Путин поручил чиновникам найти дешевые продукты для россиян
Президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства дал поручения по стабилизации цен на продовольственные товары, резко взлетевшие в год выборов в Государственную думу.
Кабмину РФ следует принять меры по увеличению ввоза в страну сельскохозяйственной продукции из стран СНГ, говорится в материалах по итогам встречи, опубликованных на сайте Кремля.
Ответственным за дополнительный импорт назначен лично премьер Михаил Мишустин, которому предстоит отчитаться перед президентом 1 сентября и далее докладывать раз в квартал.
Федеральной антимонопольной службе в тот же срок поручено организовать мониторинг формирования цен на продукты, реализуемые через торговые сети.
Губернаторам совместно с правительством следует расширить торговлю продуктами питания за счет ярмарок, рынков и объектов нестационарной и развозной торговли.
Отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям должен быть обеспечен «беспрепятственный доступ» к таким торговым точкам и расширение возможностей сбыта своей продукции, а населению — «максимальная доступность» товаров.
Срок исполнения поручения — 15 августа.
*****
В правительстве назвали реальной ценой бензина 60-65 рублей за литр
Бензин на российских АЗС стоил бы на 15 рублей дороже, чем сейчас, если бы правительство не запустило меры по стабилизации цен. Об этом в интервью Reuters во вторник заявил замминистра энергетики Павел Сорокин.
Он уточнил, что речь идет о демпфирующем механизме, в рамках которого бюджет приплачивает нефтяным компаниям, чтобы они продавали бензин в России в периоды, когда его экспорт выгоднее.
В июне такие выплаты составили почти 100 млрд рублей, из которых 51,2 млрд пришлось на депмфер, а еще 46,8 млрд — на обратный акциз. В общей сложности с начала года бюджет доплатил нефтяным компаниям 125,1 млрд рублей.
«Сейчас демпфер компенсирует почти 20 тысяч рублей на тонну бензина, то есть около 15 рублей за литр. На столько выше была бы цена на заправке, если бы не данный механизм», — заявил Сорокин.
По данным Росстата, на начало августа Аи-92 стоил на АЗС в среднем 45,72 рубля, Аи-95 — 49,47 рубля.
Таким образом, не регулируемая цена бензина, по расчетам Минэнерго, должна составлять 60,72 рубля за литр 92-го и 64,47 рубля за литр 95-го.
Бензин Аи-98, как следует из слов Сорокина, мог бы стоить дороже 70 рублей за литр. Согласно Росстату, на 2 августа его продавали в среднем по 56,53 рубля.
Замминистра напомнил, что с 1 мая власти провели донастройку демпфера.
«Произошла переиндексация, что негативно влияло на экономику сегментов переработки, поэтому практически произошел возврат демпфера на те уровни фактической индексации цен за 2019-2020 годы, что позволило сегменту вернуться в экономически обоснованные параметры и создать доходность и даже в какой-то степени премиальность внутреннего рынка, тем самым предотвратить переток продуктов с внутреннего рынка на экспорт», — пояснил он.
*****
Правительство констатировало провал каждой пятой цели по развитию экономики
Бюджетные государственные программы, на которые тратится больше половины расходов федеральной казны, не достигают каждой пятой поставленной цели.
Средний уровень эффективности 45 программ, стоящих российским налогоплательщикам 13,4 триллиона рублей в 2021 году, составил 80,3%, сообщают «Ведомости» со ссылкой на закрытый доклад Минэкономразвития, направленный в правительство.
Почти 20% целевых показателей, характеризующих развитие экономики в сферах от инноваций до социального благополучия оказались не выполнены по итогам первого полугодия. Годом ранее, впрочем, ситуация была еще хуже: провалились 78,5% целей.
Лишь 13 из 45 госпрограмм отличаются «высокой эффективностью», достигая более 92% поставленных задач, выяснили в МЭР. 13 программ проваливают 8-18% целей, а девять имеют уровень эффективности в диапазоне 61-82% (то есть не достигают в среднем каждого третьего заложенного показателя).
Аутсайдерами с уровнем исполнения ниже 61% признаны шесть госпрограмм.
Программа «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», стоящая бюджету 12,4 млрд рублей в год, провалила 62,1% поставленных целей.
