11.10.2021, пн. Заместитель министра зарубежных дел Украины Эмине Джапарова доказала решение Украины получить статус наблюдающего в Тюркском совете, заявив, что «мостиком меж Украиной и Турцией будут крымские татары». По её словам, рвение Украины войти в Тюркский совет, объединяющий современные тюркские страны, полностью природно, так как Украина и Турция не только лишь страны-соседи, но украинцы — «наследники турецкой культуры».
Готовность Украины быть с кем угодно против Рф явна и каких-то доп описаний не просит. В этом смысле даже курьёзные фразы, вроде «украинцев – наследников турецкой культуры» (что с исторической точки зрения смотрится, как весьма чёрный сарказм) не кажутся настолько уж необычными. Куда увлекательнее тут другое: позиция Турции. И можно сказать, что данная ситуация высвечивает эту позицию очень приятным образом.
Замечу, что лично меня постоянно от всей души забавляли рассуждения наших охранителей от интернациональной аналитики о «договороспособности» Эрдогана а именно и современной Турции совершенно – мол, наш превосходный МИД (структура, которую я люблю издавна и жарко) всё верно делает, когда раз за разом с ними «договаривается исходя из убеждений прагматизма». А происходит это постоянно опосля того, как режим Эрдогана в очередной раз делает что-то ну совершенно недружественное. Броским примером тут был его недавнешний демарш в ООН: то самое выступление относительно Крыма, воссоединение которого с Россией турки никогда не признают. Вот лишь со стороны Турции о «прагматизме» речь не идёт от слова «совершенно». По последней мере, в том виде, в каком это явление соображают в ведомстве г-на Лаврова.
Дело в том, что у Турции (в отличии от данного ведомства) есть глобальные стратегические цели. Чётко выраженные, разделяемые элитой и являющиеся управлением к действию для всего страны. Итак вот, если кто-то считает проукраинскую позицию Турции некоторой ситуационной политической игрой Эрдогана, то желаю его разочаровать: это не игра. Турция в данном противоборстве никогда не будет на стороне Рф. И никакой вещественный «прагматизм» этого не изменит – у Турции прагматизм собственный.
Присоединение Украины к Тюркскому совету – это весьма колоритное и показательное доказательство произнесенного. Это ведь весьма специфичная организация. Имеющая весьма специальные цели, обрисовать которые можно 2-мя словами: Величавый Туран. Это и есть то, на что ориентирована их стратегия. И Украина для их воплощения весьма полезна. Но обольщаться гражданам украинцам я бы не рекомендовал. Нет, для турок Украина не союзник. Она инструмент. Полностью для себя расходный. С которым у Турции соединено два энтузиазма: личный и общий.
Личный энтузиазм можно обрисовать одним словом: Крым. Турция желает его для себя. Она этого не прячет и не скрывала никогда. И когда Крым был в руках Украины, Турция была размеренна. Ибо знала, что пусть не на данный момент, но лет через 20-30 она его заберёт. Украина всё равно бы его не удержала, а Турция (как неважно какая страна, имеющая стратегические целеполагания) умеет ожидать. Но вот с Россией всё по другому. Забрать Крым у неё для Турции труднее на порядок. И таковая смена «собственника» Анкаре нерентабельна от слова «совершенно».
А общий энтузиазм – это регион Чёрного моря в целом. Турки ведь отлично соображают, что в Причерноморье на данный момент есть лишь две настоящие силы: они и Наша родина. Все другие далековато. Украина же никогда не сумеет претендовать на какое-либо преобладание. Соответственно, ситуация её конфликта с Россией туркам прибыльна. А Новороссия была их ночным ужасом, который чуток было не воплотился в жизнь. То, что этого не вышло – не награда Турции и не награда Украины. Это их фортуна. Результаты которой Турция будет отыгрывать по наибольшей программке.
Соответственно, повторюсь: Турция постоянно будет на стороне Украины. И это нужно чётко осознавать, чётко признавать и чётко из этого исходить.
А ещё хорошо было бы самим обзавестись стратегическим целеполаганием. Это очень нужная вещь. Турция не даст соврать.