©Shutterstock/ Fotodom
В отличие от большинства продвинутых стран, в Рф существует список профессий, нелегальных для дам. Он был сформирован еще в русское время по принципу вероятного вреда здоровью и репродуктивной функции, но из-за технического прогресса существенно устарел. В прошедшем году перечень был сокращен с 456 до 100 профессий, и с 1 января 2021 года россиянкам разрешили работать машинистами, мореплавателями, строителями и т.п. Но международные организации требуют от Рф стопроцентно отменить всякие ограничения, считая это дискриминацией по половому признаку. Все профессии должны быть равно доступными, а условия труда – равно неопасными, объясняют они.
Не кочегары мы, не плотники
Главные ограничения содержатся в Трудовом кодексе РФ (глава 41). Так, ограничивается применение труда дам на работах с вредными и небезопасными критериями труда, также на подземных работах, кроме нефизических работ либо работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда дам на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превосходящих максимально допустимые для их нормы.
Нормы установлены постановлением правительства: 7 кг повсевременно в течение рабочей смены (мужиками – до 15 кг), 10 кг при чередовании с иной работой, не почаще 2 раз в час (мужиками – до 30 кг), 15 кг при разовом подъеме без перемещения (мужиками – до 50 кг).
Конкретно список нелегальных профессий возник в 1932 году и был практически неизменен до 1974 года. Его актуализация проводилась в связи с конфигурацией технологий производства и критерий труда в разных сферах. За полста лет их вышло достаточно много, и перечень очень устарел. К примеру, работа машиниста на современной технике уже навряд ли может считаться тяжеленной. Но, к примеру, Верховный трибунал придерживался иной позиции. В 2009 году он разглядывал дело дамы, боровшейся против запрета на работу машинистом электропоезда метро. Как отметил ВС, эта профессия предполагает физические и чувственные перегрузки, просит внимания, проходит в критериях острого недостатка времени в сочетании с высочайшей ответственностью за жизнь и сохранность вещественных ценностей. По воззрению арбитров, дама к таковым условиям не адаптирована.
Совместно с тем, в документе стояла приписка, что работодатель вправе использовать труд дам на таковых работах, если создаст там неопасные условия труда, что будет доказано службой санэпиднадзора. Но на практике никто с сиим, естественно, не связывался.
А ну-ка, девченки!
Новейший список производств, работ и должностей с вредными и (либо) небезопасными критериями труда, на которых ограничивается применение труда дам, утвержден приказом Минтруда еще в 2019 году. Он имел отложенный срок вступления в силу, потому что для подготовки новейших профессионалов и производств требуется время. К примеру, для обучения профессии «машинист электропоезда» требуется около года, и столичный метрополитен лишь не так давно выпустил на линию первую группу женщин. А в РЖД еще несколько годов назад заявляли, что на техническом уровне готовы к приему на работу женщин-машинистов локомотивов, потому что современные поезда полностью неопасны.
К слову сказать, РЖД интенсивно участвовало в обсуждении новейшего списка вровень с иными большими компаниями, ведомствами и профсоюзами. Компания держится представления, что перечень устарел, потому что техника и электроника шагнули далековато вперед и работы больше не соединены с физическими перегрузками и вредным действием веществ и температур.
Обсуждения новейшего списка длилось около 2-ух лет: докторам необходимо было подтвердить выводы работодателей о сохранности той либо другой профессии. Основной вопросец – в сохранении репродуктивного здоровья дам и здоровья грядущего поколения.
В итоге список сократился наиболее чем вчетверо. Новейший перечень состоит из 21 раздела, либо 100 пт. Строго говоря, это не 100 профессий, а 100 работ, к выполнению которых дам допускать не должны. К примеру, в сфере обработки камня под одним пт стоят работы, выполняемые: заливщиком камнелитейных изделий; камневаром; камнетесом; машинистом мельниц, занятым разломом диабазового щебня в порошок; наладчиком оборудования по обработке камня; распиловщиком камня; фрезеровщиком камня.
Посреди разделов – хим и текстильное создание, горные, подземные и строй работы, добыча нефти и газа, металлообработка. Дамы не могут быть пожарными, водолазами и грузчиками.