Гигантская программа Минтранса «Развитие транспортной системы» объемом 1,17 триллиона рублей не достигла 57,7% поставленных целевых показателей.
Программа Минэнерго «Развитие энергетики» объемом 15,74 млрд рублей оказалась провалена больше, чем наполовину (уровень исполнения 44,3%).
Та же судьба постигла программу Минпромторга «Развитие оборонно-промышленного комплекса». На нее заложили 9 млрд рублей, но достигли только 48,7% целей.
Еще хуже обстоят дела с программа Минздрава «Обеспечение химической и биологической безопасности Российской Федерации». Ее размер засекречен, а эффективность оценена в 40%.
Наконец, с 40-процентным провалом целей потрачены деньги на программу Минсвязи «Информационное общество». Она стоит бюджету 270,9 млрд рублей в 2021 году.
Суммарно почти 1,5 триллиона рублей стоят госпрограммы, уровень исполнения которых оценивается как низкий, из которых 1,2 триллиона заложено на расходы, не достигающие даже половины целевых показателей.
В целом ситуация с госпрограммами давно характеризуется хаосом: две трети из них (31 из 45) «в той или иной степени не соответствуют документам стратегического планирования», а более половины (29) — «не соответствуют отраслевым стратегическим документам», писала Счетная палата в заключении на проект бюджета-2021.
«Несоответствие по аналогичному количеству госпрограмм было установлено Счетной палатой и в прошлые годы (по итогам 2016 и 2017 годов отмечалось по 31 госпрограмме (77,5%), по итогам 2018 года по 32 госпрограммам (80%), по итогам 2019 года по 34 госпрограммам (81%)», — говорится в материалах СП.
*****
В России впервые за 10 лет выросло неравенство зарплат
В России впервые за 10 лет начало увеличиваться зарплатное неравенство, выяснили аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
В апреле 2021 года средняя зарплата 10% самых высокооплачиваемых работников в стране составляли 164,7 тысячи рублей. Такая же по доле группа наименее оплачиваемых сотрудников зарабатывала 12,2 тысячи рублей в месяц.
По сравнению с 2019 годом средняя зарплата в «богатой» группе выросла на 27,9 тысячи рублей, тогда как у низкооплачиваемых работников прибавка составила лишь 1,7 тысячи.
В результате при средней по стране зарплате в 49 тысяч рублей (после вычета налогов) разница между высоко- и низко оплачиваемыми сотрудниками достигла 13,5 раз.
Этот показатель — так называемый децильный коэффициент — неуклонно снижался с 2011 года, когда его значение достигало 16,5. Но по итогам прошлого года это процесс развернулся вспять, и разрыв увеличился на 0,5 процентного пункта.
«Пандемия усугубила зарплатное неравенство. Это произошло не только в связи с тем, что коронавирусный кризис в разной степени повлиял на отрасли и сферы деятельности. Приоритетом российских властей стала минимизация безработицы и сохранение занятости, пусть и ценой низких зарплат. Правительство стимулировало работодателей сохранять штат, однако у бизнеса в условиях кризиса не было возможности держать зарплаты на прежнем уровне. В результате значительная часть работников со средними зарплатами перешла в категорию низкооплачиваемых», — объясняет президент FinExpertiza Global Елена Трубникова.
У части занятых, чьи предприятия располагали достаточными ресурсами, заработки, напротив, росли: в выигрыше оказались высококвалифицированные специалисты в крупных городах, тогда как основной удар пришелся на работников с невысокими заработками.
«Сейчас самые высокооплачиваемые 10% работников получают 33,5% всех денег, которые государство и коммерческий сектор направляют на выплаты зарплат, а в Москве этот показатель достигает 36,3%. При этом наименее оплачиваемым 10% работников достается лишь 2,5% средств совокупного фонда оплаты труда», — указывает Трубникова.
Максимальное зарплатное неравенство с разрывом почти в 18 раз фиксируется в Москве, где наименее оплачиваемые 10% получают «на руки» около 20 тысяч рублей, а наиболее оплачиваемые 10% зарабатывают 357,5 тысячи рублей.
При этом средняя зарплата на крупных и средних московских предприятиях составила 98,2 тысячи рублей после вычета подоходного налога.
