Ни единый человек не сознался, что ничего не видит, никто не хотел признаться, что он глуп или сидит не на своем месте. Ни одно платье короля не вызывало еще таких восторгов.
— Да ведь он голый! — закричал вдруг какой-то маленький мальчик.
(Новое платье короля. Г. Х. Андерсен)
Новейшая история гласит, что в 2018 году президент РФ Владимир Путин подписал очередной майский указ, которым определяются национальные цели развития России на период до 2024 года. Помимо прочих безусловно благих намерений вроде «увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека» была поставлена весьма амбициозная задача: Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира.
Прошло три года — и вот, свершилось. Под чутким и мудрым руководством Владимира Владимировича и благодаря неусыпным трудам эффективных менеджеров мы таки вырвались вперед по весьма интересному и злободневному показателю. Аналитики банка Credit Suisse в ежегодном Global Wealth Report сообщили, что среди 50 крупнейших мировых экономик Россия вошла в топ-5 по скорости падения благосостояния населения. То есть динамика есть, но в отрицательном сегменте. Дотошные банкиры посчитали, что за год благосостояние российских домохозяйств сократилось на 338 млрд долларов в номинальном выражении. По этому показателю РФ заняла третье место в мире, уступив лишь Индии (-594 млрд долларов) и Бразилии (-839 млрд).
У половины населения России, по подсчетам Credit Suisse, суммарный объем активов не превышает сумму в 5431 доллар на человека. Это медианный уровень благосостояния, который по сравнению с прошлым годом сократился на 691 доллар, 11,2% — на столько обеднел среднестатистический россиянин за год пандемии. По медианному благосостоянию россияне в 14,5 раз беднее американцев (79274 доллара), в 19 раз беднее испанцев (105831 доллар), в 22,6 раза беднее японцев (122980 долларов). От жителей Эстонии (38901 доллар) россияне отстают в 7 раз, Албании — в 2,8 раза, Сербии — 2,7 раза.
Медианное благосостояние домохозяйств в России примерно соответствует уровню Перу и Эквадора (5445 и 5444 доллара соответственно), немного отстает от показателей Египта (6329 долларов), но при этом опережает Габон (4685 долларов) и Экваториальную Гвинею (4651 доллар).
У 72,8% населения России суммарные активы на человека не превышают 10 тысяч долларов. Для сравнения в Германии таких всего 10,6%, в Испании — 16,7%, в США — 26,3%, в Панаме — 45,3%, в Шри-Ланке — 54,3%. По этой доле условно «небогатых» людей Россия находится примерно между Ямайкой (66,7%) и Никарагуа (78,2%). Значительно хуже показатели, например, в Руанде (92,8%), Мьянме (91,7%) и королевстве Лесото (97,8%).
Не совсем так россияне представляли себе анонсированный г-ном Путиным прорыв в мировую «пятерку», но это уже придирки — во всяком случае у нас пока лучше, чем в Габоне, а это немалое достижение и косоротиться с фантомными болями о сверхдержавности особо не приходится, потому как Габон за полвека независимости уже показал себя одним из самых стабильных государств Африки и даже чем-то отдаленно похож на постсоветскую РФ. Например, габонские товарищи в 2003 году, существенно нас опередив по части демократии, приняли поправку к конституции, отменяющую ограничение на количество президентских сроков. Кроме того, эта далекая африканская республика обладает месторождениями нефти и природного газа, а также других полезных ископаемых вроде марганца, урановой руды и проч.
И все бы хорошо, но из-за неравенства в распределении доходов значительная часть населения Габона остается бедной, словом, почти все как у нас. Этот аспект привлек внимание швейцарских аналитиков, отметивших, что уровень неравенства в РФ — один из самых высоких в мире, по коэффициенту Джини со значением 87,8 Россия опережает почти все страны Латинской Америки (кроме Бразилии — 88), большинство государств Африки (кроме ЮАР — 88), уступая лишь отдельным ближневосточным петрократиям (ОАЭ — 88,8, Бахрейн — 88,9) и излюбленным офшорам миллиардеров (Багамские острова — 91,2). Как подсчитали нудные швейцарцы, среди взрослых жителей России 3,78 миллиона владеют активами на сумму больше 100 тысяч долларов, а 252 тысячи являются долларовыми миллионерами. Более 5 млн долларов имеют 22,1 тысячи россиян, больше 10 млн долларов — 15,18 тысячи, больше 50 миллионов — 1,64 тысячи, больше 100 млн — 1,12 тысячи. Наконец, в топ по богатству входят 199 человек — их активы превышают 500 млн долларов.
