На ставропольском заводе изготавливали диоды для систем питания российских МиГов, Ту и Су. Фото: Владимир Аносов/РГ
Редчайшее промышленное либо земельное предприятие в Рф и на Ставрополье а именно «похвастает» тем, что не прекращало собственной работы в 90-е годы уже прошедшего века. Создание рыночных критерий экономики для почти всех объектов производства обернулось полным крахом… Из кризисной ямы, подстраиваясь под новейшие экономические рельсы, меняя собственников и переживая рейдерские захваты, выкарабкаться удалось далековато не многим. А вот в Ставрополе есть завод (факт не только лишь умопомрачительный, да и, можно сказать, исторический), где работа не «встала» даже в 1998 году, когда грянул дефолт.
Ставропольский завод ОАО «Оптрон-Ставрополь», может быть, не так нередко звучит с экранов телевизоров и газет, не заявляет о для себя звучным ролью в интернациональных выставках. Но это полностью понятно, если знать о продукции завода, ее предназначении и специфике. Тем не наименее недозволено не отметить, что рентабельность компании год от года вырастает. — так писали информационные ресурсы в 2013 году.
И вот что нам докладывают в 2021 году:
Завод «Оптрон-Ставрополь», который производит силовые полупроводниковые приборы для оборонной индустрии, планируют на сто процентов закончить работу первого апреля 2021 года. Это единственное предприятие, где изготавливают диоды для систем питания российских МиГов, Ту и Су. Но в крайние годы госзаказ чертовски сократился. Есть ли возможность сохранить предприятие, вызнал корреспондент «РГ».
О грядущей остановке завода сделалось понятно из письма правительству Ставропольского края и губернатору региона Владимиру Владимирову от коллектива «Оптрон-Ставрополь», позже корреспонденту «РГ» эту информацию подтвердили работники компании.
«Трудовой коллектив столкнулся с риском закрытия завода, 135 человек останутся без работы. «Оптрон-Ставрополь» — старейшее предприятие, изготавливающее силовые полупроводниковые приборы. Закрытие приведет к прекращению выпуска девайсов для авиационной индустрии и риску остановки выпуска авиационных генераторов для нужд министерства обороны и штатской авиации. Рабочие, которым не безразлична судьба компании, обеспокоены ситуацией и требуют всесторонней помощи правительства Ставропольского края и губернатора», — говорится в тексте письма.
Основная причина закрытия — недостаток бюджета. У компании нет средств даже на выплату зарплат, потому что не заключены новейшие договоры на создание диодов. Эти диоды ставятся на ротор электрогенератора, чтоб трансформировать переменный ток в неизменный и питать воздушное судно. Разработка уже устарела и употребляется основным образом на самолетах, разработанных в 1960-1990-е годы. И если в 2020-м «Оптрон» заключил договоры приблизительно на 100 миллионов рублей, то 2021-м сумма сократилась вчетверо. В итоге в марте недостаток бюджета компании составил несколько миллионов.
Чтоб перенастроить мощности завода на выпуск штатской продукции, требуется модернизация, которая не предусмотрена вкладывательными планами собственников
Как поведал корреспонденту «РГ» директор завода Павел Бороданенко, в феврале работники получили от инвесторов извещение о сокращении. Из 135 человек на первом шаге уволят половину. В итоге останутся лишь сотрудники для отгрузки со склада готовой продукции.
— Для нашего коллектива это катастрофа. Уже в апреле сократят около 70 человек. У министерства обороны пропала потребность в нашей продукции, и на наиблежайшие три года заказов не предвидится. О том, что так будет, сказали еще в октябре 2018 года, но мы условились не снижать создание, чтоб сделать складские припасы. На данный момент ситуация стала критичной. Никого не интересует, что мы единственные поставщики этих девайсов и без наших изделий российские самолеты вообще-то не полетят. Аналогов им нет и в наиблежайшее время не будет, — считает Бороданенко.
