Ян Власов
©пресс-служба Всероссийского союза пациентов
Россия вместе с другими странами мира начала переходить на новую Международную классификацию болезней – МКБ-11. Задача должна быть решена до 2025 года. Затраты оцениваются в 200 млн рублей. Как МКБ-11 повлияет на работу врачей и что может изменить для больных, «Профилю» рассказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов, доктор медицинских наук Ян Власов.
– Ян Владимирович, почему возникла необходимость обновить Международную классификацию болезней?
– Действующая Международная классификация болезней (МКБ-10) была принята в 1990 году. То есть документ действует уже более трех десятилетий. Это очень большой срок. Ситуация в здравоохранении, подходы к диагностике и лечению многих болезней серьезно изменились и продолжают меняться. В связи с этим ежегодно приходилось корректировать действующую Международную классификацию. Уследить за многочисленными изменениями было достаточно проблематично.
Введение МКБ-11 позволит навести порядок в этой сфере. Врачи смогут по-другому диагностировать ряд заболеваний, а некоторые диагнозы они вообще перестанут ставить. Соответствующие изменения будут внесены в клинические рекомендации, на основе которых оказывается медицинская помощь. Актуализированная классификация болезней позволит профильным ведомствам вести более точную статистику.
Это важно, чтобы понимать, сколько в стране больных с тем или иным диагнозом. Когда федеральному центру и регионам будут ясны реальные потребности в препаратах, бюджетные средства на их закупку можно будет расходовать более рационально. Структурирование такого рода информации – шаг к переходу на полноценную цифровую модель здравоохранения.
– Почему столь актуальна МКБ-11? Брать этот документ за основу нам обязательно?
– Не секрет, что Россия не является мировым лидером по уровню развития здравоохранения. Поэтому мы руководствуемся международной практикой. При этом надо понимать, что МКБ – не догма. На национальном уровне каждая страна вправе вносить изменения. Например, в России и Израиле разное понимание эпилепсии и, соответственно, отличаются протоколы лечения. Однако базовый подход к классификации любой болезни должен быть единым. Он принят всеми странами, признающими МКБ, и в целом реализуется бесшовно.
Каждая новая классификация болезней в первую очередь предполагает изменения в работе врачей, клиник, страховых организаций. Например, на основании требований МКБ-11 будут внесены корректировки в клинические рекомендации и лечение. А еще разработаны образовательные программы, специалисты пройдут обучение актуализированным правилам кодирования болезней.
– Какие главным нововведения вы можете отметить в МКБ-11?
– Этот документ имеет немало отличий от предыдущей версии. В частности, МКБ-11 расширен за счет введения классов нозологий – их количество увеличилось с 21 до 26. Как врач-невролог, я обратил внимание, что авторы классификации объединили в одну группу нарциссическое расстройство личности, шизоидное и все остальные расстройства личности. При этом внутри этой группы заболеваний сохранилось разделение по тяжести течения и по выраженным личностным чертам.
Раздел «Психические расстройства и расстройства поведения» переименован в «Психические расстройства, расстройства поведения и нарушения нейроразвития». Объединены расстройства аутического спектра (РАС) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Так, расстройства аутического спектра сведены в одну группу, а вот разделения на детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера теперь нет. Зато решено учитывать больше проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Это оправданно, поскольку такие особенности у разных людей могут выражаться по-разному.
В новой Международной классификации болезней впервые появилось игровое расстройство («зависимость от видеоигр»). Диагностируют это заболевание людям, для которых видеоигры стали приоритетом и заместили все остальные сферы жизни.
Патологическое накопительство теперь также официально признано «самостоятельным» видом расстройств. Это когда человек собирает вещи или не может избавиться от ненужных. Раньше накопительство относили к обсессивно-компульсивному расстройству. Пролонгированная реакция горя, которая возникает после смерти близкого человека, тоже выделена в отдельную категорию.
Не только список нозологий расширится, но и придется перекодировать существующий перечень. Инсульт, например, исключен из категории цереброваскулярных болезней, в которой он учитывался последние 60 лет, и перенесен в категорию неврологических заболеваний. Это только некоторые изменения, появившиеся в МКБ.
– Вы говорили, что игромания признана психическим расстройством. А какие еще заболевания и состояния в Международную классификацию внесены впервые?
– Многие генетические заболевания получат свой код. Пока они сведены в одну группу. Свои коды получат и редкие (орфанные) заболевания. Впрочем, взять их все на учет невозможно. В настоящее время известно свыше шести тысяч генетических заболеваний. Но черта не подведена – список с каждым годом расширяется благодаря современным методам диагностики. Поэтому уже сейчас понятно, что в части наследственных болезней в Международную классификацию будут перманентно вноситься изменения и дополнения.
Из других нововведений МКБ-11, которые обращают на себя внимание, – отдельный раздел, касающийся разных видов хронической боли. Появился в документе и ряд специфических заболеваний. Среди них – группа «пагубного употребления кофеина» и «синдрома отмены кофеина». Так что кофеманию теперь следует считать болезнью.