Вот такой получается «габон» с прорывом, дорогие сограждане. Богатые богатеют, бедные нищают, равнодушные швейцарские аналитики считают коэффициенты и индексы, и, что самое плачевное, ситуация годами не меняется к лучшему. Да и с чего бы это? Двести человек в стране (плюс их родственники) запредельно счастливы, еще примерно четыре миллиона довольны жизнью, и что-то мне подсказывает, что к этой когорте успешных, талантливых и трудолюбивых граждан не относятся ни врачи, ни учителя, ни шахтеры, ни комбайнеры, которым любезно предоставлено право вписываться в рынок или же воздержаться с фатальными для себя последствиями.
Теперь внимание, вопрос: если в РФ 72,8% населения «условно небогатые» почти как в Никарагуа, а «подавляющее меньшинство» цветет и процветает, кто должен быть заинтересован в переменах? Путин Владимир Владимирович и его верная команда чиновников, под управлением которых богатейшая в мире страна прочно вляпалась в первую «пятерку» по скорости обнищания и без того не весьма состоятельных граждан? Герой Труда Аркадий Романович Ротенберг? Или Дмитрий Олегович Рогозин, который за свои музыкальные и художественные усилия по развитию отечественной космонавтики получает в год две премии? А может, орденоносец и заслуженный экономист России Игорь Иванович Шувалов? Или все-таки мы с вами, то есть народ?
Еще пять лет назад профессор С.С. Сулакшин, автор Программы переустроения России «Настоящий социализм» отмечал: «Расслоение населения по доходам дичайшее, что порождает социальную несправедливость, социальное напряжение, вообще говоря, формирует предпосылки настоящей социальной революции. Уровень зарплат, то есть оплаты труда не на проценты, а в разы меньше, чем требуют условия равновесия в экономическом балансе. Это означает, что степень эксплуатации российского человека, то есть его отработка на рубль зарплаты в разы больше, чем отработка в европах или америках на соответствующий по курсу пересчитанный доллар или евро. Нам толкуют: «Вы плохо работаете, низкая производительность». А на самом деле степень эксплуатации в России в разы выше, чем в сопоставимых странах мира».
По сути Степан Степанович говорит то же, что и швейцарские аналитики, но им можно открыто об этом заявлять, а профессору Сулакшину отрезаны все пути для обращения к российским гражданам от федеральных телеканалов до интернет-ресурсов. Причина этого нарочитого замалчивания проста: господам из Credit Suisse глубоко безразлична судьба России и ее народа, они констатировали факты, опубликовали доклад, причем рассчитанный на узких специалистов и на этом их деятельность завершилась. Что же касается сулакшинцев, то они имеют наглость задавать тот самый неудобный «проклятый» вопрос: если в Отечестве, мягко говоря, не все гладко, то кому это должно быть нужно и важно, эффективным управленцам эпохи развитого путинизма, которые десятилетиями зависают у государственного кормила и которых все более чем устраивает, или все-таки русскому российскому «условно бедному» народу?
Как известно, в нормальном, жизнеустойчивом государстве, каким должна стать Россия, народ — объект заботы, целеуказания показателей здоровья, демографических успехов, счастья, благополучия, рабочих мест, уровня оплаты труда, психологического комфорта и т. д. В путинском же «долгом государстве» народ просто «новая нефть», объект, с которым не считаются, о который беззастенчиво и планомерно вытирают ноги и кормят «майскими указами», прорывами и рывками. Одно дело, если «условно бедные» 72 процента населения включатся в осмысление Программы Сулакшина «Новая стратегия успешной России», ее распространение и активную деятельность по мирному, законному переустроению путинской РФ в великую Россию — с подлинным народовластием и реальными свободами человека, справедливую, трудовую, нравственную, идентичную своей русской российской цивилизации, по-настоящему суверенную и уважаемую в мире. Иное же — если россияне продолжат расхваливать на все лады сногсшибательное платье короля, успешно проводящего в жизнь прорывную «габонизацию всея Руси», тогда не за горами то невеселое время, когда и показатели Габона станут для нас недостижимой лучезарной мечтой.
Ибо как говорил Эразм Роттердамский: «Счастливее всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются». Так не будем же нерадивыми и недалекими, потому что опомниться и начинать терзаться уже пора: одним — укорами совести, другим — боязнью грядущих бедствий, а сознательным неравнодушным гражданам и патриотам самое время объединяться в интересах большинства народа и в целях оздоровления страны.
Любовь Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина