Турецкий ударный БПЛА Bayraktar tb2
©Vostock Photo
Истинной звездой недавнешней войны в Нагорном Карабахе стал турецкий беспилотник Bayraktar TB2. Используя этот беспилотный летательный аппарат (БПЛА), азербайджанцы могли не только лишь вести разведку и наблюдение, да и наносить удары по противнику. Успехи азербайджанской стороны стали хорошей рекламой для байрактаров. Так ли неплох этот беспилотник по сути и что ожидает его в дальнейшем, разбирался «Профиль».
От автозапчастей к беспилотникам
БПЛА Bayraktar TB2 («Знаменоносец») был сотворен турецкой компанией Baykar Makina (на данный момент именуется Bayrar Savunma). Основанная в 1984 году Оздемиром Байрактаром компания сначало производила комплектующие для каров. Сначала 2000-х сыновья обладателя компании Халук, Сельчук и Ахмет получили техническое образование в институтах Турции и США, где заинтересовались многообещающей темой беспилотных авиационных систем. Этот энтузиазм вылился в диверсификацию деятельности компании, выведя ее на совсем новейший рынок.
1-ые годы опосля того, как в компании возникло подразделение, специализирующееся на беспилотниках, оно сосредоточивалось на разработке созданных для правоохранительных органов легких систем БПЛА самолетного – Bayraktar mini – и вертолетного – Malazgirt Rotary Wing – типов. Но амбиции хозяев компании не ограничивались мини-беспилотниками. Они лицезрели впереди себя симпатичный пример американских и израильских компаний, уже создавших довольно томные БПЛА, в том числе способные нести орудие.
В 2009-м был начат проект разведывательно-ударного БПЛА. Его реализация востребовала огромных денежных вложений, ради которых Baykar Makina слилась с группой Kale Group, сменив заглавие на Kale-Baykar. При поддержке этого влиятельного напарника был сотворен макет грядущего «Байрактара».
Заинтриговать военных удалось не сходу – в ту пору они делали ставку на южноамериканские и израильские БПЛА. Ситуация поменялась опосля того, как в 2016 году Сельчук Байрактар женился на дочери президента Турции – Сюмеййе Эрдоган. Скоро опосля этого беспилотник производства Kale-Baykar был задействован во время военных учений в Измире. Опыт вышел удачным, и минобороны заключило договор на приобретение партии БПЛА Bayraktar TB2 стоимостью выше $100 млн. Фуррорами делиться не хотелось, и компания вышла из-под контроля Kale, опять возвратив для себя заглавие Baykar Makina.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписывает БПЛА Bayraktar TB2, 2018 годTurkish Presidency / Murat Cetin / ANADOLU AGENCY / AFP / East News
Bayraktar TB2
БПЛА Bayraktar TB2 сотворен по довольно всераспространенной двухбалочной схеме с хвостовым оперением в виде перевернутой V и низковато размещенным прямым крылом огромного удлинения. Такие БПЛА много кто производит, включая «законодателя мод» в беспилотной сфере – Израиль. Наибольшая взлетная масса «Байрактара» составляет 650 кг, что приметно меньше по сопоставлению с имеющимися многофункциональными аналогами – израильский Heron и южноамериканский Predator весят наиболее тонны.
В целом «Знаменоносец» не достаточно уступает «одноклассникам» – он может делать полеты длительностью до 27 часов, работая на высотах до 8230 м в радиусе до 150 км. Выбор уменьшенной размерности повлек за собой лишь понижение массы полезной перегрузки, которая составляет всего 150 кг. Она включает многоканальную оптикоэлектронную систему наблюдения, размещаемую под носовой частью аппарата, и вооружение, размещаемое на 4 подкрыльевых точках подвески.
Авиационные боеприпасы для «Байрактара» были сделаны большим турецким производителем ракетного орудия – компанией Roketsan. Беспилотник может нести созданные для поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений боеприпасы MAM-L массой 22 кг. Снаряженные лазерной полуактивной системой наведения боеприпасы представляют собой облегченный вариант противотанковой ракеты UMTAS. Боевая часть быть может осколочно-фугасной, тандемной кумулятивной либо термобарической. Также на БПЛА употребляются корректируемые бомбы MAM-C массой 6 кг с осколочно-фугасной боевой частью.
Боевое применение
Начало боевому применению БПЛА Bayraktar было положено в операциях вооруженных сил Турции против боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) и курдских Отрядов народной самообороны. Так, 15 августа 2018 года Bayraktar TB2 был применен для ликвидации фаворита РПК и члена правления Союза общин Курдистана (КСК) Исмаила Оздена в районе Синджар на северо-западе Ирака.
Применялись байрактары и в Ливии. 29 мая 2019 года формирования, подконтрольные Правительству государственного согласия (ПНС) премьера Фаиза Сараджа, обнародовали видеозапись авиаудара БПЛА по подразделениям Ливийской государственной армии (ЛНА) Халифы Хафтара. С того времени в соцсетях часто появлялись сообщения о байрактарах, работающих из Митиги и Мисураты. В конце третьего квартала 2019 года благодаря развертыванию наземных ретрансляционных станций дальность деяния этих беспилотников возросла приблизительно на 150 км, что позволило выйти за границы местности, контролируемой ПНС.
Но в целом ливийский опыт для байрактаров был не очень удачным – утраты беспилотников оказались значительными. Турки сделали нужные выводы и скорректировали стратегию внедрения беспилотников. Так, в Сирии БПЛА Bayraktar TB2 уже использовались в тесноватой связке с иными беспилотными и пилотируемыми средствами разведки и нанесения ударов, также при поддержке средств РЭБ. В рамках операции «Вешний щит», проведенной в Идлибе (конец февраля – начало марта 2020 года), байрактары применялись массово и практически поменяли собой боевую авиацию.
