС
Сегоднящая инициатива может опираться не только лишь на русский опыт идейного воспитания молодёжи. В американских школах есть подобные спецы, правда, работают они по иной повестке.
– В США такие должности в школах ввели лет 5 вспять. Лишь там ставилась задачка воспитания молодёжи исходя из убеждений либеральных ценностей, – делится с «Октагоном» политолог, управляющий Центра развития региональной политики Илья Гращенков. – Ответственный за воспитание должен смотреть в том числе за соблюдением равноправия по расовому, половому, соц и иным принципам. И там эта работа ведётся системно. У нас же, похоже, власть снова пробует действовать постфактум, реагируя на животрепещущую политическую ситуацию, когда вдруг увидели, что теряют воздействие на молодёжь. Власти необходимо, чтоб школьники уже на данный момент закончили глядеть Навального и ходить на митинги. Но действовать в этом направлении было надо ранее.
То, что власть действует постфактум, – это половина беды. Любопытнее другое: возрождение воспитательной работы в школе государству придётся начать с исправления собственных ошибок. За крайние пару лет в школах были сокращены ставки психологов, завучей и остальных профессионалов, прямо отвечавших в том числе и за воспитательную работу, в университетах сведены к минимуму социально-политические дисциплины.
Сделать коммуникацию
Потому враз отрешаться от русского опыта воспитательной работы, может быть, и не следовало. Еще разумнее было бы адаптировать его под новейшие условия.
– В периоды потрясений, когда происходит смена формы муниципального устройства, почему-либо считается, что нужно взять прошедший опыт, создать напротив, и будет отлично, – объясняет изданию 1-ый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, доктор философских наук, академик Русской академии образования Олег Смолин. – Так было опосля 1917 года, тогда доходило до крайностей: поначалу отменили новогодние ёлки, а позже, через пару лет, возвратили. Подобная ситуация была и опосля так именуемой российской революции 1990-х годов. Весьма почти все откинули из того, что было надо сохранить, и воспитание в школе в том числе.
Сегодняшнюю инициативу Минпросвещения Смолин оценивает позитивно: если подойти к делу с разумом и творчески, то можно рассчитывать на итог.
– Основной неприятель хоть какой воспитательной работы – это бюрократизация. Если человек, который займётся таковой работой, будет фаворитом коллектива, сумеет собирать активистов, устраивать достойные внимания мероприятия, это одна ситуация. Если он будет заполнять бумаги, отчёты и планы, то будет больше вреда, чем полезности, – считает депутат.
В любом случае главным моментом в реализации данной нам идеи будет вопросец коммуникации. Сейчас в обществе вправду нет конструктивного диалога о молодёжной проблематике. Потому одной из главных задач новейших советников по воспитанию будет трансляция обществу и власти запроса от молодёжи. А задачка власти и общества – этот запрос услышать.