В последние дни активно пиарится Восток-Ойл – проект освоения Пайяхского месторождения Роснефти с подключением к нему с 2024 года Ванкорского месторождения. За три года предполагается построить нефтетерминал на Карском море и проложить в Заполярье 770 км нефтепроводов.
Нам на условиях анонимности удалось переговорить об этом проекте с бывшим нефтяником-логистиком, поработавшим как в «Роснефти», так и в Транснефти, а ныне пенсионером, подрабатывающим консультациями для НК:
«Век.ру»: Сергей Витальевич, почему «Транснефть» не беспокоится о потере сдачи нефти с Ванкора?
Пресс-секретарь компании заявил «Коммерсанту», что за такие сроки построить такую инфраструктуру невозможно. Действительно, сама «Транснефть» реализовывала аналогичный нефтепровод «Заполярье-Пурпе» 7 лет, а «Роснефти» надо ещё и порт построить. Зная упрямство Сечина не к 2024 году, так к 2027-30 му году строительство завершится. Но к тому времени Ванкор будет давать не более миллионов трех в год, что для «Транснефти» не сильно влияет на грузооборот.
«Век.ру»: Т. е. «Транснефти» всё равно – будет Пайяха работать или нет?
С точки зрения доходности – да. Ну, не подключаются новые месторождения. Однако им не придётся и строить трубу до этой новой нефтепровинции. Вот под обещания той же «Роснефти» была построена труба «Куюмба-Тайшет». И уже несколько лет её не могут наполнить нефтью, несмотря на подписанные договора на прокачку… Интрига в другом. Направление экспорта на Дальний Восток крайне востребовано среди нефтяных компаний. Любой профицит будет тут же заполнен после ухода объемов «Роснефти» и, кстати, вернуться ей будет сложно. Вы скажете, что уйдёт качественная малосернистая нефть, но «Транснефти» все равно какую нефть качать – тариф не зависит о количества серы или плотности нефти.
«Век.ру»: Значит, вообще никто не проиграет от осуществления проекта «Роснефти»?
Не думаю. Уход низкосернистой ванкорской нефти и её замена сырьем с значительно большим количеством серы повлияет на стоимость продажи за рубеж и глубину переработки на НПЗ в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. «Роснефть» поставляет по отводу в Китай по долгосрочному договору 30 млн.тонн. В формулу цены входит коэффициент по сере. Сейчас серы в смеси 0,6%. По договору она может быть до 1,3%. Но каждая сотая прибавка серы понижает стоимость. Если серы станет вместо нынешних 0,6% за счёт подмеса, скажем, томской нефти 0,75%, то, как я помню эту формулу, цена нефти упадёт на 4$! Кроме того, проиграют остальные экспортеры, идущие по трубе до Козьмино. Сейчас премиальность смеси «ВСТО» по отношению к господствующему на Тихом океане сорту «Дубай» около 6$. Премия неизбежно упадёт, может не на 4$, но «китайская формула» будет служить ориентиром.
«Век.ру»: Зато за счёт доходов нефтяников будет работать северный морской путь.
Ну, это вопрос не моей компетенции. Конечно, танкером везти нефть дешевле, чем качать по трубе. Тариф от Пурпе (где сейчас сдаётся нефть Ванкора) до Козьмино (порт в Японском море) 2846руб. за тонну. Т. е. доставка 100 тыс. тонн (танкер класса aframax) обходится примерно в 4 млн. $. Фрахт такого танкера около 100 тыс. $ в сутки. Идти в Японское море примерно 2 недели. Т.е. стоимость вроде бы около 1,4 млн. $. Дешевле? Скорее сопоставимо, т.к. фрахт этот сложился для «тёплых морей», для Северного Ледовитого океана рынка таких услуг нет. И второе – это стоимость ледокольной проводки. В данный момент на северном морском пути вморозилось в лёд два десятка судов… У нас нет большого атомного ледокольного флота и, соответственно, рынка подобного рода услуг. Но,думаю, стоимость работы атомного ледокола для проводки танкера не ниже стоимости танкера. Поэтому повторюсь, затраты на транспортировку будут сопоставимы, но надо будет еще вложить громадные инвестиции в создание и обслуживание инфраструктуры. Как видно из СМИ, китайцы и индусы пока не повелись на этот проект. Мне кажется, что дешевле за счёт бюджета создать ледокольной флот и оплачивать его барражирование по «Севморпути». Дело нефтяников наполнять бюджет, а не заниматься геополитикой.