16-17 февраля в Москве состоялся ХХХII съезд АККОР (Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Рф). На заставке показанного там видеоролика рефреном звучали слова В.В.Путина: «За маленький по историческим меркам срок русское фермерство внушительно обосновало свою экономическую и социальную значимость…»
В первый раз серьезно о дилеммах русского фермера власть заговорила лет 10 вспять. В марте 2011 года свершилась презентация проекта «Русский крестьянин» и в преамбуле этого документа были приведены выражения управляющих страны по нареченной дилемме.
.«Русский крестьянин поднимает голову и мы ему в этом всеми силами поможем» (Д.А.Медведев);
«Для чего вы убиваете фермера? Поддерживать его нужно». Эти слова, обращенные к руководителям регионов, антимонопольных служб и переработчикам, принадлежат В.В.Путину;
«Правительство обязано поддерживать русских фермеров…» (Б.В.Грызлов).
На тот момент количество фермерских хозяйств в стране превышало 300 тыщ, сейчас их осталось 182 тыщи. Любой 3-ий «выбыл из строя», а, если быть четким, за прошедшие 10 лет, армия фермеров сократилась на 40%. О этом, два года вспять, в интервью газете «АиФ» (№ № 8,9 2019) гласили академик РАН Иван Ушачёв; и Президент АККОРа В.Н.Плотников, о этом же на сегодняшнем съезде АККОР припоминает в собственном выступлении Б.А.Борисов, член Совета Федерации РФ.
Если к этому добавить, что с 2006 по 2017 годы кредиторская задолженность сельхозпроизводителей выросла с 0,6 до 2,8 трлн рублей, а поголовье большого рогатого скота (КРС) сократилось с 1986 по 2017 года — в трижды (с 60 до 18 млн. голов). Если принять во внимание, что таковой показатель, как оснащенность тракторами и зерноуборочными комбайнами на 1000 га с 1980 по 2017 годы снизился в трижды (с 6 до 2 единиц для комбайнов и с 10 до 3 единиц — для тракторов), то становится понятным, что сейчас у русского фермера заморочек не меньше, чем 10 годов назад.
О фермерских дилеммах был должен гласить Президент АККОРа В.Н.Плотников, но он гласил о другом.
Вот выдержки из его выступления.
«Основной результат года в том, что невзирая на трудности, невзирая на пандемию, фермерский сектор продолжал расти. Крестьяне показывают устойчивость, надежность, эффективность».
«Посевные площади -это весьма принципиальный аргумент, который подтверждает устойчивость фермерских хозяйств. Площадь посевов у фермеров выросла до 25 млн гектаров. Это самое убедительное подтверждение того, что фермерский класс состоялся, что он есть и что он будет, чтоб не гласили различного рода скептики и консерваторы».
«20 5 миллионов гектар! В целом, в Русской Федерации посевная площадь около 80 млн га, а за крайние 10 лет, начиная с 2010 года, раз в год фермерские посевные площади растут на один
миллион гектар».
«Около 30% всего урожая зерновых крестьяне произвели. А если взять малые формы хозяйствования, то около 55%».
«Практически, в целом по растениеводству динамика у фермерских хозяйств за крайние 5 лет в 4,3 раза выше, чем у сельскохозяйственных организаций».
«Подводя итоги в целом за пятилетку, мы должны отметить, что большие и средние сельскохозяйственные организации нарастили создание на 65%, а крестьяне на 232%».
«Сейчас в первом чтении единодушно принят закон, который разрешает строить дом на фермерской земле».
«Хоть какой крестьянин может задать хоть какой вопросец. Это наши славные традиции, наши завоевания… Мы в таковых обсуждениях, вкупе с управлением страны вырабатываем решения».
В отчетном докладе Президента АККОРа за прошедший год нет инфы о том, какие задачки ставились в отчетном году и в каком объеме удалось их выполнить, и нет проблемной повестки на будущий год.
Более пафосным было выступление Председателя Правления АО «Россельхозбанк» Бориса Листова:
«Сельское хозяйство Рф находится на подъеме….АПК стал не просто выгодным, сейчас это драйвер государственной экономики…»
«В 2020 году Банк прокредитовал 7500 клиентов малых форм хозяйствования, выдал 70 миллиардов рублей кредитов, увеличив этот показатель на 16% по сопоставлению с 2019 годом. Из их 57 миллиардов руб было выдано на льготных критериях».
Коль скоро «Хоть какой крестьянин может задать хоть какой вопросец», а Миша Мишустин в собственном воззвании к съезду АККОР пожелал «оживленных споров», то я задам несколько вопросцев.
Лишь на данный момент, 30 лет спустя, опосля возникновения первых фермерских хозяйств, принят в первом чтении закон, разрешающий фермеру ставить дом на собственной земле. Пока этот закон не подписан Президентом страны, речь может идти лишь о «бескровных» и, в большинстве собственном, безземельных фермерах, не имеющих возможность оформить землю в собственность.