По словам директора компании, на то, чтоб сделать создание диодов в Ставрополе, ушло около 10 лет. Опосля закрытия завода в белорусском Молодечно в конце 1990-х годов созданием этих девайсов для оборонной индустрии заинтересовался конкретно «Оптрон», где с 2004 года проводили надлежащие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. 1-ая официальная поставка для Минобороны свершилась только в 2014-м.
— Циклы испытаний при разработке таковой продукции весьма сложные. Наши акционеры вложили средства в наладку полосы, развернули создание, а сейчас им произнесли, что больше диоды не требуются, — пеняет Павел Бороданенко.
На призывы о помощи откликнулся губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров. Он написал несколько писем в «Ростех», «Росатом» и минобороны с просьбой отыскать варианты сохранения производства.
— Делегация от «Ростеха» к нам приезжала. Дискуссировалось, можно ли перенести создание в остальные регионы. Но даже если мы безвозмездно отдадим всю техно документацию, на создание полосы уйдет семь-десять лет, — выделил директор компании.
В ситуацию вмешалось министерство индустрии Ставрополья, которое пробует стабилизировать работу завода. В ведомстве отметили, что так как продукция изготавливалась в большей степени для военных целей, то к ней предъявлялись особенные требования. Из-за этого почти все технологические процессы производились вручную, что существенно влияло на итоговое ценообразование.
«Невзирая на все трудности, предприятию удалось освоить выпуск ряда силовых полупроводниковых устройств, способных соперничать с ввезенными аналогами. Но, чтоб перенастроить все мощности завода на выпуск штатской и конкурентоспособной продукции, требуется модернизация, которая не предусмотрена вкладывательными планами собственников», — сказали в минпроме региона. Чтоб сохранить неповторимое предприятие и не допустить его закрытия, ведомство ведет поиск инвесторов, готовых приобрести создание с его патентами и наработками.
На предприятии «Оптрон-Ставрополь» поведали, что продукция для штатского рынка у их есть. К примеру, разработаны диоды для автотракторных генераторов, быстродействующие диоды для инверторных сварочных аппаратов, диоды для многообещающей конструкции генератора, разрабатываемого для самолетов штатской авиации (МС-21, Sukhoi Superjet New), оптронные тиристоры для печатного монтажа. Но спроса на их на данный момент нет из-за богатства китайских аналогов.
— Чтоб мы могли работать на штатском рынке, необходимо на границе с Китаем поставить шлагбаум, — обидно шутит Павел Бороданенко.
В 2016 году заводу исполнилось 50 лет. Доживет ли предприятие до последующего юбилея, видимо, зависит от того, найдутся ли инвесторы, готовые вложить средства в его модернизацию.
Комментарий:
Иван Покровский, исполнительный директор Ассоциации русских разрабов и производителей электроники:
— Пока закрытие оборонных заводов, где создают электронику, не сделалось тенденцией, но предпосылки к этому есть. Муниципальный оборонный заказ сокращается, ОПК оптимизируется уже десятилетие. Принципиально то, что продукция ставропольского компании, хотя исходя из убеждений рынка она и устарела, может опять пригодиться. А на создание новейшего производства иной компании будет нужно время.
Неувязка в том, что продукция ставропольского завода на штатском рынке не конкурентоспособна, потому я думаю, что самым наилучшим выходом из ситуации была бы его продажа наиболее большому игроку. Есть компании, которые могли бы отыскать применение оборудованию, подобрать работу квалифицированным спецам и в итоге модернизировать завод, перестроив его под выпуск штатской продукции.
Если предприятие все таки закроется, персонал с высочайшей квалификацией сумеет с легкостью трудоустроиться, да и тут есть аспекты. Во-1-х, быстрее всего, возрастные работники будут наименее нужны на рынке труда, а людям среднего возраста, может быть, придется переехать в иной регион.