В период объявленных главами субъектов Рф ограничительных мероприятий стала приметной очень активная деятельность органов гос власти по принятию новейших федеральных законов, касающихся конкретно темы цифровизации. Так, был принят Федеральный закон о внедрении с 1 июля 2020 года в городке Москва экспериментального правового режима по внедрению технологий искусственного ума. 21 мая 2020 года Гос Думой в 3-ем чтении принят Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о популяции Русской Федерации».
Сейчас конфигурации задели и законодательства о выборах. 23 мая 2020 года Президентом Путиным В.В. подписан Федеральный закон «О внесении конфигураций в отдельные законодательные акты Русской Федерации». В преддверии этого, группой из четырёх депутатов Гос Думы на рассмотрение был внесён законопроект о внесении конфигураций в статьи 37 и 38 Федерального закона «О главных гарантиях избирательных прав и права на роль в референдуме людей Русской Федерации».
В согласовании с текстом объяснительной записки, предполагалось внести конфигурации в части регулирования процедуры сбора подписей и проверки подписных листов. Кроме этого, предусматривалась возможность сбора подписей избирателей, участников референдума с внедрением федеральной гос информационной системы «Единый портал муниципальных и городских услуг (функций)». Законопроектом уточнялись требования по наполнению подписных листов. Так, при проставлении подписи и даты ее внесения избиратель, участник референдума должен своими руками внести в подписной лист свои фамилию, имя и отчество. Ранее требовалось только поставить подпись. Всё это, по воззрению инициаторов внесения поправок, призвано содействовать обеспечению прав участников избирательного процесса, а также препятствовать совершению неправомерных действий, в том числе направленных на фальсификацию подписей избирателей, участников референдума.
В таком виде текст законопроекта 2 марта 2020 года поступил в Муниципальную Думу. Получил одобрение профильного комитета Думы и положительный отзыв Правительства.
Но ко второму чтению были внесены значительные поправки к тексту законопроекта.
Так, статью 18 Федерального закона «О общих принципах организации законодательных (презентабельных) и исполнительных органов гос власти субъектов Русской Федерации» предложено дополнить пт 3.2–2, в согласовании с которым, в случае, если на местности субъекта Рф или на территориях 2-ух и наиболее городских образований в этом субъекте введен режим завышенной готовности либо чрезвычайной ситуации при наличии опасности жизни и (либо) здоровью людей голосование по избранию высшего должностного лица субъекта (управляющего высшего исполнительного органа гос власти субъекта), быть может отложено законодательным (презентабельным) органом гос власти субъекта Рф.
В Федеральный закон «О главных гарантиях избирательных прав и права на роль в референдуме людей Русской Федерации», кроме сначало предложенных поправок, внесены поправки, устанавливающие новейшие понятия и определения. Речь идёт о введение в правовое поле новейшего вида голосования — дистанционного электрического голосования — голосования без использования бюллетеня, сделанного на картонном носителе, с внедрением технического средства.
Предложено значительно повысить роль Центральной избирательной комиссии в выборном процессе.
Центральная избирательная комиссия наделяется правом отмены выборов в случае введения режима завышенной готовности либо чрезвычайной ситуации на местности страны либо местности субъектов.
Тут стоит направить внимание и на такую внесённую поправку. Предложено пункт 14 статьи 64 Федерального закона выложить в последующей редакции: «При проведении выборов в органы гос власти, органы местного самоуправления, референдума субъекта Русской Федерации, местного референдума в вариантах и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией Русской Федерации, быть может предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте, а также средством дистанционного электрического голосования».
В согласовании с поправками — «в целях сотворения критерий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, сотворения наибольшего удобства для реализации гражданами Русской Федерации избирательных прав, права на роль в референдуме» определение критерий для проведения преждевременных выборов всех уровней также закрепляется за Центральной избирательной комиссией. То есть ЦИК будет по собственному усмотрению — на базе ею самой принятых правил будет определять условия проведения преждевременных выборов, в том числе и проведение голосования по почте, а также дистанционно, электрическим методом.
Внесённые поправки задели и конфигураций в Федеральный закон «О выборах депутатов Гос Думы Федерального Собрания Русской Федерации».
Так, по аналогии с вышесказанным, для Центральной избирательной комиссии установлено право утверждения эталона наполнения подписного листа, как и право на проведение преждевременного голосования, в том числе на территориях и в местах, подходящих к оборудованию для проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего использования и в других местах), снова же — «в целях сотворения критерий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании». ЦИК и в случае проведения выборов депутатов Госдумы наделена правом по установлению случаев и порядка для голосования по почте, а также средством дистанционного электрического голосования.
Конфигурации, которые внесены в имеющиеся нормы законодательства о выборах, по другому как революционными, именовать недозволено.
