4 ноября президенты РФ и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко подписали очередные программы, направленные на создание Союзного государства. Напомним, что речь о создании Союзного государства идет уже более 25 лет. За это время в России сменилось уже два президента, но воз, как говорится, и ныне там.Нынешний пакет договоренностей обещал стать прорывным. И переговоры по нему шли с 2019 года. Вот только получилось все как всегда.
Наибольшие подвижки достигнуты в формировании общего экономического пространства. У Союзного государства появятся «синхронизированное стратегическое управление», сопоставимый уровень инфляции, единая статистика, общее регулирование финансовых рынков и интегрированная платежная система.
Впрочем, что это все значит — никто не знает. Например, как государства будут достигать «сопоставимого уровня инфляции», при том, что эмиссионные центры у них разные, об их объединении никто не говорит. Еще один пункт договоренностей касается финансовой сферы. Так, открывать счета в банках и делать валютные переводы между странами станет проще, равно как и добиваться банкротства. Впрочем, станет ли, учитывая, что введенные странами Запада санкции полностью парализовали финансовую систему Белоруссии, а российские банки не хотят работать в Крыму, что уж говорить о Белоруссии?
Стороны займутся разработкой общих требований к информационной безопасности, борьбе с отмыванием денег и предотвращению недобросовестных финансовых практик. Этот вопрос пока даже не стоит обсуждать, ибо разработка данных согласований может затянуться еще на годы.
Союзное государство также будет иметь общие косвенные налоги и систему их администрирования. Для этого Россия и Белоруссия создадут совместный орган — Комитет по налоговым вопросам, который, надо полагать, и прояснит, что же такое, общие косвенные налоги, кто и как их будет платить.
Сотрудничество между таможенниками станет более глубоким, в их распоряжении будут единые информационные системы по движению и маркировке товаров, а также фитосанитарному контролю продукции. Аналитики задаются вопросом: «Почему в едином государстве существуют две таможенные системы?» На этот вопрос, впрочем, как и другие, ответа нет. Москва всегда выступала за создание единой таможенной системы, без которой Союзное государство невозможно в принципе. Но Лукашенко категорически против. В итоге и решили отделаться общими заявлениями.
Еще один важный вопрос, который, казалось бы, удалось решить, это создание Единой энергетической системы. Союзные программы подразумевают объединение рынков нефти, газа и электроэнергии.
Вот только все это общая декларация. Как будут работать эти программы на практике — предполагается определить отдельными договорами. А что в итоге будет написано в теле договора, опять же никто не знает. Впрочем, как никто и не знает, когда эти договоры будут подписаны, будут ли подписаны вообще. В Союзном государстве будут общие принципы ведения и регулирования торговли, а также поддержания конкуренции. В рамках последнего Россия и Белоруссия создадут отдельный антимонопольный орган. К 31 декабря 2022 года они также заключат договор об общих правилах по защите прав потребителей. Как это будет реализовано на практике — опять же увидим только в будущем. Кроме того, предполагается активизировать работу над созданием совместных предприятий, что должно привести к увеличению двусторонней торговли. Предусмотрена унификация тарифов и правил передвижения транспорта, отмена роуминга, объединение почтовой системы, унифицированное регулирование бухучета, единое туристическое законодательство, совместная социально-трудовая политика и т.д. Также в Союзном государстве появилась и отдельная Концепция миграционной политики, которая будет заниматься непонятно чем, учитывая, что подписанные еще в 90-ых годах союзные программы уже сняли ограничения на движение рабочей силы между Россией и Белоруссией. Главный вопрос, который так и не удалось решить, это создание единой валюты. Лукашенко за, но требует оставить за собой создание собственного эмиссионного центра, а против этого категорически выступают все правительства России. В итоге, совместной валюты нет, вряд ли она появится в обозримом будущем.
Еще один вопрос, который так и не удалось решить, это единое гражданство. В 14 статье Союзного договора 1999 года написано, что граждане России и Белоруссии одновременно становятся гражданами Союзного государства.
Однако формально этот статус ничего не значит — общих паспортов у россиян и белорусов нет, гражданство Союзного государства нельзя приобрести или утратить, а также оно не несет дополнительные права и обязанности.
Судя по всему, вопрос о едином гражданстве на переговорах даже не поднимался. В последний раз высшие должностные лица говорили о нем еще в 2018 году — тогда госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота в интервью «Известиям» назвал этот вопрос невостребованным.
Нет ничего в подписанных соглашениях, о процессе формирования парламента, суда и Счетной палаты Союзного государства, о которых было заявлено еще 22 года назад.
Напомним, что членов Счетной палаты и суда должен назначить парламент Союзного государства. Сейчас его функции выполняет парламентское собрание России и Белоруссии, куда входят действующие депутаты обеих стран.
Собрать же полноценный парламент невозможно без проведения всеобщих выборов, для этого нужно ввести гражданство Союзного государства.
Еще на стадии переговоров по союзным программам российские СМИ писали, что Россия и Белоруссия рассматривали идею создания 12 наднациональных органов власти. Однако позже, по настоянию Лукашенко, от этой идеи отказались, сфокусировавшись на экономическом направлении.
Не решен вопрос и об общей символике, который также прописан в Союзном договоре 1999 года. Речь идет о создании флага, герба, гимна и других символов.
Вместо всего этого предложено создать некий объединяющий символ.
«Мы видим объединяющий символ, который необходим. Может быть, если мы помечтаем, какое-то время пройдет и многие совместные документы будет сопровождать если не герб, то союзный символ», — отметил секретарь Союзного государстве Георгий Мезенцев.
Что из себя будет представлять этот символ, почему им подменяется создание настоящих государственных символов Союзного государства — опять же загадка.
На этом фоне как-то совсем блекнут проблемы общей политики Союзного государства, а именно — категорическое непризнание Минском российского статуса Крыма, независимости Абхазии и Южной Осетии. Впрочем, все это также, по словам сторон, находится в процессе переговоров. Возможно, когда-нибудь стороны придут к соглашению и в данных вопросах.