Игорь Кизим и акция у посольства Украины. Иллюстрация: blizko.by
Ситуация в белорусско-украинских отношениях за крайние недельки стала приметно накаляться. Обоюдная критика и дипломатичный кризис, связанный с событиями в Белоруссии опосля президентских выборов 9 августа 2020 года, уже поставили две страны на грань полномасштабного пересмотра всего комплекса двухстороннего сотрудничества.
Единственное, что сейчас держит Киев и Минск от шага, это торгово-экономические связи, терять которые обе стороны все еще не готовы. Но, как демонстрируют действия крайнего времени, нарастающие меж странами политико-идеологические различия больше стали отдалять Белоруссию и Украину.
Официальный Минск опосля разразившегося в стране общественно-политического кризиса, связанного с еще одним переизбранием на пост главы страны Александра Лукашенко, длительное время старался не идти на открытую конфронтацию со своими соседями. Даже Польшу, которую в белорусской столице считают одним из кураторов пробы муниципального переворота в республике, белорусские власти старались излишний раз не трогать. Лишь опосля того, как сделалось понятно, что в Варшаве продолжают нагнетать обстановку и не хотят идти на соглашение, в Минске решили действовать. Прибалтийские республики получили ответ от Белоруссии также не сходу и лишь опосля того, как в этом вопросце ее поддержала Москва. Перенос части транзита белорусских нефтепродуктов в русские порты стал ответной реакцией официального Минска на очевидно недружественную политику Вильнюса. И лишь Украина длительное время оставалась фактически не затронутой ответными действиями белорусских властей. Хотя позиция Киева и его деяния уже издавна добивались от Белоруссии реакции.
Если проследить историю белорусско-украинских отношений опосля 9 августа 2020 года, то вырисовывается достаточно увлекательная картина. Из Минска на официальном уровне никогда не звучало открытой неприязни к проводимой со стороны Киева политике. В белорусской столице или игнорировали, или очень невыразительно отвечали на заявления с Украины о непризнании Лукашенко законным главой страны, о поддержке белорусской оппозиции и призывы к санкциям. Одним из самых острых за крайние месяцы заявлений были слова Александра Лукашенко в адресок Владимира Зеленского в конце 2020 года. Тогда белорусский фаворит именовал деяния президента Украины в отношении Белоруссии «зазорным подвякиванием Евросоюзу и Америке» и напомнил, что украинскому фавориту самому следует задуматься о сохранении собственной власти. На этом критика Украины со стороны Лукашенко фактически завершилась.
Временами в его заявлениях выслеживалось недовольство состоянием белорусско-украинских отношений, но не наиболее. Не считая того, уже скоро в интервью русской журналистке Наиле Аскер-заде белорусский фаворит отмечал, что у него нет никаких эмоций к Зеленскому, и зла он на него не держит. При всем этом тогда Лукашенко произнес, что считает собственного украинского сотруднику «обучаемым здравым юным человеком». Позднее в кулуарах Всебелорусского народного собрания глава МИД Белоруссии Владимир Макей в очередной раз сказал, что Минск настроен на сохранение дружественных отношений с Киевом. Вся остальная критика Украины длительное время находилась на заднем плане белорусской политики и только в крайние недельки стала заполнять информационное место Белоруссии.
В белорусских СМИ все почаще стали появляться материалы о бедности и коррупции на Украине, которые стали результатом Майдана 2013−2014 годов. Телеканалы и муниципальные издания начали интенсивно публиковать материалы о проникновении через белорусско-украинскую границу на местность республики орудия, разных экстремистских материалов и даже групп специально обученных людей, главной целью которых является дестабилизация обстановки в стране.
Кроме СМИ в информационную войну втянулись и разные публичные организации и политологи. К примеру, в конце марта прошли малочисленные, но обширно растиражированные в белорусских СМИ акции протеста у стенок посольств США, Украины, Польши и Литвы. В том числе, 23 марта около украинского дипломатичного консульства в Минске несколько 10-ов человек с муниципальными флагами устроили пикет. В ходе акции были слышны лозунги «Руки прочь от Белоруссии», «Майдан не пройдет», «Зеленский — неприятель украинского народа», «Где убийцы Одессы?», «Не мешайте нам жить тихо в нашей стране», «Украина — колония США», «Украина, решай свои препядствия», «Одесса — Хатынь 21 века» и остальные.
