Фото: © Анастасия Кораблёва
Новосибирск столкнулся с суровыми неуввязками при покупке квартир для детей-сирот. Региональное правительство не полностью компенсирует издержки на переданные городку возможности. В очереди стоят уже наиболее 2 тыс. нуждающихся. Суды же практически принуждают мэрию взыскивать средства с областных властей.
Под Новейший год горсовет Новосибирска вспомянул о дилемме обеспечения сирот жильем. Тайга.инфо ведает, как работающая система финансирования привела к патовой ситуации в муниципалитетах.
На декабрьской сессии горсовета депутаты напомнили, что регион передал часть возможностей в сфере соцполитики на уровень муниципалитетов, но не обеспечил средствами. Они оценивались в сумму наиболее 800 млн рублей, но городку пришлось из собственных средств доплачивать 309 млн, поведал вице-спикер Антон Тыртышный.
«Хотя областные возможности переданы, [они] должны передаваться с областными средствами», — отметил Тыртышный.
По словам главы департамента денег мэрии Александра Веселкова, у регионального правительства, обещавшего средства, «позиция разнородная».
«Позиция [Ярослава] Фролова, министра социальной защиты, поддержать [расходы], и они направили письмо в министерство денег с просьбой выделить требуемую сумму. Позиция министерства денег — резать все к чертовой мамы, — заявил Веселков. — Но есть последняя инстанция — губернатор. [Мэр] Анатолий Локоть выслал ему письмо».
На письмо, вообщем, дал ответ министр Фролов. Бумага, по словам вице-спикер горсовета Николая Тямина, носила «дежурный нрав».
«Это [просьбы дать денег] — практика не лишь 2020 года, это и в 2019, и в 2018, и в прошлых периодах была. Что могу сказать по этому поводу — не оставлять усилий и продолжать решать этот вопросец, но сейчас уже на самом верхнем уровне Новосибирской области», — предлагал глава финдепартамента мэрии.
46 МЛН РУБЛЕЙ НА КВАРТИРЫ ДЛЯ 2 ТЫС. СИРОТ
В особенности остро стоит неувязка жилища для детей-сирот. По федеральному закону любому из их опосля 18 лет положена квартира, но подавляющее большая часть ожидают их годами. Средства должны выделять федеральные и региональные власти, а муниципалитеты, по сущности, служат операторами и приобретают жилище для передачи его сиротам по договорам найма.
В 2020 году на квартиры сиротам в Новосибирске было предвидено только 46 млн рублей из областного бюджета. При том, что в очереди стоят наиболее 2 тыс. человек.
Вопросец обсуждали в комиссии горсовета по соцполитике еще в марте 2020 года. Тогда ее председатель Николай Тямин признал, что «таковыми темпами» делему будут решать «три-четыре пятилетки». Депутаты постановили уже в апреле вызвать на ковер министра труда и соцзащиты области Ярослава Фролова. Но вопросец в итоге занесли в повестку лишь в мае и сходу же отложили на июнь, а заместо Фролова пришла его заместитель Ольга Потапова.
«Крайние три года в бюджете выделяется приблизительно одна та же сумма, и мы из областного бюджета добавляем в среднем от 10 до 15 млн рублей, — признавала Потапова (цитата по стенограммам горсовета). — <…> Мы проводили мониторинг и узнавали потребность, поэтому что есть определенная валютная сумма, которая появилась от экономии в тех районах, которые уже провели аукционы и практически освоили. Но к нам поступило письмо в конце апреля, что мэрия не нуждается в деньгах, невзирая на то, что в городке 1500 детей-сирот, которых необходимо обеспечить жильем тут и на данный момент. В письме, естественно, всё было корректно написано. 1500 человек стоят в очереди, и мы по сути стараемся гибко подступать конкретно к городку Новосибирску, с учетом того, что стоимость квартир довольно высочайшая».
Региональное правительство исходило из цены в 48,3 тыс. за квадратный метр при нормативе около 33 кв. м. на сироту. То есть квартира в среднем обязана обходится в 1,6 млн рублей.
«Естественно, для Новосибирска это весьма малая стоимость, конкретно потому мы пошли на соглашение расширения местности приобретения квартир за чертой городка, — признавала замминистра соцразвития. — И желаю напомнить о одной доборной мере для ребят, которые стоят в очереди и у которых уже право вступило, но на сейчас, к огорчению, не реализовано, в связи с тем, что недостаточно валютных средств. Это — компенсация арендной платы. Сумма у нас не таковая большая в областном бюджете, порядка 30 млн. рублей, и весьма не достаточно регионов, которые пошли на эту меру поддержки, мы одни из первых, кто принял это решение. 85% получателей данной компенсации как раз обитатели городка Новосибирска. То есть задолженности по компенсации, нет, но есть, непременно, аспекты нуждаемости, по которым человек должен подступать».
