НАТО стягивает к российским рубежам военную технику. Кроме того, альянс отрабатывает удары по «потенциальным восточным агрессорам», РФ и Белоруссии. В Латвии и Эстонии вступили в активную фазу маневры Winter Shield 2021 («Зимний щит – 2021») и Cyber Coalition 2021 («Киберкоалиция – 2021»). Это все происходит на фоне обсуждения в Риге на саммите глав МИД стран НАТО вопросов военного противодействия России.
Анализ замысла и содержания двух этих учений показывает, что на маневрах НАТО отрабатывается наступательная тактика. По официальным сообщениям Минобороны Латвии, в маневрах «Зимний щит – 2021», которые продлятся до 4 декабря, задействовано несколько тысяч местных военных и боевой группы расширенного присутствия НАТО в этой стране. «1500 военнослужащих на днях приняли участие в отражении инсценированной атаки на Ригу, остановив продвижение противника к северу от города», – сообщали СМИ. Этот вид боевых действий оценивается как сдерживание. «Он имеет решающее значение», – цитируют СМИ командующего боевой группой НАТО в Латвии канадского подполковника Джона Бенсона.
Но похоже, что латвийскому руководству этого мало. Накануне саммита НАТО в Риге министр обороны Артис Пабрикс обратился к США с предложением о «постоянном военном присутствии США для сдерживания России». Это провокационная идея, поскольку, согласно основополагающему документу Россия–НАТО, силы альянса не должны присутствовать в Восточной Европе на постоянной основе. Между тем Латвия, а также другие «новые» страны НАТО, ранее входившие в СССР (Латвия, Литва, Эстония) и в Организацию Варшавского договора (Польша и Румыния), лоббируют сейчас эту идею. Не исключено, что она обсуждается и на саммите глав МИД стран НАТО в Риге. В то же время генсек альянса Йенс Столтенберг после встречи с латвийским президентом Эгилсом Левитсом уже заявил, что «в случае необходимости в короткие сроки направит в Латвию более 40 тыс. солдат». Он также не удержался от того, чтобы сказать, что НАТО «последовательно осуществляет наиболее масштабное расширение общей системы обороны со времен холодной войны». Боевые группы развернуты в странах Балтии и Польше. Усилено присутствие «как на море, так и в воздухе», силы НАТО уже концентрируются вблизи границ СГ.
Заметим, вдобавок к уже имеющимся военным ресурсам Латвии, Литвы и Эстонии и сформированным в странах Балтии и Польше четырем многонациональным боевым группам генсек НАТО Столтенберг обещает только в одну Латвию перебросить 40 тыс. «штыков» и, видимо, бронетехнику, самоходную артиллерию, авиацию и т.п. Это целая армия, а в совокупности с другими факторами такая группировка по своему составу будет в несколько раз больше всего того военного потенциала, который имеется сейчас у Вооруженных сил РФ и Белоруссии вблизи границ с бывшими республиками СССР и Польшей. В Латвию из Словакии транзитом через Польшу поступили батареи 155 мм самоходных артиллерийских установок Zuzana2. А в Польше ранее были замечены железнодорожные составы с американскими 155 мм самоходками M109A7 Paladin и немецкими 155 мм PzH-2000. По данным Минобороны Белоруссии, сейчас у белорусской границы Польша сосредоточила около 23 тыс. военнослужащих. В Нидерланды в порт Флиссинген в рамках операции Atlantic Resolve на основе ротации буквально на прошлой неделе было доставлено около 40 вертолетов и 900 единиц оборудования из состава 1-й бригады армейской авиации (АА) 1-й кавалерийской дивизии Сухопутных войск США. Помимо Нидерландов, эта бригада также одновременно развертывает технику в Европе через греческий порт в Александруполисе. Всего из США будет переброшено в Европу на девять месяцев 85 боевых и военно-транспортных вертолетов. Заметим, что такого количества вертолетов АА нет ни в одной из стран Восточной Европы, а также в Украине. Применить их в отношении Союзного государства России и Белоруссии НАТО сможет максимально эффективно только в случае наступательной операции.
Обозначенные на начавшихся в Эстонии киберучениях НАТО Cyber Coalition 2021 («Киберкоалиция – 2021») угрозы в отношении Союзного государства еще весомее. Официально маневры, которые регулярно проводятся уже более 10 лет, носят оборонительный характер, и их сценарий предполагает «отработку защиты от кибератак на газопроводы, логистические объекты, имеющие критическое значение для развертывания систем обороны, ПВО и т.п.». Однако в прошлом году на этих маневрах специалисты киберкоалиции совершали атаки на военно-промышленные объекты «вероятного противника». На киберучениях Cross Swords 2020 участники тренировались выводить из строя систему противовоздушной обороны противника, а также проводить кибератаки на иные физические военные и промышленные объекты.
Какого рода могут быть при этом промышленные объекты в России, пояснил в понедельник экс-глава украинского МИДа Владимир Огрызко. Он заявил, что Украина с использованием ракетного оружия «готова поразить российские города и АЭС, которые находятся в зоне досягаемости ее ракет». Как считает военный эксперт полковник в отставке Сергей Лисицын, воздействовать на промышленные объекты можно и с помощью кибератак, что опасно повторением трагедий наподобие чернобыльской катастрофы, и тогда под угрозой окажется жизнь сотен миллионов людей.
Президент РФ Владимир Путин во вторник несколько успокоил общественность и СМИ, сказав, что Москва готова дать ответ на такие вызовы: «Если на территории Украины возникнут какие-то комплексы ударные, то с начала года у нас будет на вооружении уже новая ракета морского базирования гиперзвуковая – 9 Махов» (более 11 000 км/ч. – «НГ»).
Фото: сайта nato.int