Второе место в рейтинге занимает Санкт-Петербург, где зарплаты самых низко- (16,6 тысячи рублей) и высокооплачиваемых (211,5 тысячи рублей) отличаются в 12,7 раза. Третье место — за Подмосковьем с разницей в 12 раз — 14,4 тысячи рублей против 173,1 тысячи.
Далее следуют Тюменская область (разница в 10,4 раза), Сахалинская область (10,4 раза., Нижегородская область (9,9 раза), Астраханская область (9,9 раза), Амурская область (в 9,7 раза), Калужская область (9,6 раза), Свердловская область (9,5 раза) и Краснодарский край (9,5 раза).
*****
Внешний долг российских банков подскочил рекордно за 8 лет
Российская банковская система впервые с присоединения Крыма и последовавших санкций Запада устойчиво наращивает внешний долг.За первую половину года банки увеличили задолженность перед иностранными кредиторами на 5,4 млрд долларов, следует из статистики ЦБ (.xls).
В первом квартале долг кредитных организаций вырос на 2,1 млрд долларов, во втором — еще на 2,3 млрд. В результате два года погашения обязательств были нивелированы и общая задолженность достигла максимума с июля 2019 года — 77,592 млрд долларов.
Темпы роста долга (на 7% за полгода) и устойчивость этого процесса (два квартала подряд) ЦБ зафиксировал впервые с 2013 года — последнего периода, когда российская банковская система могла свободно привлекать финансирование за рубежом.
Напомним, летом 2014-го после удара по малайзийскому Boeing над Донбассом США и ЕС ввели санкции, запретив крупнейшим государственным кредитным организациям привлекать займы на срок больше 14 дней. На деле это означало невозможность рефинансировать внешний долг банков, который с начала 2000х взлетел в 30 раз и на июль-2014 достигал 214 млрд долларов.
В последующие 7 лет банки погасили две трети долга, вернув кредиторам более 140 млрд долларов сократив внешние обязательства до минимума за 14 лет — 72,9 млрд долларов на конец декабря 2020-го. Но в 2021 году этот процесс неожиданно развернулся вспять, при том что корпоративный сектор наоборот сократил задолженность — на 1 млрд долларов за полгода.
Вместе с банками за валютой на внешние рынки пошел и ЦБ РФ. За первую половину года он привлек 2 млрд долларов дополнительных кредитов в рамках операций с золотовалютными резервами.
Общий размер внешнего долга регулятора вырос с 12,973 млрд долларов до 15,134 млрд и достиг максимума с конца 2017 года, когда на фоне банковского кризиса ЦБ активно занимал валюту, спасая тонущие «Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк.
Внешние обязательства банков резко выросли, несмотря на приток валюты на клиентские счета: с декабря по июль физлица и юрлица принесли в систему 15,4 млрд долларов, увеличив общую сумму до 270,4 млрд — максимума с февраля 2018 года.
Оказавшись под «долларовым дождем», банки начали испытывать проблемы с размещением валютных средств и были вынуждены конвертировать их в рубли и размещать в инструменты в национальной валюте, отмечает начальник аналитического управления БКФ Максим Осадчий.
В итоге банковская система получила «дыру» в валютном балансе: обязательства превысили активы в валюте на 21,1 млрд долларов, что стало беспрецедентным уровнем, втрое превысившим рекорды кризиса 2008 года.
«В условиях ужесточения санкций и растущей международной изоляции российской экономики такая реакция рынка вполне естественна», — рассуждает Осадчий.
Кроме того, валютная дыра не так опасна как балансовая, подчеркивает он: банки компенсируют «перекосы» забалансовыми активами, например производными инструментами (форвардами, фьючерсами, опционами, свопами и т. д.).
Совокупный внешний долг России за первую половину года вырос на 4 млрд долларов, до 471,4 млрд.
Задолженность частного сектора в этом году может снизиться с 26% до 25% ВВП, оценивает старший научный сотрудник «Центра развития» ВШЭ Сергей Пухов.
«Собственные международные резервы Банка России (без учета ФНБ) полностью покрывают в совокупности платежи по краткосрочному внешнему долгу России (правительства, центрального банка и частного сектора, включая долг до востребования и процентные выплаты), трехмесячный импорт, а также пятую часть обязательств, включаемых в широкую денежную массу. Погашение внешних долговых обязательств в ближайшей перспективе не вызывает опасений даже при наращивании внешнего долга», — указывает Пухов.
*****