Всего только три года вспять, с вступлением в силу федерального закона 101 ФЗ «О обороте земель сельскохозяйственного предназначения (Статья 7) возникла возможность «Приобретения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами права принадлежности на земляные участки, которые находятся у их на праве бессрочного наследуемого владения, по стоимости, установленной законом субъекта РФ, в размере не наиболее 15% кадастровой цены сельскохозяйственных угодий».
Это значит, что, если у фермера 45 гектаров земли в бессрочное владение, кадастровая стоимость которой 10 млн рублей, то он может приобрести ее в собственность, заплатив полтора миллиона рублей и оплатив геодезические работы по межеванию.
О каких «прорывах» может идти речь, если до этого времени нет доброкачественной законодательной базы, которая позволяла бы фермерам обдумывать себя владельцем собственного земляного надела и владельцем собственного дома на собственной земле?
В выступлении Бориса Листова направляет на себя внимание фраза о 7500 клиентах малых форм хозяйствования. Какие же это «малые формы», если любой из их кредитовался практически на 10 миллионов рублей? Это не крестьяне, это — латифундисты.
На съезде выступали крестьяне, они то и гласили о дилеммах. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) Ханова Айгуль Ренатовна сказала о том, что согласно приказу «Федеральной налоговой службы от 31 августа 2020 года утратила силу форма заявления о регистрации КФХ.
Это значит, что заявления о регистрации новейших КФХ приниматься ФНС не будут. В связи с сиим возникает вопросец о неопределенности в реализации закона » О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Глава КФХ Якушев Алексей, Ульяновская область произнес: «У нас вымирают села и деревни. Как это приостановить? Мы в нашей области начали программку «Стань многодетным фермером — получи трактор». По данной программке юным фермерам, родившим третьего малыша, выдается грант на покупку трактора и иной с/х техники. (Глас из президиума:«Спасибо, мы Вас всецело поддерживаем).
А почему в выступлении Президента АККОРа ни слова не было сказано о дилеммах? Быть может он о их не понимает? Понимает! Он о этом гласил два года вспять в собственном интервью газете „АиФ“, на которое я ссылался выше. Приведу выдержку из этого интервью.
Плотников В.Н.: „Один из фермеров Псковской области поведал: „Прошу в Банке кредит на 5 лет под 5% , отвечают, что могут предоставить кредит на 5 лет, но под 18%“. А разве справедливо, что электроэнергия для аграриев в 2 раза дороже, чем для промпредприятий. Лишь за прошедший год горючее подорожало на 20–25%, удобрения — на 20%. Раз правительство не может регулировать цены, означает нужно прирастить господдержку. В странах Евросоюза толика субсидий добивается 70% всего дохода аграриев. В Нечерноземной зоне половина земли не обрабатывается…“
Видимо, сейчас правилом неплохого тона сделалось гласить лишь о успехах и ничего не гласить о дилеммах. И Президент АККОРа решил следовать этому правилу.
Приведу комменты, которые я оставил под видеороликом ютуба с выступлением Президента АККОРа В. Н. Плотникова. Их могут удалить, а в статье есть шанс, что сохранятся.
1) Какова роль МВФ и Глобального Банка в формировании земельной политики в Рф сейчас? В начале 90-х она была определяющей, о этом в собственных работах писал Н. П. Радугин. „Приневолить к самоликвидации“ — вот основной тезис, сформулированный в Докладе Глобального Банка „Стратегия реформ в продовольственном и земельном секторах экономики бывшего СССР“. В полном согласовании с сиим требованием поголовье КРС в нашей стране было сокращено в трижды, с 60 млн голов (1986) до 18 млн голов (2017). На данный момент этот тренд сохранился? В докладе нет ответа.
2) В докладе ни слова не сказано о кредиторской задолженности сельхозпроизводителей. В статистическом сборнике „АПК Рф“ приведены данные: с 2006 по 2017 годы кредиторская задолженность выросла с 0,6 до 2,8 трлн рублей. Опосля 2017 года этот тренд поменялся, либо нет?
3) В собственном интервью газете „АиФ“ Вы гласили, что на данный момент количество КФХ сокращается. В 2012 году их было 308 тыщ, а на 1-е января 2019 года осталось 188 тыщ. Сокращение на 40%. Удалось поменять этот тренд сейчас? Почему в докладе на данной дилемме не изготовлен упор? Почему не сформулирована проблемная повестка? Весь доклад -это расшаркивание перед банкирами!
Мощное правительство, мощный бизнесмен (крестьянин), справедливая соц политика — вот, что необходимо для того, чтоб страна стала удачной. Таковая модель муниципального устройства есть — это проект новейшей Конституции Рф, разработанный в „Центре Сулакшина“ (тщательно прокомментированный в монографии „Конституция Рф: опосля путинизма (комменты и размышления)“), и есть программка Сулакшина «Реальный социализм. Новенькая стратегия удачной Рф», в которой прописаны шаги возрождения Рф. «Наша родина обязана быть и обязана быть постоянно!»
Владимир Иванов
Создатель Владимир Александрович Иванов — крестьянин, кандидат геолого-минералогических наук.