Иллюстрация: tap-ag.com.
В октябре—ноябре запустят Трансадриатический газопровод (TAP) и заработает весь «Южный газовый коридор» от Азербайджана до Италии. Опосля того, как Евросоюз собрался стопроцентно перейти к 2050 году на чистую энергию, он может стать крайним газовым мегапроектом Европы по другим поставкам газа. С начальной мощностью в 10 миллиардов кубометров в год для государств ЕС «Южный газовый коридор» не изменит европейский рынок, но может стать противным сюрпризом для остальных поставщиков газа в страны Южной Европы. «Газпром» тем временем уже испытывает на для себя, что означает диверсификация источников газа в регионе.
Сходу — со скидкой
«Южный газовый коридор» не изменит рынок с точки зрения размеров, но как новейший источник газа для Европы — да», — гласил Platts глава турецкого подразделения BP Жозеф Мэрфи еще в 2018 году.
Сейчас, отмечает агентство, в критериях низких цен на газ от идеи проекта стоимостью около $ 40 миллиардов отказались бы, но «Южный газовый коридор» уже построен и это — действительность. В Platts считают, что газопровод может стать крайним газовым мегапроектом Европы, потому что энергопереход государств ЕС на незапятнанное горючее может поставить крест на таковых проектах, как EastMed из Израиля, еще до начала их воплощения.
Практически весь газ из «Южного газового коридора» законтрактован. Болгарский «Булгаргаз» и греческая DEPA будут получать по 1 миллиардов кубометров. А около 8 миллиардов кубометров в Италии распределят меж собой европейские трейдеры Shell, Engie, Axpo, ENEL, Hera, E.ON и Gas Natural SDG.
В Platts отмечают, что формула ценообразования в договорах на азербайджанский газ различается от соглашений с «Газпромом» и Алжиром. Если в первом случае она привязана к котировкам на европейском хабе TTF либо итальянской газовой бирже PSV, то русское и африканское горючее получают по формуле с привязкой к стоимости нефти.
Глава Центра нефтяных исследовательских работ Ильхам Шабан замечает, что не понимает, откуда Platts взяло информацию о ценах. По данным азербайджанского профессионала, трубопроводные поставки газа с месторождения Шах Дениз-2 определяются соглашением 2013 года меж Azerbaijan Gas Supply Company и европейскими покупателями и не зависят от спотовых цен.
«Европейские трейдеры согласились импортировать азербайджанский газ в течение 25 лет без премии, а азербайджанские поставщики согласились поставлять его с маленький скидкой — за выход на рынок, как говорится. Стоимость на газ будут определять по формуле «средняя квартальная стоимость всего импортированного газа минус один пункт», — гласит Ильхам Шабан.
До 2023 года «Газпром» может спать расслабленно?
Сейчас Италия довольно диверсифицирована по источникам газа, включая три терминала СПГ, и конкурентность из-за пуска «Южного газового коридора» будет зависеть от восстановления спроса на газ и возобновления роста употребления, считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. «В длительном плане в росте размеров употребления газа колебаться не приходится, хотя эпидемия занесла коррективы по срокам», — гласит эксперт.
Действующие поставщики газа в Италию все равно пострадают от начала поставок каспийского газа в Европу, считают Platts. В агентстве замечают, что 10 миллиардов кубометров — это капля в море по сопоставлению с поставками «Газпрома» в Европу, которые в 2018 году превысили 200 миллиардов кубометров. Но в Италии, Греции и Болгарии азербайджанский газ может обкусать долю «Газпрома» в Южной Европе.
В крайние годы диверсификация источников поставок газа в Южную Европу и мягенькие зимы уже сказались на экспорте «Газпрома» в регион. Так, если в 2016 году экспорт русского газа в Италию составил 24,7 миллиардов кубометров, то в 2019 году — 22 миллиардов. В Грецию в 2018−219 годах снизился с 3,3 миллиардов до 2,5 миллиардов, а в Болгарию — с 3,2 до 2,4 миллиардов. В этом году из-за пандемии поставки, судя по полугодовому отчету «Газпрома», будут еще ниже.
