В банковском хранилище к собственному персональному сейфу клиент подступает один. Никто не понимает, что он хранит в собственной ячейке. Фото: РИА Анонсы
В Москве из банковских ячеек украли 460 миллионов рублей
Не поддающиеся объяснению пока кражи происходят в столичных банках из личных сейфов. Начались они сначала февраля. Средств и ювелирных изделий уже похитили на 460 миллионов рублей.
Практически намедни СМИ со ссылкой на московскую полицию сказали, что сходу в 2-ух банках непонятно кем и каким методом было похищено 2,5 миллиона рублей. По фактам краж возбуждены уголовные дела. В правоохранительных органов сказали, что 1 миллион был украден из банка на улице Пришвина, еще полтора — из банка на Волоколамском шоссе. Из банка на улице Пришвина средства пропали в период с 6 августа прошедшего года по 11 марта 2021 г. А из депозитарного помещения банка на Волоколамском шоссе средства похитили приблизительно 1 марта. Но, как позднее выяснилось, похищенная сумма оказалась намного солиднее. И жертвами краж оказались не два, а четыре столичных банковских кабинета.
При всем этом собеседники корреспондента «РГ» в правоохранительных органах затрудняются буквально, до копейки, указать размеры украденного. Вообщем, полицию тут особо винить не стоит. По воззрению профессионалов, такие кражи стали вероятны почти во всем из-за особенностей банковских правил, установленных законодательством.
Что понятно на нынешний денек? По всем эпизодам заявленные суммы вреда существенно увеличены. Обокраденные банковские клиенты докладывают о почти всех миллионах утрат. Выяснилось, что все кражи произошли по одной схеме. Ни одна из банковских ячеек не была повреждена — их расслабленно открыли ключом и взяли содержимое.
Следователи и сотрудники своей сохранности банков на данный момент узнают, как такое могло произойти. Одна из версий — ворам помогали служащие этих банков, которые могли указать на более достойные внимания ячейки, создать слепки ключей и обеспечить доступ в хранилища. Потому на данный момент инспектируют не только лишь работающих работников этих банков, да и уволившихся. Для следователей в особенности увлекательны люди с вещественными неуввязками. Есть вариант, что воры — кто-то из близких пострадавших клиентов, которые могли иметь доступ к сейфам.
Что интересно, следователи считают, что ко всем ограблениям причастна одна и та же криминальная группа, прибывшая с местности Украины. Это не непременно граждане Украины, но границу они пересекали со стороны этого страны.
Полковник милиции в отставке Виталий Грачев, много лет занимавшийся таковыми злодеяниями, поведал корреспонденту «РГ» о аспектах расследований схожих уголовных дел. По его словам, почти все упирается в Закон «О банках и банковской деятельности». Оказывается, банки не предоставляют услуги по хранению в личных ячейках средств и каких-то остальных ценностей. Они просто сдают в аренду некоторые помещения, скажем, железные сейфы определенных размеров — по ширине, высоте, толщине и т. д. А что снутри — он не понимает и, соответственно, за содержимое не отвечает. Храни что хочешь. Основное, чтоб с самим сейфом все было в порядке.
Банки не предоставляют услуги по хранению в личных ячейках средств и каких-то остальных ценностей. Они просто сдают в аренду некоторые помещения
Да, можно заключить с банком контракт на хранение чего-то определенного по описи — тех же средств. Сиим нередко пользуются торговцы и покупатели недвижимости и остального имущества. До окончания срока сделки определенная сумма лежит в ячейке. Это обосновано в договоре и постоянно свято соблюдается — что прописано в затратной, то постоянно ворачивается клиенту.
А вот если не прописано? Вот здесь банк не несет никакой ответственности и трибунал, обычно, становится на сторону банка. Клиент о этом понимает и сознательно идет на риск. Допустим, человеку нужно что-то упрятать — в жизни всякое бывает. Прячут средства, драгоценности, произведения искусства, ценные бумаги, архивные документы. Прячут на различные сроки — на время месячного отпуска либо на долгие годы. Вот здесь, к слову, и кроется подкол — клиент возвратился через пару лет, а содержимого ячейки нет. И обосновать ничего не сумеет: ценность содержимого — это лишь его слова.
И это вправду так. В зале, где установлены ячейки, не обязано быть видеокамер. Означает, никто не понимает не только лишь, кто туда вошел, да и что там происходит. Клиент в это помещение должен заходить один, чтоб банковский служащий не лицезрел, что он кладет в сейф.
Находиться в помещении клиент может не наиболее 15 минут. Обычно, клиент находится там 5-6 минут. Понимающий и опытный вор сумеет за этот период времени совершить почти все.
В случае противных эксцессов банк старается уладить делему с клиентом, что именуется, «по-тихому», чтоб избежать вреда для репутации. Другое дело, когда следствие обосновывает, что в краже замешаны банковские служащие. Тогда трибунал становится на сторону потерпевшего.
Но полковник считает, преступников можно отыскать. Нужно пристально работать с документами, ведь все контракта на аренду банковских ячеек заключаются с настоящими физическими лицами. И если при заключении контракта подсунули поддельные документы, скажем, паспорт, означает тот клерк, который общался с клиентом, — один из соучастников злодеяния. Ниточка тянется от него.
Бывает и так, что кражу инсценирует сам клиент банка. К примеру, на нем висит большенный долг, который он не способен возвратить. Он арендует банковскую ячейку, а потом заявляет, что она вскрыта и ограблена. И разъясняет кредиторам — дескать, желал возвратить долг из отложенных в банке ценностей, но — сами видите, что вышло.
К слову
«Русская газета» выслала запросы в ряд больших банков. Они все или отказались от объяснений, или не ответили на вопросцы «РГ». Из-за пандемии, понижения ставок (они уже несколько месяцев ниже уровня инфляции) срочные вклады физлиц в банках сократились за прошедший год на 7,3% (практически на 1,7 трлн рублей), в январе — еще на 0,4% (на 85 миллиардов рублей). Отчасти эти средства ушли на фондовый рынок, часть осталась в «кубышках», в том числе осела в банковских ячейках.
Справка «РГ»
Четкой статистики краж из банковских личных сейфов нет — банки сберегают свою репутацию.
Понятно, что в 2018 году задержали украинскую ОПГ, которая «работала» в Беларуси, Узбекистане, Молдавии, Рф, Латвии, Азербайджане, Македонии и на той же Украине. В 2015-2016 годах воры успели ограбить 55 держателей ячеек в 14 банках. Их добыча — 5 миллионов баксов, 549 тыщ евро, около 25 тыщ фунтов стерлингов, наиболее восьми миллионов гривен, 147 тыщ рублей, 30,5 тыщи венгерских форинтов. Еще — золотые слитки, декорации, коллекционные монеты и марки.
Снова же в сентябре 2019 года в Омске были задержаны двое украинцев, которые успели сделать 30 слепков ключей от банковских ячеек. Буквально так же были организованы кражи из банковских ячеек в Тюмени, Екатеринбурге, Брянске и Казани.
Подробнее на: rg.ru