Госсовет опоздал с инициативой о отмене наибольших планок недостатка и госдолга при формировании региональных бюджетов. Субъекты РФ уже сейчас массово нарушают запреты, находящиеся в Экономном кодексе. В наиблежайшие три года их кредитная перегрузка вырастет в разы, на этом фоне президент призвал не допустить массового воззвания регионов за кредитами в банки. «Октагон» исследовал проекты бюджетов субъектов на последующие три года и узнал, что ряд регионов рискует поделить участь Ингушетии, в отношении которой введено частичное наружное управление Минфина; остальные, будучи формально регионами-донорами, циклопическими темпами увеличивают собственный госдолг. Посреди крайних… Москва.
«На данный момент необходимо создать всё, чтоб регионам не пришлось для покрытия недостатков, для погашения экономных и казначейских кредитов опять и опять находить так именуемые дорогие ресурсы на рынке, у коммерческих банков и тем отвлекать средства от задач общественного и экономического развития», – произнес Владимир Путин на совещании с членами Правительства.
Риск роста коммерческих кредитов может показаться опосля того, как для регионов будет повышена планка недостатка. Вопросец о пересмотре серьезных норм экономного планирования был поднят на октябрьском заседании Госсовета. Участвующие в нём губернаторы заявили, что находящиеся в Экономном кодексе запреты не разрешают в достаточной мере финансировать мероприятия по борьбе с пандемией и восстановлению пострадавшей от неё экономики. Одна из статей закона ограничивает предельный недостаток дотационных субъектов планкой в 10 процентов, экономически самостоятельных – в 15 процентов. Дотационные субъекты вправе брать в долг сумму, не превосходящую 50 процентов от их собственных доходов, для экономически самостоятельных регионов этот показатель не быть может выше 100 процентов.
Президент Владимир Путин отдал премьеру Мише Мишустину поручение создать аспекты, на основании которых регионам будет позволено нарушать установленные ограничения. Эти аспекты должны быть представлены до 15 января 2021 года. Но послабления посодействуют не многим.
Сначала ноября критичная ситуация сложилась в Ингушетии. О приближающейся катастрофе новейший глава региона Махмуд-Али Калиматов предупреждал ещё в августе 2019 года. Он заявлял, что без вмешательства со стороны федеральных органов власти Ингушетию ждёт кризис в главных сферах экономики. В 2020 году его прогноз реализовался. Республика получила только 2,65 миллиардов рублей собственных доходов. Это существенно выше скопленного регионом госдолга – 3,33 миллиардов рублей. Глава республики должен подписать с Минфином РФ соглашение о ограничении кассовых выплат по экономным расходам, приостановлении капвложений в ряд проектов и вербовании новейших займов.
©octagon.media, 2020
Спустя некоторое количество дней глава минфина Ингушетии Магомет-Шарип Эсмурзиев объяснил, что о банкротстве либо внедрении наружного управления республиканским бюджетом речи не идёт, вводятся только ограничительные меры.
«В истинное время бюджет республики находится в штатном режиме ˂…˃. Всё делается, в особенности в текущем году, – и социальные выплаты, и заработной платы, и пенсии и льготные компенсации – в штатном режиме и в полном объёме ˂…˃. Так что оснований для беспокойства населения пока нет», – заявил глава минфина в видеообращении на веб-сайте ведомства.
Удмуртские ревизоры обвинили губернатора
1-ые вопросцы к управлению Удмуртии возникли у ревизоров в феврале 2020 года. Конкретно тогда глава муниципального контрольного комитета республики Борис Сарнаев сказал о выявленных по итогам 2019 года 506 денежных нарушениях в работе правительства на общую сумму 2,3 миллиардов рублей.
Спустя недельку губернатор Александр Бречалов чувственно откомментировал доклад в местных СМИ, назвав находящиеся в нём тезисы «не столько критикой, а полностью сформулированным обвинением». Следом агентство «Национальные кредитные рейтинги» опубликовало доклад, в каком сказало о сокращении ликвидных резервов в 62 субъектах РФ. По расчётам профессионалов, на тот момент они уже были на сто процентов исчерпаны в трёх регионах – Удмуртии, Мордовии и Ульяновской области.
Отсутствие ресурсов и экономический кризис принудил власти республики пойти на предстоящее наращивание долгов. Если в начальной версии бюджета на 2020 год толика предельной долговой перегрузки на региональный бюджет составляла 78,4 процента, то в проекте бюджета на 2021 год она выросла до 114,8 процента. В 2022 и 2023 годах этот показатель начнёт медлительно понижаться до 108,7 процента и 102 процентов соответственно.
Рассмотрение саратовского бюджета переросло в митинг
2020 год начался с конфликта меж правительством и Счётной палатой Саратовской области. Ревизоры выявили по итогам проверок, 718 совершённых в 2019 году, финансово-бюджетных нарушений на общую сумму 1,483 миллиардов рублей. 89 из их (на сумму 1,316 миллиардов) были допущены при формировании и выполнении бюджета. Со скандала началось и обсуждение проекта бюджета области на 2021–2023 годы. Депутаты-коммунисты пробовали пронести в зал для пленарных заседаний плакаты, но их не пустили сотрудники ЧОП.
