ВОПРОС СУЛАКШИНУ: Из горных сел Дагестана уходит жизнь. Нет служб спасения, не чистятся дороги, нет государственной программы занятости, закупок сельскохозяйственной продукции, закрываются школы, больницы, фельдшерские пункты, а, главное, нет надежд и перспектив. Но ведь здесь культурные корни народа. Как должна измениться жизнь на селе? Что принесёт Программа Сулакшина для сельчан?
СУЛАКШИН С.С.: Если в начале Вашего вопроса убрать географическое указание на Дагестан, то Вы ведь обрисовали картину для всех регионов России. Когда ездишь по российской глубинке, то сердце болит видеть, что деревни действительно исчезают, поля зарастают, сельскохозяйственное производство сворачивается. На спутниковых снимках видны бывшие поля, пашни и мелколесье на этих местах, а рядом заколоченные или полностью разбомбленные Дома культуры, школы. Молодежи на селе делать нечего, будущего там нет. Из-за отсутствия смысла и целей в жизни, своего назначения на селе процветает пьянство. Но зато начался ренессанс помещичьей России. В конце 90-е годов были такие горькие шутки, что у колхозов и совхозов нет хозяина, там всё колхозное, а значит ничьё. Вот и пришёл хозяин, купил земли и теперь не подойди к ним. Путин и лесные угодья превращает в такие же чьи-то хозяйские, где от широты души народу разрешено только валежник собирать. А ведь есть планы лесные угодья не только в аренду, а и в частную собственность отдать! Дальше что? Всё скоро окружат колючей проволокой: это либерализм, это модель государства, в котором нет дела до того, как и чем живут люди. По формулам либерализма люди должны выживать сами, как в джунглях. Такая насаждена в стране система.
У нас страна с самой большой территорией в мире, со сложнейшим внутренним устройством: нигде нет такого числа субъектов федерации — 86 субъектов и ещё автономные образования. И ещё, как в Дагестане, например, история сплела такое красочное многообразие языков, народов, религий, которые веками живут рядом. Без высшего присмотра, регулирования, заботы, помощи, субсидирования, выжить на принципах дикого либерализма, где каждый за себя, у нас невозможно. И Вы очень точно описываете то, к чему только и может привести следование в государственном управлении этому полуфашистскому принципу. Эти «успехи» известны. Если за один январь 2021 года бенефициары путинизма положили в свои карманы 13 миллиардов долларов, то это означает, что из карманов миллионов людей, в том числе дагестанских, последние рублишки вытащены. Если природную ренту от нефти, газа, а для золота уже на 100% разрешили вывозить за границу; если лес кругляк уходит за рубеж, а валютный контроль свёрнут, то валюта там и остаётся.
Если даже государственные предприятия своему собственнику — российскому государству не выплачивают прибыль, которая является собственностью собственника. Это такая неявная приватизация, при которой идёт грабёж страны. В ответ на эти вызовы и выстроена наша Программа, но сейчас речь о той её части, которая посвящена государственному участию в территориальном развитии страны. По новой Конституции России Президент России одновременно станет Председателем Правительства России и будет не царствовать, как сегодня, а планировать, управлять и отвечать за результаты деятельности, в том числе развития в регионах. В структуре Правительства главным будет Министерство безопасности и развития — абсолютное ноу хау, а под ним будут три ключевых министерства: Министерство регионального развития (вот ответ на ваш вопрос!), Министерство социального развития и Министерство экономического развития.
Министерство регионального развития будет отвечать за выполнение конституционного принципа, который мы «вбили» в будущую Конституцию: принцип территориальной справедливости, означающий, что граждане России, независимо от точки их проживания, обладают равными и полными правами и свободами и доступностью благ, которые гарантирует российское государство. Этот принцип реставрирует большой опыт Советского Союза по инвестированию в энергетическую, дорожную, мостостроительную, мелиоративную и другие инфраструктуры общенародного пользования. Не только лесодобыча при таком подходе будет важна, но и лесовоспроизводство, не только урожайность сегодня, но и плодородие почвы, и т. д.
Эта государственная политика дойдёт до самого отдаленного уголка нашей Родины. Дойдут инвестиции, государственная поддержка села и селян. Появится система уполномоченных по делам человека — особая государственная служба помощи людям, что-то вроде участкового уполномоченного, у которого задачей будет работать с людьми, с семьями, помогать в их насущных проблемах, но и сопереживая им, выявляя типичные проблемы, поднимать их наверх по управленческой иерархии для системного решения, которое вернётся к людям. Именно так создавалась Программа Сулакшина, проект Конституции, так по проекту мы намерены реально построить нашу будущую Россию.
И Дагестан, и Чеченская республика и другие субъекты Федерации и самые отдаленные наши территории будут в поле этих принципов, этой политики, инвестирования, контроля, заботы о каждом человеке в нашей стране. Многое в жизни страны станет просто другим.
Степан Сулакшин
Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.
Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.