Опосля того как студенты из-за пандемии перебежали на дистанционный формат обучения, предки узнали, чему по сути учат их малышей. Сейчас рассерженные взрослые сетуют на несведущих педагогов и халтурщиков, которые убивают время, рассказывая на лекциях и семинарах байки и смешные рассказы. За такую «школу жизни» почти всем ещё и приходится выкладывать немалые средства.
Отпрыск Татьяны, экономиста из Нижнего Новгорода, решил пойти по её стопам. Вот уже несколько месяцев он обучается в удалённом режиме. Татьяна работает из дома и случаем услышала несколько лекций педагогов собственного отпрыска:
– Признаться, я обомлела: педагог одной дисциплины нёс, простите, полную пургу, никаких познаний на его паре получить в принципе нереально. Иной очевидно не освежал свои материалы крайние лет 20 – часть инфы, которую он передавал учащимся, уже устарела. На третьей паре преподаватель травил какие-то байки – что именуется, убивал время.
До пандемии о том, как проходят занятия у отпрыска, Татьяна не додумывалась. Считала, что особенных заморочек нет – сессии не заваливает, зачёты и экзамены удачно сдаёт.
Педагоги и деканы сходу нескольких региональных вузов в приватных беседах с «Октагоном» подтвердили: жалобы на низкое свойство преподавания – как устные, так и письменные – стали поступать всё почаще.
Предки не постоянно компетентны в тех либо других дисциплинах, но они вправе знать, за что платят средства, причём довольно огромные, утверждает в общении с изданием доцент кафедры экономики региона, отраслей и компаний Ростовского муниципального экономического института, кандидат экономических наук Ольга Миронова.
– Непременно, мировоззрение родителей о качестве образования в вузе, в том числе и на дистанте, следует учесть при анализе свойства подготовки выпускников.
«Решение о поступлении в университет на то либо другое направление подготовки либо определенный профиль принимают, обычно, не абитуриенты, а предки. Основная их боль – это следующее трудоустройство ребёнка».
– Посодействуют ли познания, приобретенные в вузе, этому? При очной форме обучения у родителей нет способности оценить, как ожидания соответствуют реалиям, а дистант во время самоизоляции показал, как обстоят дела: платят предки за настоящие познания либо за рассказы о том, как Иван Иванович отдыхал в Таиланде либо как Марфа Васильевна похудела за 5 дней на 20 кг, – объясняет собеседница.
Миронова считает, что оборотная связь от родителей может отдать информацию о том, как предоставляемые познания соответствуют настоящим запросам времени и ситуации:
– Это также сигнал, что необходимо поменять в учебном плане профилей кафедры с учётом актуальности познаний и их соответствия запросам стейкхолдеров: какие дисциплины изжили себя, что нужно добавить, что поменять. Другими словами наиболее гибко реагировать на запросы пользователя, рынка труда.
К российскему высокому образованию и до пандемии появлялось много приреканий, гласит «Октагону» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Но на данный момент, по его словам, ситуация приметно усугубилась:
– Педагоги не желают работать в неадекватных критериях дистанта, потому обычные спецы уже разбежались. На их пространство набирают недоучек, которые несут чушь. Отсюда и бессчетные жалобы родителей.
Коллеги Комкова находят у плохого дистанта и плюсы. Начальник учебно-методического отдела Института открытого дистанционного образования НГПУ Марина Юсова, являющаяся матерью студентки первого курса, отмечает, что случаи недовольства дистанционным обучением можно повстречать сплошь и рядом.
«У родителей возникла неповторимая возможность надзирать процесс обучения на любом шагу ребёнка. Естественно, если родитель ещё и спец в предметной области, то он в силах оценить, какой объём познаний получает его чадо и в котором контексте».
Марина Юсова
начальник учебно-методического отдела Института открытого дистанционного образования НГПУ
Собеседница издания сказала, что на примере собственной дочери нашла ряд заморочек:
– Педагог озвучил перечень доп вопросцев незадолго до экзамена, хотя этот материал не был ранее обозначен ни для исследования на упражнениях, ни для самостоятельной работы. Может ли такое возникать? Ответ предельно ясен: нет. Иной пример – запоздание на пару. В дистанционном формате такое тоже случается, причём иногда это зависит не от технических заморочек, а только от «привычки» педагога. Знала ли я бы о этом ранее? Навряд ли.
Меж тем сами педагоги почаще всего выступают против вмешательства родителей в учебный процесс. Доцент кафедры институциональной экономики Муниципального института управления, кандидат экономических наук Светлана Сазанова показывает на то, что бесплатный доступ к платным услугам образования получили третьи лица, не вовлечённые повсевременно в образовательный процесс, не имеющие целостного представления о нём, но получившие возможность его критиковать и добиваться понижения цены обучения на основании увиденных недочетов.
– Заплатили за 1-го, а внимают всей семьёй. Тогда пусть поначалу оплатят в полном объёме, а позже претензии высказывают. Я как-то пошла с супругом на занятия целебной физической культурой, поглядеть желала на упражнения. Так меня просто выставили в совсем неправильном стиле. Ибо «вы не нездоровой», идите и оплачивайте занятия, – делится она.
Доцент отмечает, что личные санкции в отношении отдельных педагогов применить трудно. Возврат средств за плохое исходя из убеждений отдельного родителя обучение студента у определенного педагога (либо даже нескольких педагогов) безизбежно отразится на бюджете университета и оплате труда всех педагогов, в том числе высококвалифицированных и пользующихся заслуженным авторитетом у учащихся и коллег.
– Первыми будут покидать рабочие места конкретно они, удачные и нужные, а «проблемные» педагоги останутся в университетах. На места удачных придут остальные, но, быстрее всего, это будут новейшие «проблемные» педагоги. «Ловушка ухудшающего отбора» захлопнется: свойство преподавания будет понижаться, а высококвалифицированные кадры – вымываться, – гласит Сазанова.
Юрист Григорий Сарбаев объяснил «Октагону», что стороной контракта – заказчиком на оказание образовательных услуг – являются, обычно, предки, потому инспектировать свойство оказываемых услуг – их легитимное право:
– Педагоги, естественно же, будут против – кому понравится доборная проверка? Тем наиболее если привык заместо лекции травить смешные рассказы. Что все-таки касается резона о типо имеющем пространство прослушивании курса всей семьёй, то он полностью несостоятелен, так как, во-1-х, они внимают не весь курс, во-2-х, никакого документа о образовании предки не получают. Ну и какие познания даст рассказчик анекдотов?
Дистант показал уровень падения российского образования, констатирует в общении с изданием управляющий публичной организации «Родительское собрание» Константин Долинин. По его словам, университеты стригут огромные средства, но не достаточно кто даёт высококачественные познания:
– Вузовские педагоги пробуют стать кастой неприкасаемых: мол, они практически святые, их трогать и критиковать недозволено. Но конкретно удалённое обучение открыло глаза обыденным родителям, не профессионалам, на происходящее. Они узрели, что их малышей тотчас ничему не учат, выпускники оказываются неконкурентоспособными на современном рынке труда.