Обвинения исполняющего обязанности ректора Столичного муниципального строительного института (МГСУ) Павла Акимова в том, что он готовит переподчинение МГСУ Министерству строительства и ЖКХ и «лично Владимиру Якушеву», получили нежданное продолжение. «Октагон» вызнал о планах Правительства передать университеты и НИИ в ведение профильных министерств: те, в каких готовят инженеров (МАИ, МЭИ и остальные), дать Министерству индустрии и торговли, экономические – Министерству экономического развития, мед – Министерству здравоохранения, педагогические – Министерству просвещения и так дальше. Чиновников тревожут финансово-административные последствия вероятной новации: передел возможностей, контроль над финансовыми потоками, кадровые перестановки.
Обсуждаемые темы вероятной реформы – как повысится «вес» главы Минпромторга Дениса Мантурова, который может получить впечатляющий пул ведущих вузов, уйдёт ли в московскую мэрию к Сергею Собянину министр науки и образования Валерий Фальков, кого поставят заместо Сергея Кравцова, если он не управится с управлением педвузами, – отражают уровень компетенции игроков номенклатурного рынка. Меж тем изменение системы подготовки подходящих стране профессионалов назрело уже издавна.
18 месяцев вспять, ещё до начала эпопеи с коронавирусом, занимавший тогда пост ассистента президента Андрей Белоусов гласил о трагической нехватке кадров для реализации нацпроектов.
«Мы запланировали большие стройки до 2024 года – транспортная инфраструктура, портовая зона, дороги, аэропорты. Вопросец: кто это всё будет созодать?»
Андрей Белоусов
прошлый ассистент президента РФ
О том, что подготовка инженеров и персонала со средним особым образованием является «самым болезненным вопросцем наиблежайшего грядущего», на Петербургском экономическом форуме 2019 года гласили акулы западного бизнеса, руководители российских компаний и представители сделанного по инициативе Минпромторга Фонда развития индустрии, на счету которого 236 производственных компаний в 55 регионах Рф. Все эти люди имеют дело с настоящим созданием, и поэтому их вывод о нехватке инженерных и технических кадров являлся поводом для серьёзных раздумий.
Сейчас два вступивших в резонанс вызова – мировой экономический кризис и санкции – вполне дискредитировали мантру 90-х «продадим углеводороды (нефть и газ) и купим всё что необходимо».
Сейчас и с продажами задачи – из-за кризиса, и приобрести удаётся не всё – из-за санкций. В сложившейся ситуации единственная возможность для Рф выжить и развиваться – научиться полной самодостаточности: освоить создание и разработку всего, что необходимо, и созодать это самим на собственной местности с опорой на собственные денежные, производственные, научные и кадровые ресурсы.
Средства в стране пока ещё есть, но их действенное освоение впрямую зависит от обученных кадров, а их чертовски не хватает.
Некие госкорпорации и большие личные компании снимают кадровый голод путём сотрудничества с профильными университетами: мотивированные стипендии, организация практики, гарантии трудоустройства. Остальные устраивают рейды по регионам в поисках профессиональных студентов, переводят их в ведущие профильные университеты под договор о длительном сотрудничестве. Этот подход просит существенных денежных вложений, потому наиболее маленькие компании наслаждаются рядовыми выпускниками, учят их в процессе работы без всякой гарантии того, что, повысив квалификацию, они не уйдут к соперникам.
Тем временем высоколобые специалисты рассуждают о значимости сотворения научно-образовательных центров мирового уровня, программках институтов развития, проектах «Сколково», инжиниринговых площадках и экосистемах передовых стартапов. Все эти прогрессивные начинания, непременно, важны, но подобные точечные меры не могут решить делему массовой подготовки обученных профессионалов.
Буквально так же, как направленный на профессиональных малышей образовательный центр «Сириус», даже если его филиалы будут открыты во всех регионах, не решит заморочек средних школ, в каких обучается абсолютное большая часть русских малышей.
