Фото: «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь») в бассейне Map Пикколо военно-морской базы Таранто, 1930 год
Меня постоянно заставляла улыбнуться фраза: «Мы никогда о этом не узнаем». Даже не самим своим содержанием, а, быстрее, категоричностью. В особенности в нашей стране с непредсказуемым прошедшим. Не все потаенны остаются тайнами. Но некие из их даже опосля собственной разгадки не теряют таинственности. И почаще всего начинают служить весьма тяжёлым предупреждением на будущее.
На деньках исполнилось 65 лет одной из самых таинственных катастроф, произошедших в Рф в ХХ веке. В ночь на 29 октября 1955 года на рейде Севастополя опосля массивного взрыва затонуло одно из самых массивных судов нашего флота – линкор «Новороссийск». Жертвами катастрофы тогда стали 829 человек. Официальная версия о германской мине времён войны с самого начала не смотрелась особо убедительной и откровенно смотрелась попыткой властей сказать обществу хоть что-то мало-мальски понятное. Так что все-таки по сути случилось с величавым кораблём? С самого начала было серьёзное подозрение в том, что предпосылки его смерти кроются в его истории. Ведь заглавие «Новороссийск» линкор носил лишь крайние пару лет собственной жизни. Ранее же он именовался совсем по другому.
Он был заложен в Генуе в 1910 году и спущенным на воду в 1915-м под именованием «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»). В Первой мировой войне он не участвовал, а в период 2-ой мировой линкор аккомпанировал конвои. Опосля войны он пару лет простоял на якоре без подабающего технического обслуживания в ожидании решения собственной предстоящей судьбы. И вот в 1948 году его было принято решение передать нашей стране в качестве военного трофея. Заглавие «Новороссийск» было им получено в 1949 году. Он стал самым мощным кораблём Черноморского флота и одним из самых мощных кораблей в истории нашего флота совершенно. Нёс боевое дежурство он до той крайней ночи, когда в 1.30 пополуночи Севастополь пробудился от большого взрыва.
Постоянно было понятно, что передача «Юлия Цезаря» Русскому Союзу была решением, которое не понравилось весьма почти всем. И больше всего итальянцам – «Giulio Cesare» был их гордостью. Отсюда и появилась одна из основных версий его смерти. Вообщем, перечислим их все. А главных версий было 5.
1. Мина. В севастопольских бухтах они тогда не были редкостью со времен Штатской войны. В 1941 году при пришествии немцы минировали акваторию и с моря, и с воздуха. Одни сработали ещё в период боев, остальные были извлечены и обезврежены уже опосля войны. Позднее севастопольские бухты и рейд часто протраливались и осматривались водолазными командами. А уже опосля взрыва линкора в Севастопольской бухте нашли еще 19 германских донных мин, в том числе и на расстоянии наименее 50 метров от места смерти линкора.
2. Торпедная атака неведомой подводной лодкой. Было выяснено, что в ночь катастрофы рейд Севастополя никем не охранялся – сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы бездействовали. Город оказался беззащитен. На теоретическом уровне, чужая подлодка полностью могла войти в бухту, избрать позицию и нанести торпедный удар. Препятствием могло быть мелководье, но на тот момент военным было уже понятно, что на вооружении неких западных флотов стоят малые либо карликовые подводные лодки. И эта же догадка, в свою очередь, породила другую — не замешаны ли во взрыве диверсанты?
3. Итальянские боевые пловцы. Самый суровый подводный спецназ во время 2-ой мировой войны, «10-я штурмовая флотилия», был у итальянцев, а командовал ими знаменитый князь Юнио Валерио Боргезе, который типо на публике поклялся опосля передачи линкора нашей стране отомстить за такое национальное унижение. Наиболее того, «10-я штурмовая флотилия» воспринимала роль в битве за Севастополь, базировалась в портах Крыма и непревзойденно знала рельеф. С учётом этого боевого потенциала итальянских аквалангистов, пилотов малых подлодок, также принимая во внимание обнаруженную брешь в охране главной базы Черноморского флота, версия о подводных диверсантах постоянно смотрелась очень внушительно.
4. Вторым подразделением мира, способным на нечто схожее, была 12-я флотилия ВМС Англии. Мотив: как будто бы русское командование желало оснастить «Новороссийск» ядерным орудием. Прошлый «Юлий Цезарь» для данной для нас цели подступал совершенно. В пользу таковой версии гласило ещё и то, что в конце октября 1955 года английская средиземноморская эскадра проводила маневры в Эгейском и Мраморном морях.
5. Рука КГБ. Конспирологическая версия времён Перестройки, согласно которой предпосылкой этого была провокация против управления ВМФ СССР и его главы адмирала Кузнецова. Который скоро вправду был снят со собственного поста. Фактических доказательств не имеет, разглядывать всерьёз глупо.
Как, в общем-то, не было особенных конкретных свидетельств ни по одной из версий, включая официальную. В реальности же заавесь потаенны над настоящей предпосылкой катастрофы начала приоткрываться не так издавна – около 7 годов назад. Когда ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Палитра» Уго Д’Эспозито, будучи уже весьма глубочайшим стариком, признал, что итальянские военные причастны к затоплению «Новороссийска». На самом деле, он подтвердил одну из версий: по его словам, итальянцы не желали, чтоб корабль достался русским, потому позаботились о том, чтоб его затопить. Вообщем, очевидно, его слова не были доказаны на официальном уровне.
Что ж, некие потаенны всё же никогда не открываются до конца. А нам остаётся только почтить память геройского экипажа величавого корабля и излишний раз осознать, до какой степени не является пустым звуком необходимость обороны наших рубежей. Чтобы крайняя ночь «Юлия Цезаря» никогда больше не повторилась.