©Shutterstock/Fotodom
Муниципалитеты будут должны проводить общественные обсуждения собственных решений в электрической форме. Это нужно для того, чтоб создать публичные слушания очень прозрачными и доступными для людей. Обитатели сумеют не только лишь ознакомиться с планами стройки собственного района, но навести властям собственные замечания и предложения. Правда, учесть их чиновников не обязали.
Проводить общественные обсуждения городские власти должны и на данный момент, но на практике они делают это для галочки и чуток ли не всекрете от населения. Обычно, обитатели выяснят о принятых решениях постфактум, когда уже поздно что-то поменять. «В согласовании с законодательством вопросцы развития территорий должны решаться с учетом представления обитателей. Меж тем сейчас общественные слушания часто проводятся очень непублично, чтоб лишь соблюсти формальную функцию. Из-за этого граждане время от времени лишь задним числом выяснят о том, что принят тот либо другой план стройки местности», – сказал председатель правления Ассоциации юристов Рф (АЮР) Владимир Груздев.
В итоге нарушаются санитарные и экологические нормы, не учитываются способности дорожной сети, наличие социальной инфраструктуры, отмечает эксперт. «На месте парков возникают кварталы, около которых образуются нескончаемые пробки, а инженерные сети – электричество и водоснабжение – оставляют желать наилучшего», – отметил он.
Одни проекты вписываются в ландшафт и делают удобную местность для жизни, а остальные лишь портят вид. Потому при утверждении проектов принципиально учесть мировоззрение местных обитателей, которые больше всех заинтересованы в соблюдении всех правил стройки и разработке удобного места для жизни. Ведь институт общественных слушаний сотворен не попросту для учета публичного представления, это к тому же механизм публичного контроля.
Чтоб практика стала наиболее прозрачной и действенной, Минюст разработал поправки в закон «О общих принципах самоуправления». Документ уже получил одобрение правительственной Комиссии по законопроектной деятельности.
Законопроект обязует муниципалитеты располагать на собственных официальных веб-сайтах либо на портале госуслуг материалы по всем вопросцам, которые выносятся на общественное слушание либо публичное обсуждение. Не считая того, у людей обязана быть возможность не только лишь ознакомиться с документами, да и навести свои замечания и предложения в электрической форме. Опосля общественных слушаний муниципалитету придется выложить на веб-сайте также результаты дискуссий, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Законопроект содействует наиболее активному роли населения в осуществлении местного самоуправления, подчеркивается в объяснительной записке. «Таковым образом, процедура разработки и принятия принципиальных решений становится прозрачной», – считает Владимир Груздев.
Дело рук утопающего
До сего времени общественные слушания проводились по более социально принципиальным проектам нормативных актов, а порядок их организации и проведения не был предусмотрен в нормативных актах, гласит заместитель председателя комиссии АЮР по градостроительному и жилищному законодательству Мария Спиридонова.
По словам профессионала, неувязка заключается в порядке и форме извещения населения о слушаниях. Чтоб получить информацию о их проведении, обитатели должны без помощи других находить ее на веб-сайте городского образования. При всем этом результаты общественных дискуссий учитываются властями только «в виде советов».
«Для того, чтоб мировоззрение населения учитывалось при жилой и нежилой стройке, нужна активная позиция обитателей муниципалитета. Заинтригованные граждане могут выражать свою позицию по проектам методом организации собрания, подготовки и направления письменных воззваний в муниципальные и негосударственные органы, вербования прессы с целью принятия советы по итогам общественных слушаний как неотклонимых и существенных», – гласит Спиридонова.
Активные москвичи
Пока Минюст работал над поправками, идею ввело столичное правительство. В марте прошедшего года, сославшись на мероприятия по профилактике распространения коронавирусной инфекции, мэрия приняла решение проводить общественные слушания в электрическом формате. Все процедуры публичных дискуссий по программке реновации и иным городским проектам, включая планировку территорий, начали проводиться в «Активном гражданине». Онлайн-платформа доступна круглые сутки.
Оценить проекты могут все зарегистрированные в районе обитатели и собственники квартир, обладатели нежилых помещений и земляных участков, также люди, работающие на местности реализации проекта. Чтоб узреть доступные публичные обсуждения, нужно зарегистрироваться на веб-сайте, а потом заполнить электрическую анкету, указав адресок собственного дома либо места работы. При возникновении доступного обсуждения на электрическую почту гражданина приходит извещение с приглашением в нем поучаствовать. Таковым образом, мониторить веб-сайты муниципалитетов и портал госуслуг не надо. В разделе можно детально ознакомиться с проектной документацией, задать вопросцы разрабам проекта и получить ответ на электрическую почту.
Чтоб проверить, включены ли предложения и замечания обитателей в протокол, нужно запросить выписку из него в электрической приемной правительства Москвы. Документ должны предоставить в течение 30 дней по почте либо электрическим письмом. Как сообщается на портале, электрические публичные обсуждения стали популярнее очных – площадка завлекла практически в 6 раз больше обитателей. Если в очном формате в среднем участвуют порядка 100 человек, то в электрическом – около 600. Любой 6-ой участник высказывает свои замечания и предложения.
За рубежом
Для сотворения отлично работающего механизма диалога органов власти и людей нужно воплотить комплекс мер правового и организационного нрава, отмечается в заключении на законопроект Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. Специалисты приводят несколько удачных примеров из забугорной практики.
К примеру, в Англии действует закон о местной демократии, экономическом развитии и строительстве, который обязует власть завлекать население для решения местных заморочек. Он предугадывает направление гражданами электрических петиций и тщательно регулирует работу с ними.
Во Франции общественное обсуждение на городском уровне проводится в рамках закона о защите окружающей среды, который учреждает специальную инстанцию – Национальную комиссию по общественному дискуссии. Это независящий административный орган, владеющий широкой сферой деятельности. А именно, она информирует население о своевременности, свойствах и целях проекта, обеспечивает очень обширное выражения воззрений и доносит их до заказчика.
В Польше употребляется таковая форма публичных дискуссий, как общественная консультация. Законодательство устанавливает определенные вопросцы, по которым такие консультации являются неотклонимыми. К примеру, это изменение границ и планов социально-экономического развития, также стройка местности. Не считая того, неотклонимы консультации с популяцией при решении вопросцев охраны окружающей среды. Закон детально описывает порядок предоставления соответственной инфы популяции еще на стадии планирования и следующий учет представления людей.