Ко дню Российской Науки (8 февраля) — bumgames

Происходящее празднование в целом подтверждает грустные мысли о неадекватности представлений как непосредственно научного, так и «административного» начальства о ситуации с наукой и образованием в стране.

На этом фоне особенно интересным выглядит крик души  Алексея Савватеева » (и, вероятно, группы математиков вокруг него?), написавшего обращение к высшему руководству о «спасении массовой школы», и представившего это проблему в, похоже, единственном понятном для него и для массовой аудитории разрезе – как вопрос о безопасности страны.

Интересна эта инициатива прежде всего тем, что исходит от людей, представляющих жизнь «за окном мерседеса» и, возможно даже, искренне желающими исправить действительно опасные тенденции деградации школьного и вузовского образования. Однако когда начальство реагировало на подобные письма? Особенно от «незвездных» авторов. Особенно в лице адресатов Николая Патрушева и Валентины Матвиенко?

Не стоит быть слишком критичными по поводу отсутствия в «письме Савватеева» предложений очевидных шагов по спасению науки – отмены призыва (абсолютно необходимой меры для укрепления современного вузовского образования) или роспуска Рособрнадзора с тотальным сокращением других контролирующих бюрократических инстанций, занимающихся исключительно производством лишенных смысла, о предмете которых их авторы не имеют ни малейшего представления. В отличие от Савватеева, который это представление имеет – правда, в основном, о преподавании математики. Дисциплины, с одной стороны, максимально консервативной, а с другой – ситуация с преподаванием которой даже сейчас выглядит относительно неплохо на фоне всего остального…

Навряд ли можно распространить идею «решать задачи из учебников для отцов и дедов» хоть на какую-то иную дисциплину кроме математики, даже для физики, химии и биологии – не говоря уж о других дисциплинах. Да и в самой математике эта идея выглядит малопригодной на вузовском уровне, где все сложнее сочетать задачи «освоения азов» и подготовки студентов к современным перспективным исследованиям, хотя бы из-за банальной нехватки времени. Остальные акценты обращения во многом даже не вызывают дискуссии.

Закрытие школ в селах и лишение перспектив образования сельских жителей отвратительно, хотя и непонятно, что именно в этой проблеме первично: закрытие школ, или само вымирание сел, отсутствие дорог и т.п. Внедрение цифровых и дистанционных технологий, разумеется, не должно быть самоцелью, но вполне может оказаться хоть какой-то частичной компенсацией для людей, лишенных возможностей личного контакта с учителями. Как например «само собой» случилось во время пандемии. Ну и, конечно, совсем уж смешно обсуждать ЕГЭ и прочие меры контроля, как единственную цель системы образования. ЕГЭ, увы, один из немногих реальных инструментов сделать «столичные» вузы доступными для молодежи из провинции.

То, что свою роль начальство на всех уровнях из сферы образования видит в «неуклонном росте показателей ЕГЭ», не понимая, что это и есть главный индикатор девальвации образования (а как следствие и науки), другая история и проблема.

Автор @oabchebot    https://t.me/oabch/1736

bumgames.ru
Добавить комментарий