На данный момент экспорт русского газа поддерживается длительными соглашениями, по которым пользователи должны выкупать не наименее 80% законтрактованных размеров. К 2023 году, когда «Южный газовый коридор» выйдет на полную мощность, но, часть договоров закончатся.
Вообщем, в пользу «Газпрома» молвят расстановка сил на итальянском газовом рынке и политика цен «Газпрома», которую он начал использовать в этом году. Так, львиную долю русского газа для итальянского рынка закупает Eni. Она не является клиентом «Южного газового коридора», но на нее приходится 47% импорта горючего в страну.
Не считая того, в этом году, когда спрос и цены на газ свалились, «Газпром» начал вести торговлю топливом на электрической торговой площадке (ЭТП) по весьма конкурентноспособным ценам. Так, октябрьские договоры на хабах TTF в Нидерландах и PSV в Италии продают сейчас по $ 115 и $ 127 за тыщу кубометров. В то же время средняя стоимость газа на ЭТП составляет в сентябре $ 74. В Platts признают, что при низкой себестоимости добычи «Газпром» способен сохранить свою долю. Весь вопросец состоит в том, как русский поставщик готов поступаться своими доходами и прибылью ради этого.
Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев считает, что пуск «Южного газового коридора» вряд ли очень понизит сегодняшние поставки русского газа в Южную Европу.
«Быстрее, можно было бы гласить о опасности планам „Газпрома“ относительно востребованности европейской ветки „Турецкого потока“, да и то, если бы лишь „Газпром“ разглядывал его как доп мощности, а не планировал перебросить свои поставки с маршрута, проходящего через Украину», — эксперт замечает, что Италия уже издавна планирует стать газовым хабом и вначале не ориентировалась только на русский газ. Она подразумевала получать его по газопроводам и из Рф, и с Близкого Востока, и из Северной Африки. «Азербайджанский газ, который пойдет через ТАР (Трансадриатический газопровод, который является европейской частью «Южного газового коридора), является элементом данной стратегии, рассчитанной на рост, а не на вытеснение «Газпрома», с которым у итальянских партнеров крепкие связи», — рассуждает аналитик «ФИНАМ».
Поставщикам тоже необходимо зарабатывать
10 миллиардов кубометров для Европы — не предел для «Южного газового коридора». Операторы TAP AG, Snam и DESFA разглядывают расширение Трансадриатического газопровода еще на 7,8 миллиардов либо 11,7 миллиардов кубометров, а 1-ый раунд приема подготовительных заявок на доп объемы показал в 2019 году спрос на 12 миллиардов кубометров. Поставщики разглядывают способности поставок во все страны Южной Европы, включая Венгрию, Румынию, Сербию, Албанию и Черногорию.
Расширение Трансадриатического газопровода обойдется еще в 1,4 миллиардов евро. Но и другие участки магистрали общей протяженностью 3500 км придется расширять, замечают в Platts. При всем этом для поставщиков газа основным все-же является не размер продаж, а уровень доходов и прибыли, которые еще до пуска Трансадриатического газопровода не веселят поставщиков. Оператору проекта уже пришлось на год перенести 2-ой раунд приема заявок на доп мощности.
«На данный момент стоимость на газ на европейском рынке можно считать неудовлетворительной», — гласит глава Центра нефтяных исследовательских работ Ильхам Шабан. Но, уточняет он, стоимость горючего не является неизменной и через некое время стоимость может стать коммерчески применимой.
«Когда в 1998 году 1-ые объемы нефти с Азери-Чыраг-Гюнешли пошли на мировые рынки, Brent стоила $ 11−12 за баррель. Азербайджан вел торговлю нефтью из Новороссийска под маркой Urals и совсем ниже $ 10 за баррель. Тогда тоже много чего же писали о нерентабельности азербайджанского мегапроекта. А в итоге? Азербайджанская нефть оказалась наиболее выгодной, чем сырье, которое добывают на суше в Казахстане и даже на неких русских месторождениях», — замечает эксперт. Ильхам Шабан добавляет, что пуск «Южного газового коридора» в Европу вправду станет новеньким шагом развития Азербайджана, потому что Баку заходит со своим газом на мегарынок.