С первых дней осенней войны в Нагорном Карабахе азербайджанская сторона употребляла Bayraktar TB2. При этом беспилотники делали разные задачки – от обнаружения стационарных и подвижных наземных целей и наблюдения за ними до их ликвидирования бортовым вооружением.
Достоверных данных, позволяющих судить о эффективности использования этих БПЛА в Карабахе, нет, но обнародованные кадры успешных атак обеспечили сиим комплексам реноме действующего разведывательно-ударного средства.
Экспортный взлет
Кроме фактически Турции, где не наименее 75 БПЛА Bayraktar TB2 находятся в арсенале вооруженных сил и жандармерии, они также поставлялись за предел. Успешный опыт внедрения байрактаров, ставший для их рекламой, вместе с относительно низкой ценой (около $70 млн за комплекс с шестью беспилотными аппаратами) и готовностью Анкары поставлять эти системы фактически без ограничений заинтересованным заказчикам сформировали значимый энтузиазм на наружном рынке.
Первым зарубежным покупателем Bayraktar TB2 стал Катар, который в 2018 году заполучил комплекс с шестью БПЛА, 2-мя наземными станциями управления и иными сопутствующими подсистемами и оборудованием. Следом за ним в 2019-м аналогичный «джентльменский набор» заполучила Украина. В истинное время Киев пробует развить сотрудничество – в 2021 году он планирует приобрести еще 5 БПЛА Bayraktar TB2. Не считая того, Украина намеревается сделать совместное с турецкой компанией предприятие, которое соберет еще 48 беспилотников.
В июне министр обороны Азербайджана Закир Гасанов сказал, что его страна заполучила партию байрактаров. А уже через несколько месяцев эти беспилотники были задействованы в Карабахе.
Также понятно о заинтригованности Сербии в приобретении партии БПЛА Bayraktar. Президент Александр Вучич посреди октября поведал о переговорах, которые по этому вопросцу Белград ведет с Турцией. А совершенно не так давно минобороны Казахстана объявило о намерении приобрести несколько 10-ов байрактаров.
Анатомия «Знаменоносца»
Во время боевых действий в Нагорном Карабахе азербайджанцы утратили несколько БПЛА Bayraktar TB2. Осколки упавших беспилотников были исследованы армянской стороной, в итоге чего же выяснилось, что аппараты создавались с внедрением компонент забугорного производства. При этом часто компонент коммерчески доступных, созданных для штатского рынка.
Так, в качестве силовой установки на БПЛА употребляется движок Rotax 912 одноименной австрийской компании, которая, в свою очередь, принадлежит канадской Bombardier Recreational Products (BRP). Топливные баки сделаны французской компанией Beringer Aero, а подается горючее насосом производства английской компании Andair Precision Aircraft Components.
Также снутри беспилотника были обнаружены подсистемы, сделанные американской компанией Trimble Navigation, и навигационные составляющие американской же компании Garmin, доступные на коммерческом рынке. В качестве инерциальной навигационной системы применяется изделие NovAtel IMU LN200 компании Northrop Grumman из США.
Что касается полезной перегрузки, на борту БПЛА штатно устанавливается гиростабилизированная оптикоэлектронная система наблюдения MX-15D канадской компании Wescam, принадлежащей американской L3Harris. Находятся составляющие зарубежного производства, а именно, американской компании Xilinx, и посреди деталей применяемого вооружения от компании Roketsan.
Под давлением армянских публичных организаций зарубежные поставщики остановили реализации Турции фактически всех нареченных подсистем. Понятно, что последующим шагом планировалось воззвание к управлению компании Comant («дочка» Iridium Communications) с просьбой не поставлять в Турцию составляющие системы спутниковой связи.
Сложная судьба
Разработка авиационной, в том числе беспилотной техники с внедрением подсистем и девайсов забугорного производства – довольно всераспространенная практика. К примеру, движки компании Rotax установлены на целом ряде БПЛА, включая южноамериканский Predator и израильские Heron и Hermes 900. Таковой подход дозволяет уменьшить сроки сотворения соответственной техники.
Но у данной нам схемы есть тривиальные минусы – в случае конфигурации политической обстановки поставки девайсов могут закончиться. Да, упомянутые ограничения в отношении турецкой оборонной индустрии носят временный нрав. Но нет гарантии, что они не возникнут вновь и не станут наиболее твердыми. Так что разрекламированный беспилотник Bayraktar имеет хорошие шансы из многообещающего (в том числе в экспортном плане) продукта «перевоплотиться в тыкву».
Купирование появившихся рисков может быть 2-мя главными методами. Во-1-х, можно заместить часть компонент доступными аналогами, к примеру, азиатского (почаще всего китайского) производства. Это более резвый метод решения трудности, но он не снимает зависимость от политических рисков. К тому же он не гарантирует наличия компонент с необходимыми чертами и требуемого свойства.
Во-2-х, может быть замещение привезенных из других стран компонентами собственного производства. В этом случае снимаются все опасности, связанные с внешнеполитической конъюнктурой. Но таковой подход предполагает системные работы по развитию науки и индустрии, а соответственно, стоимость и сроки реализации этого варианта будут очень значительными. В особенности это касается Турции, которая имеет пробелы в компетенциях в почти всех нужных технических областях, как в части разработки, так и в части производства.
Пробы «импортозамещения» по-турецки могут, например, иллюстрироваться имеющимися планами по использованию на БПЛА Bayraktar мотора местной компании Tusas Engine Industries (TEI). Кадры с его испытаний в ответ на введенные ограничения поставок показал глава компании Baykar Сельчук Байрактар. Вообщем, путь от планов до настоящего воплощения этого подхода в жизнь быть может долгим. Время от времени нескончаемо долгим.