Судя по опросам, наиболее 60 процентов выпускников вузов не работают по специальности. По данным Росстата, таковых наиболее 30 процентов, и это тоже много. На фоне начавшегося в 2000-х роста спроса на технарей отмечается перепроизводство социологов, юристов, журналистов и пиарщиков, подготовкой которых занимаются даже педагогические университеты.
В процессе оптимизации системы среднего образования из школ выжали опытнейших педагогов старшего поколения, а ЕГЭ, подготовкой к которому занимаются недостаточно квалифицированные учителя, преобразовал аттестат зрелости в откровенную фикцию.
Трансформация школы в пространство оказания услуг, отказ от воспитательной составляющей учебного процесса и формальное преподавание истории, литературы и обществознания фактически заблокируют формирование штатского самосознания. В итоге значимая часть выпускников школ – это необразованные и безответственные недоросли.
Внедрение в высшей школе Болонской системы под девизом «Сейчас наши дипломы будут признавать на Западе» окончило формирование канала для утечки мозгов. По данным различных опросов, от 50 до 60 процентов юных людей грезят уехать из страны, в то время как её производственному комплексу весьма необходимы рабочие руки, а в регионах, в особенности в сельской местности, хронически не хватает докторов и учителей.
И всюду, по всем фронтам и специальностям свойство подготовки юных кадров оставляет желать наилучшего.
В сухом остатке выходит, что для гармонизации системы образования и приведения её в соответствие с запросами страны необходимо решить три фундаментальные задачки.
1-ая – поменять подход к организации среднего образования: реанимировать симбиоз образования и воспитания, повысить удельный вес гуманитарных предметов и уровень подготовки всех предметников. Чтоб создать это, придётся реформировать работу педагогических вузов: очистить их от непрофильной специализации, скорректировать учебные программки и систему организации практики, поменять халтурщиков и формалистов на обученных и ответственных педагогов и привлечь туда отлично приготовленных и нацеленных на работу в школе абитуриентов.
А для этого необходимо возвратить в систему среднего образования пафос «народного просвещения» и сразу поднять престиж профессии школьного учителя, наделив преподавателей правами воспитателя и оценивая их труд так, чтоб они имели время и силы для неизменного увеличения собственного проф уровня.
Заказчиком, управляющим и устроителем данной для нас работы может стать Министерство просвещения, в ведении которого находятся русские школы.
2-ая задачка – повысить свойство подготовки профессионалов для всех отраслей народного хозяйства. Тут тоже не обойтись без частичной ротации преподавательского состава, корректировки программки, конфигурации подходов к организации производственной практики и многого другого. Всё это касается не только лишь высшего, да и среднего специального образования. Произнесенное относится и к мед университетам, процесс обучения в каких выхолащивается из-за формализма сегодняшней системы – использования тестов и презентаций, сокращения часов, отведённых на принципиальные дисциплины, и нехороший организации практических занятий.
Тут своё слово вынуждены огласить ведущие компании (в случае медицины – клинические поликлиники) и профильные министерства. Они же должны при необходимости ставить задачки перед отраслевыми НИИ и часто давать среднесрочные и длительные прогнозы относительно востребованности профессионалов тех либо других направлений.
3-я принципиальная задачка – формирование на базе прогнозов профильных министерств длительного госзаказа на подготовку профессионалов с гарантией трудоустройства.
Данной для нас работой, исходя из трудности и многоплановости задачки, следует заниматься всем вкупе – и профильным министерствам, и Министерству науки и высшего образования, в ведении которого, быстрее всего, останутся многопрофильные институты, часть гуманитарных вузов и занятые чисто теоретическими, далёкими от производства исследовательскими работами НИИ.
Всё произнесенное – это лишь прелюдия к содержательному дискуссии поэтапного исправления перекосов нашей системы образования и вписывания её в экономическую и общественную жизнь страны.