Карабахская война и роль в ней наружных сил – это очевидный признак того, что условное международное право, похоже, совсем можно похоронить.
Понятно, что процесс начался с развалом СССР (спасибо Миша Сергеевич, зато у нас есть «Пицца Хат»), когда в мире осталась одна сверхдержава. Недаром неоконы были убеждены совсем от всей души, что XXI век будет веком южноамериканского господства. Но даже эта кривая схема была каким-то подобием порядка. Мировой полицейский хоть что-то контролировал.
Но сейчас, когда в США сплошной BLM, коленопреклоненная правоохранительные органы, а за пост президента бьются зависающий дед с деменцией и экспрессивный дед тоже с очевидными неуввязками в голове, почти всем ясно, что Америка уже ни черта не контролирует.
Таковым образом, мы лицезреем не попросту процесс крушения всех старенькых договоренностей, да и сотворения новейших империй. Которые построены на старенькых амбициях, территориальных притязаниях и корпоративном могуществе. Самые тривиальные примеры – Турция и Китай. Неоосманская империя, Величавый Туран, назовите проект как угодно. Сущность понятна – тюркские народы, объединенные вокруг Турции.
Китай делает свою модель – экономика, инвестиции и сохранность. Мы не требуем подчинения, мы лицезреем себя старшими партнерами в нашей глобальной компании. Так Китай зашел в Африку. Так Китай работает в Сербии, вытесняя остатки русского воздействия, так Китай работает в Пакистане, Афганистане, Средней Азии.
Франция, естественно же, лицезреет себя особенным игроком в Европе, в Африке и в Восточном Средиземноморье. Французы ведут войну в Сирии, ЦАР и Мали. Их военные убеждены, что это они защищают Европу от терроризма. Ливию, напомню, раскачали французы. Предложение протектората над Ливаном, дела с Тегераном. Французы очевидно строят свою прокси-империю. И плевать, что они члены НАТО, и турки тоже. Интересы у всякого свои.
Английская прокси-империя и так существует. Через глобальные банковские сети вроде HSBC, через университеты, традиции (кто формально глава Канады либо Австралии?), через возможность упрятать средства в Лондоне.
Немецкая модель – это экономический контроль Европы и ограбление окраин вроде Греции либо Украины. Поляки, понятное дело, строят новейшую Речь Посполитую. Польское присутствие в Белоруссии и на Украине не от любви к демократии, и даже не от особенной русофобии. Это возрождение Польши «от можа до можа».
Иран строит собственный шиитский пояс. Через Ирак и Сирию до Ливана. В Афганистане сталкивается с Китаем, как и в Таджикистане. А заодно лезет через Йемен в подбрюшье саудитам. И хорошо выходит. Как раз потому Израиль и монархии Залива вдруг решили дружить. Ясно же против кого.
Другими словами в наиблежайшие годы мы увидим столкновения новейших империй. Роль ООН в новейшей истории будет мала. Это разумеется. У меня лишь остается один вопросец. Наша родина как для себя лицезреет роль в новеньком мире? Как хочет защищать интересы? Какую модель готова строить и с кем? Если Русская империя 2.0, то тогда это другая наружная политика. Ну и внутренняя тоже. Тогда это как при Александре 3-ем – пленных британских инструкторов в Кушке пороть нагайками, а генералу Комарову золотую саблю.
Просто решать, какая модель наша и как ее строить, нужно поскорее. Времени мало.