ВОПРОС СУЛАКШИНУ: Фактически, сегодня, как у проекта Навального, так и у путинского режима искренних сторонников не так уж много — около 6–10%. На митинги в защиту Навального выходили не столько за него, сколько против Путина. Среди тех, кто считается сторонником Путина, на самом деле, много таких, кто не за Путина, а просто боится новых 90-х: разрухи, голода, не дай Бог, войны. Получается, что потенциально у Программы Сулакшина с её справедливым обществом, с очеловечивающей, а не расчеловечивающей программой жизни, с творческим научным началом, с суверенной, развитой, высоко технологической экономикой электоральная база есть и немалая, потому что программа совпадает с чаяниями большинства. Но пока что народу ближе не программы, а лозунги и призывы популистов. Как Вы сами сегодня оцениваете шанс на реализацию Вашей программы?
СУЛАКШИН С.С.: Во-первых, я поддержку вашу констатацию. Действительно по нашим опросам большинство населения страны, и обычного, и статусного, и делового, и интеллектуального, против Путина и той политики, что он проводит в стране. Цифры могут быть разные, по нашим оценкам сторонников Навального около 10–15%, сторонников Путина 26–27%, а большинство либо индифферентно, либо против. У нашей идеологии, нашего политического проекта потенциал безусловный и абсолютный. Его поддержка среди тех, кто с ним знаком, от 60 до 80% — это очень много, и вся наша проблема в том, чтобы люди о нём узнали! Но без денег, без штатных сотрудников в организации, партийной ли, общественной ли, эта задача очень трудна. Особенно. Когда против нас вся мощь режима, от кибервойск до наемных матерщинников в сетях. Правящая группировка понимает потенциальную политическую мощность нашего проекта и поэтому пресекает пути его донесения до населения. Нам списывают трафики, скручивают, в отличие от подставных каналов и «героев», просмотры, закрывают комментарии, лайки. В этом проблема и эта проблема, в том числе, сопоставления ресурсов: у кого есть миллиард, как у Навального, или миллионы, как у Платошкина, у того и трафики больше, и возможность донесения информации выше и формальный рейтинг известности после последних событий высок. Навального тиражируют вплоть до мировых СМИ, Платошкина тоже «тянут», страдальца из него лепят.
Есть конечно такая мысль (которую я полностью разделить не могу) о том, что «народу ближе не программы, а лозунги и призывы популистов». Но ведь народ, то есть все общество, неоднороден: есть уровень обычного народа, который теориями хоть Маркса, хоть Сулакшина не заморачивается и в политических программах не разбирается, но все же ухватывает происходящее чуйкой, интуицией и созревает. Но ведь в обществе и в политическом процессе есть иные страты: с ресурсами и возможностью влиять на события в стране. Финансировать СМИ, готовить перевороты, формировать массовое сознание, провоцировать простаков и героев на бунты и штурмы власти. С такими ведь ситуация совсем другая. Что за мотивирующий фактор на них подействует: лозунги и призывы популистов или серьезная программа с привлекательным обликом страны, в который и люди поверят? Эти, назовем их ресурсные страты и круги, люди умные и понимающие существо процессов. Они хотят гарантировать свои интересы после преобразования страны. Им нужно понимание и гарантии будущего облика страны, который они сочтут для себя приемлемым. Тогда они станут участниками и союзниками.
Наши прогнозные расчеты показывают, что освободительный от путинизма исторический акт будет сочетанием двух процессов. Типа переворота. То есть отхода от Путина части элит, и уличного протестного подъема. Так двум этим разным силам нужна отчасти разная информация.
Если простые люди, которых большинство, изучать проекты Конституции или многих Доктрин не особенно желают и могут, то у упомянутой ресурсной страты надобность есть понять, что по-существу планируют делать будущие руководители страны. И, согласитесь, что нашлепать лозунги, которые вполне стандартны и просты, — нетрудно. А вот пусть кто-нибудь попробует сделать то, что мы за 20 лет сделали. Настоящую программу. Даже план строительства нового облика страны. Он, кстати, обращен и вовне, для понимания в не всегда дружелюбном мире. Добавлю и то, что большинству народа приходить к доверию болтуну или серьезному, профессиональному революционеру приходится по-разному. Что-то мне подсказывает, что искренний профессионал, способный объяснить все, показать как будут исполняться хотелки и желалки для народа, скоро, когда жареным запахнет, станет более приемлем. Знаете, когда горит ваш дом, и один идиот орет задувайте огонь, чем еще больше его подгоняет, а второй, знающий и готовый, организует тушение и спасает ваш дом, люди это воспринимают вполне правильно.
Лозунги тоже нужны. Но без содержания, плана и Программы преобразования страны эту задачу не решить. Поднять бузотеров еще раз погромить нашу страну можно (есть такие цветные технологии), но в наши планы это точно не входит. Наш план — страну преобразовать, а народ сделать счастливей! И реально этого добиться. А не всего лишь просклизнуть в какие-то кресла.
Масштаб задач перед страной — мирно и законно освободиться от Путина и путинизма и начать преобразовывать страну — колоссальный и объединение под эту задачу популистов (так и хочется сказать — от слова «попа») не получится. Такое было возможно, когда разрушали Советский Союз, когда разрушали Российскую империю, после чего влезли в гражданскую войну и учинили такой погром страны, что едва ли не чудом Советская власть вытащила страну и создала великую державу.
Сегодня объединить абсолютное большинство людей — десятки миллионов человек — на исторический подвиг очищения и спасения страны от развала и гибели и на её преобразование под простенькими лозунгами и призывами популистов не получится! Объединять нужно всех, и тех, кто в дело погружен, и реальный вклад в преобразование страны внесет. Что касается популистов это уже видно, цифры говорят сами за себя. Какой колоссальный был информационный наезд на страну, в котором участвовали мировые средства информации, кремлевские средства информации, соцсети, тоже работавшие на Навального, — а много ли людей вышли на улицы? Полпроцента. И по социологическим опросам поддержка этого парня не так уж велика. Причина этого понятна: ничего, кроме личных интересов, и интересов иностранных государств с проектом цветной революции за ним нет.
Наш подход не таков, хотя лозунги и у нас есть, но главное — это то, что задача спасти страну и преобразовать её навсегда требует объединения народа в самых больших масштабах, что становится возможно тогда и только тогда, когда это объединение будет вокруг серьезной исторически состоятельной идеологической, ценностной программы. Лозунг или Программа? Поставьте для себя именно такой вопрос в вашей думе о ближайшем будущем страны. Думаю, наши позиции сблизятся. Вот тогда народ сплотится и поднимется на исторический подвиг. А по поводу вероятности победы нашего политического проекта, я пошучу: она не ниже 50%. Потому что мы или не победим или победим.
Могу ли я ошибаться? Могу. Но я уверен, что не ошибаюсь.
Степан Сулакшин
Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.
Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.