В начальной версии проекта саратовского бюджета на 2020 год была заложена предельная долговая перегрузка на уровне 71,1 процента. Предполагается, что в 2021 году её наибольший уровень вырастет до 86,7 процента, в 2022 году – до 92,6 процента, в 2023 году – до 91,8 процента.
Мордовия в чёрном перечне Счётной палаты РФ
Мордовия стала героем крайнего доклада Счётной палаты РФ. Ревизоры заявили, что власти региона не управляются с управлением госдолгом. В 2017–2019 годах там зафиксированы нарушения экономного законодательства на сумму 4,6 миллиардов рублей.
В начальной версии республиканского бюджета на 2020 год наибольший размер госдолга составлял 107,4 процента от объёма собственных доходов. В октябре в него были внесены поправки, поднимающие планку до 182,8 процента. Этот предел на нынешний денек практически избран – согласно официальным данным минфина республики, на нынешний денек Мордовия задолжала 49,1 миллиардов рублей.
©octagon.media, 2020
Предпосылкой наращивания госдолга Мордовии в Счётной палате РФ считают низкое свойство экономного планирования: местные власти закладывают в бюджет безосновательные источники финансирования. Перспективы региона на следующие три года пока остаются туманными – проект бюджета на 2021–2023 годы до сего времени не размещен.
Хакасия три раза просила помощи у Москвы
Ещё один антилидер по кредитной перегрузке – Хакасия. Верховный совет республики уже три раза просил у федерального центра денежной помощи на погашение госдолга. В октябрьском воззвании 2017 года указывалась нужная сумма поддержки – 28,2 миллиардов рублей. Республика получила только часть этих средств.
В письме, направленном в марте 2020 года на имя спикера Госдумы Вячеслава Володина, верховный совет Хакасии сказал последующее: «На нынешний денек в 64 из 99 городских образований Республики Хакасия заблокированы лицевые счета экономных учреждений ˂…˃. Не делается оплата счетов за коммунальные услуги, электроэнергию, питание, связь. Под опасностью отключения от электроэнергии социальные объекты, в том числе детские сады, школы».
Согласно первой версии республиканского бюджета на 2020 год, госдолг региона не был должен превысить 23 миллиардов рублей (99,1 процента от собственных доходов). Местные экономисты предупреждали, что документ основан на нереалистичном прогнозе о росте цен на уголь и алюминий.
Их опаски реализовались: по итогам первого полугодия Минфин РФ зафиксировал рост долговой перегрузки на региональную казну до 127,5 процента.
Проект бюджета Хакасии на 2021–2023 годы не оставляет региону надежд на улучшение ситуации. Невзирая на запланированный рост собственных доходов (с 24,5 миллиардов до 27,5 миллиардов рублей), наибольший уровень госдолга республики закрепится на рекордном уровне. В 2021 году он составит 98,9 процента, в 2022 году – 96,1 процента, в 2023 году – 95,2 процента.
Медлительно понижают закредитованность
На верхних строках перечня регионов с наибольшей предельной кредитной перегрузкой укрепились Орловская и Костромская области. Оба субъекта РФ медлительно понижают уровень закредитованности. В первом этот показатель был запланирован на 2020 год в размере 99,2 процента. В 2021 году он должен составить не наиболее 84,4 процента, в 2022 году не должен превысить 78,7 процента, в 2023 году – 75,4 процента. В Костромской области последующий график: 2020 год – 80,8 процента, 2021 год – 80,8 процента, 2022 год – 73,8 процента, 2023 год – 66,2 процента.
Представители федеральной власти на удивление позитивно относятся к сиим цифрам. Во время состоявшегося в июле 2020 года в Костроме выездного заседания комитета Совета Федерации по бюджету и денежным рынкам заместитель председателя Счётной палаты РФ Галина Изотова отметила, что «финансовая система Костромской области в период пандемии проходит довольно тихо».
На четверть планирует прирастить наивысшую долговую нагрузку Новгородская область.
В бюджете на 2020 год она была установлена на уровне 60,7 процента. В проекте бюджета на еще одну трёхлетку предельный уровень госдолга на 2021 год установлен в размере 75,2 процента, на 2022 год – в размере 76,6 процента, в 2023 году он не должен превысить 75,1 процента. В комментах для СМИ губернатор региона Андрей Никитин объяснил, что напряжённая ситуация с бюджетом вызвана выпадением из бюджета в связи с пандемией доходов на сумму практически 6 миллиардов рублей. Федеральная помощь в размере 1,1 миллиардов рублей только отчасти компенсирует эти убытки.