Зато бюрократы дозволили дамам работать машинистом электропоезда, высокоскоростных и скоростных поездов, водителем большегрузных каров и сельскохозяйственной спецтехники, боцманом, шкипером и матросом. Также россиянки сумеют начать карьеру дальнобойщика, слесаря по ремонту каров, заниматься верхолазными работами.
Как отмечали в Минтруде, профессии в морском и речном судоходстве, авто и жд транспорте, в штатской авиации и сельском хозяйстве вызывают больший энтузиазм у представительниц «слабенького» пола.
Новейший перечень тоже вызывает вопросцы. К примеру, в прошедшем году в комитете Совета Федерации по социальной политике поднимали вопросец трудоустройства авиаинженеров, которые занимаются техническим обслуживанием самолетов. Университеты и колледжи принимают женщин на обучение по данной специальности, но работать на аэродроме они не могут, лишь в конструкторском бюро. При всем этом работать пилотами дамы могут.
Очередной аспект касается фактического соблюдения официальных запретов. К примеру, при запрете работать пожарными довольно много дам тушат пожары в качестве волонтеров. Работа та же, а заработной платы и социальной и мед страховки нет.
Для твоего же блага
Ограничения и запреты на те либо другие работы для дам действуют в 104 странах мира. По данным Глобального банка, они касаются около 2,7 млрд дам. Это разъясняется заботой, продиктованной муниципальными интересами о бессчетном и здоровом потомстве, а степень таковой заботы очень зависит от культурных особенностей и склада ума. Так, в 18 станах (в том числе Бахрейне, Катаре, Иране, ОАЭ и Йемене) закон дает право супругу как опекуну собственной супруги запретить ей работать совершенно либо избрать работу на свое усмотрение.
Согласно исследованию, 40% воспрещают дамам работать в определенных отраслях, 30% – на работах, которые числятся небезопасными, томными либо «морально неприемлемыми», а 15% – в ночное время.
Почаще всего ограничения действуют на работы в горнодобывающей индустрии и строительстве. К примеру, до 1948 года Интернациональная организация труда воспрещала дамам работать в шахтах и на производствах ночами.
За крайние годы почти все страны смягчили ограничения, отмечает Глобальный банк. Так, запрет на ночную работу сняли в Бахрейне, Молдавии и Таджикистане. В Колумбии и Чехии дамы сейчас могут работать шахтерами, в Словении и Монголии – строителями.
В целом позиция интернациональных организаций такая: технический прогресс нивелировал барьеры, и доступность работы больше не обязана зависеть от гендера. Заместо запретов необходимо обеспечить равно неопасные условия труда для парней и дам.
Соц срез
В рейтинге гендерного равенства (глобальное исследование Глобального экономического форума по интегральному показателю равноправия полов) Наша родина занимает 81-ю строку, меж Сальвадором и Эфиопией. В топ-10 рейтинга входят Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Никарагуа, Новенькая Зеландия, Ирландия, Испания, Руанда и Германия, а крайние места занимают арабские страны. При всем этом за крайние 5 лет Наша родина опустилась на 6 позиций.
При всем этом, по данным Роструда, у нас в стране один из самых больших в мире уровень трудоустройства дам – 77% против 50% в среднем по миру, 52% в продвинутых странах и 70% в развивающихся. Но с заплатками у россиянок ужаснее, чем в продвинутых странах, отмечают специалисты агентства по подбору персонала. По данным Глобального банка, средняя заработная плата дам в Рф составляет 65–72% от средней заработной платы парней. В Европе этот показатель составляет 75–95%. При всем этом заработная плата выпускниц русских вузов на 21% ниже, чем выпускников мужского пола.
Толика женщин-политиков не превосходит 15%. Зато по количеству женщин-руководителей Наша родина в перечне фаворитов – 47%. А по данным РАНХиГС, на госслужбе дам пенсионного возраста в 5 раз больше, чем парней.
Как показало исследование Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского муниципального института, 46% респондентов не замечают сурового воздействия гендерных стереотипов на развитие собственной карьеры, 33% считают степень этого воздействия ниже среднего, а 14% говорят, что в их компании предпочитают созидать на руководящих позициях парней, нежели дам.