Мы уже привыкли к тому, что никакой оборотной связи меж Народом Рф и властью нет. Свою волю народу, как источнику власти, поручено выражать в короткие моменты выборов. Опосля этого, так именуемые народные представители, получив мандат, совсем запамятывают о источнике собственной власти и в собственной деятельности руководствуются наиболее интересами императивной вершины, нежели интересами собственных избирателей. В итоге депутаты принимают законы, дающие льготы и преференции большому капиталу, выступают откровенными лоббистами интересов узенькой группы лиц, но никак не интересов широких масс населения. Говоря откровенно, недозволено не признать, что депутатский корпус перевоплотился в инструмент, с помощью которого сегоднящая власть и личный и полугосударственный бизнес обеспечивают для себя весьма удобные условия существования.
Все мы помним бессчетные скандалы на выборах, проводимых как на местном, так и на самом высочайшем уровне. Это и взбросы бюллетеней, и подделка протоколов, и махинации с подачей и обработкой данных в ГАС «Выборы». Число тех, кто ещё питает иллюзии и теплит в для себя надежду на то, что сегоднящая власть хочет действовать по пути улучшения жизни страны и людей, неприклонно понижается и достигнуло чертовски низкого для власти уровня. Сделалось понятно, что предстоящее внедрение школьных учителей и провластной оппозиции в качестве низовых исполнителей всего, что называется фальсификацией выборов, становится всё наименее надёжным методом самосохранения власти. Настроения в обществе стают всё наиболее и наиболее негативными по отношению к власти. Соответственно, для данной нам самой власти значительно увеличиваются и опасности того, что еще одна авантюра по так именуемым выборам может и не состояться.
Выход был найден. Дистанционное электрическое голосование. Согласитесь, задачка значительно упрощается. Как проголосовал гражданин, да и голосовал ли на самом деле, — сейчас уже не будет иметь никакого значения. Действо будет проходить в тишине кабинетов, в отсутствии камер и раздражающих протестов неравнодушных людей, ставших очевидцами вбросов пачек бюллетеней либо подделки итоговых протоколов. Никакого публичного контроля не предполагается. Нам предлагается просто поверить в честность служащих Центральной избирательной комиссии. Которой предоставлено право самой устанавливать правила игры. Сейчас манипулировать явкой голосами станет еще проще. Итоговые числа можно выдавать сколь угодно комфортными для власть имущих — ведь тот, кто имеет ключи от программного обеспечения способен обеспечить хоть какой подходящий итог. Всё это делает совсем неосуществимой и лишённой всякой перспективы всякую попытку по оспариванию итогов голосования.
Для тех избирателей, кто не имеет способности подать собственный глас дистанционно средством электрического голосования, будет предоставлена возможность проголосовать по почте. Представляется, что со временем бюрократы разъяснят надлежащие процедуры и условия таковых методов реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранным. Как при всем этом будет обеспечено наше право на потаенное голосование — значения не имеет. Основное — сделать видимость легитимности всего процесса наделения «представителей народа» императивными возможностями. Гражданину будет предложено только надавить подобающую клавишу на клавиатуре компа либо опустить конверт в почтовый ящик. Предстоящая судьба голоса будет в руках тех, «кому нужно».
«Какой выход?» — спросят почетаемые читатели. Что противопоставить настолько нахальным и меркантильным решениям властей? Что мы, граждане, сможем создать? Что мы против данной нам гос машинки? У которой и ресурсы, и силовая поддержка? Как сопротивляться? Как не стать участником этого политического водевиля под заглавием «пляски нагого короля и его свиты»?
Те, кто ещё верует в возможность конфигураций с помощью выборов — добро пожаловать на избирательные участки, отделения «Почты Рф» либо ещё, — куда предложат. Уже одним фактом собственной явки вы обеспечите хоть какую-то легитимность режиму. Голосовать сможете за кого угодно, — подходящий итог будет складываться по иным правилам. Кандидатов подберут таковых, каких нужно. Все испытанные и надёжные. Кто-то будет и с табличкой «оппозиция», в качестве подсадной утки, — нужно же как-то привлекать наивных и доверчивых людей для роли в выборах. Пороги явки отменены, графа «против всех» исключена. Можно даже попортить бюллетень либо как-то не по правилам надавить клавишу, голосуя дистанционно. И этого будет довольно. Для режима основное — сделать видимость явки.
Но есть и иной выход. Право на роль в выборах — это право людей, а не их обязанность. Полный отказ от роли в каких бы то ни было выборах и голосованиях, проводимых по правилам сегодняшней власти. Когда итог такового голосования совсем не зависит от настоящей воли избирателей. Это принудит власть имущих заёрзать в собственных мягеньких креслах. Очевидно продемонстрирует оценку гражданами результатов долголетнего правления тех, кто довёл страну до положения третьесортной державы. Выведет чиновников и остальных бенефициаров, ведущих паразитическую деятельность на нуждах народа, из удобного положения. Собьёт с их спесь и самоуверенность в своей незаменимости. Даст шанс на переустройство страны, где люд получит право и возможность участвовать в построении страны настоящего народовластия. Страны нравственного, справедливого, трудового.
Евгений Железняк
Создатель Евгений Павлович Железняк, юрист и правозащитник. Команда поддержки Программки Сулакшина.