Москва и Подмосковье покрывают коронавирусные утраты
Абсолютным фаворитом по росту предельного размера госдолга стала Москва. В начальной версии столичного бюджета на 2020 год её власти взяли на себя обязательство не увеличивать объём задолженности городка наиболее чем на 70 миллиардов рублей (2,5 процента от доходов). Но уже в наиблежайшие месяцы эта цифра начнёт быстро расти. Согласно размещенному в «Русской газете» проекту трёхлетнего бюджета, в 2021 году наибольшая планка госдолга Москвы будет поднята до 426 миллиардов рублей (16,1 процента от доходной части бюджета), в 2022 году – до 574,5 миллиардов рублей (19,8 процента), в 2023 году – до 618,6 миллиардов рублей (19,5 процента). На 2021 год также запланирован и рекордный уровень экономного недостатка – расходная часть превзойдет доходную на 19,2 процента.
Глава Москвы Сергей Собянин выступил с объяснением о том, что рост кредиторской задолженности призван восполнить выпадающие в связи с пандемией из казны доходы в размере 500 миллиардов рублей.
Мэр заверил, что новейшие займы не воздействую на устойчивость городской казны. Наиболее того, объём соц расходов вырастет в 2021 году на 90 миллиардов рублей. Их толика составит до 56 процентов от расходной части бюджета.
©octagon.media, 2020
С аналогичной ситуацией столкнулась Столичная область. Регион недополучит доходы в размере 133 миллиардов рублей. При всем этом по итогам 2020 года на борьбу с заболеваемостью COVID-19 Подмосковье планирует издержать порядка 60 миллиардов рублей. В связи с сиим предельный уровень госдолга с 41,1 процента в текущем году планируется повысить в 2021 году до 61,3 процента, в 2022 году – до 67,1 процента, в 2023 году – до 76,6 процента.
Перестраховочная паника в Санкт-Петербурге
Быстро продолжит увеличивать уровень муниципального долга и правительство Санкт-Петербурга. Его наибольший уровень на 2020 год был запланирован в размере 100,9 миллиардов рублей (18,5 процента). Представители Смольного достаточно стремительно вычерпали этот предел. По данным департамента денег Санкт-Петербурга, текущий долг региона на 1 января составлял 30,1 миллиардов рублей, на 1 ноября – уже 85 миллиардов рублей.
Скоро эти числа могут возрости в пару раз. Согласно размещенному проекту бюджета, предельный уровень госдолга городка будет расти резвее доходов. В 2021 году его наибольший размер составит 225,3 миллиардов рублей (37,7 процента от налоговых и неналоговых доходов), в 2022 году – 277,4 миллиардов рублей (42,6 процента), в 2023 году – 317,3 миллиардов рублей (44,5 процента).
Представители Смольного и городского парламента докладывают СМИ, что увеличение предельного норматива – перестраховочная мера, на обязывающая правительство городка оформлять весь разрешённый объём займов. Звучат и остальные представления, что курс властей городка на увеличение кредитной перегрузки уже сейчас вызывает «лёгкую панику» элит.
Индустрия и инвестиции не способны противостоять долгам
Ещё одной тревожной тенденцией сделалось увеличение долговой перегрузки на бюджеты регионов, экономика которых базируется на больших промышленных предприятиях. Более масштабный рост предельного уровня госдолга планируется в Пермском крае, собственные доходы которого снизились на 29–30 миллиардов рублей. В начальной версии проекта бюджета на 2020 год он был запланирован на уровне 20,1 процента. Согласно следующему размещенному трёхлетнему проекту бюджета, в 2021 году он составит 51,4 процента, в 2022 году – 62,7 процента, в 2023 году – 73,6 процента.
©octagon.media, 2020
Быстро наращивает долги и специализирующаяся на авиа- и автомобилестроении Ульяновская область. В первой версии проекта бюджета на 2020 год их наибольшая толика составляла 51,7 процента, в проекте бюджета на 2021 год она установлена в размере 78,4 процента, на 2022 год – 63,2 процента, на 2023 год – 65,5 процента.
Правительство Свердловской области влезает в доп долги для подготовки к проведению в Екатеринбурге Универсиады-2023. Лишь в последующем году на эти цели региональным властям нужно отыскать практически 13 миллиардов рублей.
В начальной версии свердловского бюджета на 2020 год наибольший объём госдолга составлял 38,5 процента. Предполагается, что в 2021 году он вырастет до 62,3 процента от собственных доходов, в 2022 году – до 70,9 процента, в 2023 году он незначительно снизится – до 63,5 процента.
Оказалась не в состоянии противостоять экономным дилеммам и Калужская область, входящая в топ рейтинга наилучших по вкладывательной привлекательности субъектов РФ. При принятии бюджета на 2020 год планировалось, что наибольший уровень её госдолга составит 46,7 процента. На 2021 год этот показатель запланирован на уровне 52,3 процента, на 2022 год – 47,3 процента, на 2023 год – 37,1 процента.
Не стала панацеей от экономического кризиса даже золотодобыча, на базе которой строится экономика Магаданской области. В первой версии бюджета-2020 её предельный госдолг был зафиксирован на отметке 39,5 процента. Предполагается, что в 2021 году он составит 57,8 процента, в 2022 году – 52,9 процента, в 2023 году – 48,9 процента.
Проекты бюджетов других регионов на 2021–2023 годы или пока не размещены, или заложенные в их числа не превосходят работающих нормативов Экономного кодекса.