На октябрьском заседании профильной комиссии депутаты решили приготовить воззвание от горсовета в федеральное правительство о «предоставлении детям-сиротам и лицам из их числа жилищного сертификата на приобретение жилища». Его содержание не уточнялось.
В конце концов в декабре на той сессии, где поднимались трудности недофинасирования из областного бюджета, 1-ый вице-спикер Николай Тямин опять заговорил о сиротах.
«Четыре года вспять, когда в первый раз подняли делему недофинансирования в рамках делегирования возможностей, нас водили постоянно по кругу, — заявил Тямин. — Нам министр труда и социальной защиты НСО пообещал сделать рабочую группу <…> и все-же создать методику правильного расчета и возвратить городку недостающие средства. <…> Нам дают на сейчас на 2 тыс. состоящих на учете сирот, нуждающихся в жилище 46 млн рублей. При всем этом, детки на данный момент стали подавать в суды. И на сейчас наиболее 200 решений суда находятся на выполнении в мэрии. Не исполняя эти решения, мэрию городка Новосибирска начинают потихоньку штрафовать. И штрафы мы платим уже из городского бюджета».
В проекте областного бюджета 2021 года расходы на жилище для сирот прирастили на 104 млн рублей, докладывало заксобрание. Но не уточнялось, сколько средств достанется Новосибирску.
Трибунал обязал мэрию отобрать средства у области
Центральный районный трибунал Новосибирска удовлетворяет требования сирот, которые годами не получают обещанные государством квартиры. Нуждающиеся подают иски к мэрии, которая указывают, что из-за недофинансирования из регионального бюджета просто не может исполнять решения. Невзирая на это, решения обязывают конкретно мэрию предоставить квартиры, хотя и за счет областного бюджета.
«Обязать мэрию Новосибирска предоставить Федотову Максиму Николаевичу жилое помещение по договору найма спец жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не наименее 30 кв. м., методом выделения субвенций за счет средств областного бюджета Новосибирской области», — говорится в одном из решений Центрального районного суда, которое вынесено в октябре 2020 года.
Сирота Максим Федотов был должен получить жилище еще в 2013 году. В 2015-м он был 84-м в очереди на квартиру, к лету 2019-го стал 364-м, а в летнюю пору 2020-го — и совсем 410-м.
«Отсутствие финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и деток, оставшихся без попечения родителей, <…> не может служить основанием для отказа в обеспечении обозначенной группы людей жильем по договору спец найма жилого помещения», — сказано в другом решении.
Те, кто выиграл суды, сейчас составляют еще одну очередь за квартирами.
Чтоб хоть как-то исполнить решения судов мэрия Новосибирска может подавать иски к региональному правительству в арбитражный трибунал со ссылкой на решения по штатским делам. В осеннюю пору 2020 года городская администрация выиграла, как минимум два схожих дела, но они касались предоставления жилища инвалидам по договорам общественного найма — трибунал обязал региональные власти возвратить городку убытки, хотя представители облправительства были против.
Тайга.инфо понимает о схожих исках, касавшихся и сирот, но на момент публикации, и ГАС «Правосудие», и арбитражная картотека «Электрическое правосудие» работают с перебоями.
Недочет средств — основная, но не единственная неувязка. Мэрия может просто не освоить доп средства, следует из протоколов заседаний профильной комиссии горсовета и решений судов, которые исследовала Тайга.инфо. По данным на конец 2020 года, из 43 аукционов на покупку квартир 22 признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок либо несоответствия документов.
Еще одна неувязка — новое жилище по настолько низкой стоимости, которую устанавливают власти, можно приобрести лишь в отдаленных спальных районах либо совершенно за чертой городка. «У меня на окружении, на Источниках, 5 домов выстроили под расселение детей-сирот. И там, естественно, не весьма отменная обстановка, там повсевременно дежурит правоохранительные органы», — признавал депутат Игорь Атякшев.
Представители мэрии, вообщем, гласили в горсовете, что уже приобретают жилище на вторичном рынке.
С схожими неуввязками сталкиваются и остальные городка и администрации районов области. К примеру, как надо из решения Исктимского горсуда по иску 1-го из сирот, Искитиму совершенно не были предусмотрены субвенции на квартиры из регионального бюджета. В Купинском районе местный глава Владимир Шубников был осужден за срыв строительства жилища для сирот, но все равно сохранил пост, поэтому что в регионе отменены прямые выборы глав райадминистраций. Всего, по данным облправительства на февраль 2020 года, в регионе наиболее 4,7 тыс. сирот старше 18 лет не получили квартиры.