Фото: Вася Ложкин
Нефтяным компаниям доплатят 350 млрд рублей из бюджета, чтобы остановить рост цен на бензин
Госдума в среду приняла в третьем, окончательном чтении закон, меняющий регулирование цен на топливо в России.
Инициированный правительством документ вносит корректировки в параметры демпфера — действующего с 2018 года механизма, призванного стабилизировать цены на бензин и дизельное топливо.
Система, введенная в ответ на бензиновый кризис 3-летней давности, работает следующим образом: если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы; в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.
Этот механизм функционирует и сейчас: к примеру, в марте нефтяники получили 16,6 млрд рублей из бюджета по демпферу и еще 46,9 млрд через обратный акциз. Но удержать топливную инфляцию, которая зашита в стоимость всех товаров и услуг, не удается.
За полгода биржевые цены на Аи-92 подскочили на 20,8%, а на Аи-95 — на 27,5%, а розничные выросли — на 6% и 7% соответственно.
Новая формула демпфера увеличит выплаты нефтяникам из бюджета на 350 млрд рублей в 2021-23 гг, следует из пояснительной записке к закону.
Для этого индикативная цена бензина, относительно которой рассчитываются выплаты, будет снижена на 4 тысячи рублей за тонну, до 52,3 тысячи рублей на текущий год; на 3,8 тысячи рублей — на следующий год (до 59 тысяч рублей за тонну) и на 4,1 тысячи рублей на 2023 год (до 62 тысяч рублей за тонну).
Одновременно власти рассматривают и более жесткие меры, чтобы остудить топливный рынок, где цены растут в 1,5 раза быстрее инфляции.
Курирующий энергетику вице-премьер Александр Новак на прошлой неделе поручил проработать возможность соглашения о заморозке цен с нефтяными компаниями по аналогии с тем, как это было сделано в конце 2018 года.
Кроме того, рассматривается возможность полного запрета на экспорт бензина и увеличение норматива продаж топлива на бирже, который сейчас составляет 11%.
***
ГосДума запретила коллекторам общаться с родственниками и соседями должников
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, обязывающий коллекторов общаться только с должниками и запрещающий им общаться с третьими лицами. Документ, инициированный вице-спикером Госдумы Ириной Яровой и первым замруководителя фракции «Единая Россия» Андреем Исаевым, поддержали Минюст и Федеральная служба судебных приставов.
Действующее законодательство содержит дискриминационное положение, согласно которому допускается взаимодействие коллекторов с членами семьи должника, иными родственниками, его соседями либо другими третьими лицами с согласия самого должника и без получения предварительного согласия этих лиц, говорится в пояснительной записке. В то же время право отозвать ранее полученное у должника согласие на взаимодействие коллекторов с членами семьи должника, иными его родственниками, соседями либо другими третьими лицами есть исключительно у самого должника, что «грубейшим образом нарушает права и законные интересы граждан, которые по усмотрению самого должника оказываются в состоянии принудительного взаимодействия с коллекторами», считают авторы документа.
Законом предусмотрено, что любое взаимодействие с членами семьи должника, родственниками, соседями или иными физическими лицами, направленное на возврат просроченной задолженности, может осуществляться только в случае получения письменного предварительного согласия соответствующих лиц. Закон также предусматривает их право в любое время отозвать ранее данное согласие.
«Норма закона, которая нами предлагается, обеспечивает гарантированную защиту прав членов семьи, соседей, коллег должника, которые необоснованно подвергаются давлению со стороны коллекторов. Только сам должник, то лицо, которое имеет долговые обязательства, будет взаимодействовать с коллекторами. Право на взаимодействие с другими лицами возникнет в одном единственном случае — если эти лица письменно подтвердят намерение общаться с коллекторами. Мы вводим своего рода презумпцию несогласия всех третьих лиц на взаимодействие с коллекторами», — сказала ранее Ирина Яровая журналистам.
Основополагающая цель закона — восстановить нарушенное право граждан и установить процедуру, обязательную к исполнению коллекторами и обеспечивающую защиту граждан от любого давления и неправомерного воздействия, говорится в пояснительной записке.
Поправками, принятыми во втором чтении, предусматривается, в частности, что согласие, содержащее в том числе согласие третьего лица на обработку его персональных данных, может быть предоставлено в кредитную организацию в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме.
Закон вступит в силу со дня официального опубликования.
***
Правительство планирует создать в России единую систему видеонаблюдения
В правительстве РФ обсуждается вопрос о разработке ГИС «Национальная платформа видеонаблюдения», которая объединит все системы видеонаблюдения в стране. На ее разработку планируется потратить 250 млрд рублей за пять лет, пишет в среду «Коммерсант» со ссылкой на источники.
Проект «Национальной платформы видеонаблюдения» предполагает установку «умных» камер с функцией первичного анализа, отметил источник «Коммерсанта», близкий к проекту. Сейчас системы видеонаблюдения отправляют видео в центры обработки данных (ЦОД) методом непрерывного потока. «Это тупиковая технология, которая требует слишком большого числа ЦОД, поэтому камеры, которые запустят в рамках ГИС, планируется оснащать вычислительными модулями», — уточнил он. Благодаря этому система будет самостоятельно распознавать некоторые инциденты, например преступления, и только потом отправлять данные в ЦОД.
Идея разработки платформы обсуждалась на заседании межведомственной комиссии по внедрению и развитию аппаратно-программного комплекса (АПК) технических средств «Безопасный город» (в нее входят МЧС, Минпромторг, МВД, ФСБ) 13 мая, сообщила газете генеральный конструктор «Безопасного города» Оксана Якимюк. Предполагается, что ГИС «Национальная платформа видеонаблюдения» станет частью обновленного АПК, добавила она.
В качестве подрядчика по разработке системы рассматривается ООО «Национальные технологии», принадлежащее Ростеху и «Ростелекому». Структуры Ростеха должны заняться аппаратной частью проекта, а «Ростелекома» — софтверной. В этих компаниях отказались от комментариев. А в Минпромторге изданию заявили, что инициатива «идет от отрасли».
Ранее весь проект оценивался в 97 млрд рублей.