В связи с резонансом вокруг очередного убийства ребенка, вспомнил об одной своей недоделанной заметке и решил ее запостить. Дело в том, что безопасность детей, это вопрос не только и не столько закона, сколько именно морали. Защитить детей от опасностей окружающего мира закон практически не может и не сможет никогда. Это задача всего общества, которое само, все целиком (и каждый взрослый человек в отдельности), должно заботиться о детях (о каждом ребенке).
Наша же людоедская власть, использует любые трагедии, в том числе и эту, лишь как повод, чтобы отнять или урезать какие-нибудь очередные права и свободы у многострадального русского народа, который уже и так уже практически превратился в неорганизованное и бесправное стадо рабов…
Уже писал как-то на темы закона и морали («О беззащитности», «Мораль и объективность», «Казни для народа» и еще что-то, точно уже не помню), но решил вернуться к этим темам еще раз. Наблюдая за нашей (и не только нашей) действительностью легко заметить, что буржуи потихоньку пытаются полностью подменить мораль — законом. Причем, упорство и настойчивость, с которыми они это делают (достойные лучшего употребления), явно свидетельствуют о том, что это стратегическая линия, часть их какого-то генерального плана. И причины этого вполне прозрачны, пока мораль действует, буржуи, так или иначе, но вынуждены с ней считаться, и это серьезно ограничивает их свободу действий, не позволяет реализовать самые извращенные фантазии и мрачные антиутопии. Мораль, одним своим существованием, существенно ограничивает власть капитала, делает ее неабсолютной, создает реальную угрозу самому его существованию.
Исторически, мораль является важнейшим механизмом защиты человеческого общества (и от внешних, и от внутренних врагов). Собственно, совсем не факт, что люди вообще смогут существовать без морали. Она им жизненно необходима. Попытки борьбы с моралью, ее отмена в пользу закона, может привести (и уже приводит) к серьезнейшим проблемам и даже прямо угрожает гибелью всей современной цивилизации. Наша жизнь (в глобальных масштабах) слишком инертна и многие проблемы становятся заметными только тогда, когда становятся неразрешимыми. Причем, виновники проблем уже вполне могут благополучно скончаться от старости… И не только сами виновники, но даже их дети и внуки, а расхлебывать все эту кашу, мучиться и погибать, придется нам или нашим ни в чем неповинным потомкам.
Интересно, что мораль умеет эффективно регулировать многие области человеческих отношений, и это нам практически ничего не стоит, ни обществу, ни государству. Т.е. мораль делает это как бы даром. Совсем другое дело — закон. Его соблюдение требует колоссальных ресурсов и приводит к не менее колоссальным издержкам и всевозможным побочным эффектам. Закон всегда тяжел и разорителен для общества (тем более, в тех областях и сферах, где без него легко можно было бы обойтись). Если же выделенных средств закону не хватает, то он начинает стихийно деградировать (фактически, перестает работать), причем, как правило, это происходит, именно там, где он особенно важен и необходим.
Другой важный момент заключается в том, что мораль оставляет человеку почти полную свободу действий, а главным наказанием является угрызения совести. Смешно казалось бы, но многовековой опыт человечества подтверждает, что эта система работает и неплохо. В отличие от морали, закон — всегда отнимает всю свободу целиком и полностью (освобождает только от угрызений совести), а все законные наказания чрезмерно жестоки и всегда лишают человека части его времени жизни (и штрафы, и тюрьма, и казнь — как самое радикальное наказание, лишающее всей жизни полностью, все сводятся к этому). Таким образом, тоталитарное (т.е. такое, которое сует свой нос туда, куда не следует) государство неизбежно превращается в одну гигантскую тюрьму, где народ не живет, а мучается.
Кроме того, у закона есть еще одно скверное качество (характерное для любых сложных систем), чем больше законов, чем они сложнее, чем больше злоупотреблений в законотворчестве (а буржуазное законотворчество состоит из таких злоупотреблений более, чем полностью), тем хуже закон работает (как работает наше отечественное кривосудие уже все знают). А мораль — очень объемная область регулирования, для ее вытеснения необходимо колоссальное количество самых разнообразных мутных законов. В результате, все законодательство становится мутным и перестает работать от слова совсем (т.е. становится несправедливым, когда настоящие преступники избегают каких-либо наказаний вообще, а честные люди, наоборот, часто оказываются крайними и наказываются, причем, жестоко и несправедливо). Тем самым дискредитируется само понятие законности, и между ним и понятием справедливость, возникает огромный знак неравенства…