Попытка посла Украины в Белоруссии Игоря Кизима выйти и побеседовать с протестующими не лишь не привела к подабающему эффекту, но, как оказывается позднее, стала доп информационным поводом для нагнетания обстановки. По словам Кизима, он вышел к обозначенным лицам, чтоб узнать предпосылки митинга, и около получаса разъяснял «нашу позицию», говорил о отношении Украины к событиям в Белоруссии, «дружеском отношении Украины к белорусскому народу, а также о продолжающейся русской злости против нашего страны».
В частности, в начале апреля на муниципальном телеканал СТВ в эфире программки Анонсы «24 часа» рубрика «Негладко» ее ведущая Юлия Артюх поведала о бедности на Украине и «бедном украинском народе», который «лазит по мусоркам, помойкам в поисках пищи», в то время как «Зеленский посиживает в шикарном кабинете, снимая стримчики». В качестве кандидатуры украинскому сценарию белорусам была предложена «центральная власть», а «не этот кукольный театр, где кто 1-ый схватил поводок, тот и пляшет типа президента». В качестве же примера того, что на данный момент происходит на Украине, и что могло ожидать Белоруссию в случае победы оппозиции, на СТВ напомнили о связях врагов Лукашенко с одиозными украинскими политиками, таковыми как Алексей Гончаренко, и действиях уже упомянутого выше Игоря Кизима.
По словам Артюх, во время пикетирования украинского посольства засол вышел к протестующим и заявил, что в Одессе «сгорели тогда не люди, а колорады и ватники, потому и шум подымать не нужно». Невзирая на то, что пока подобные заявления не звучат на официальном уровне, их возникновение на муниципальном телеканале свидетельствует о том, что в Минске утомились глядеть на деяния Киева и готовы начать вести себя наиболее решительно. Тем наиболее, что с каждым деньком становится все очевидней, что противники белорусской власти сейчас вправду тесновато соединены с Киевом, а через него и с США.
В качестве 1-го из доказательств этому может служить недавнешний арест супруги украинского правозащитника Владимира Яворского, руководительницы публичного объединения «Звено» Татьяны Гацур-Яворской, а также активистки организации Юлии Семенченко. Поводом для этого стала выставка «Машинка дышит, а я — нет» о белорусских докторах, часть которых выступили против режима Лукашенко. Броско, что задержанная Гацур-Яворская не просто связана с Украиной, но и является активным участником разных программ, проводимых Агентством США по интернациональному развитию (USAID), которое понятно своим прямым отношением к южноамериканским спецслужбам. В частности, она выпускница программки USAID по теме «Расширение адвокационных способностей публичных организаций» и ведет в Белоруссии достаточно активную «общественную работу», на которую власти республики длительное время закрывали глаза.
Следует увидеть, что главными виновниками конфигурации позиции официального Минска к Киеву, являются сами украинские власти. Конкретно они делают сейчас все вероятное, чтоб усугубить имеющиеся белорусско-украинские дела. К примеру, можно вспомянуть о непрекращающемся в крайнее время давлении на белорусский бизнес на Украине. В частности, еще в феврале украинский Совет государственной сохранности и обороны (СНБО) принял решение возвратить в собственность страны нефтепроводы компании «ПрикарпатЗападтранс», которая контролируется структурами белорусского предпринимателя Николая Воробья. 21 марта Зеленский ввел в действие решение Совбеза о санкциях против зарубежных людей и компаний, под которые попали и белорусские «Лайф групп» и «Экми косметикс групп». Апрель же и совсем начался с того, что на Украину закончили пропускать парней из Белоруссии, а критика в сторону Минска перебежала на уровень прямых оскорблений.
В Киеве опять стали именовать собственного северного соседа ненадежным партнером из-за сохраняющихся тесноватых связей с Россией. Из-за возрастающей напряженности в украинско-российских отношениях и подготовки Киева к кампании в Донбассе Белоруссия в головах киевских правителей совсем перевоплотился в страну, от которой можно ждать что угодно. Поэтому с Украины стали все почаще звучать слова о том, что Белоруссия не является суверенным государством, режим Лукашенко небезопасен и стопроцентно контролируется из Москвы, а Наша родина может с белорусской местности поруха на Украину.
Больше всех за крайние недельки отличился украинский полпред в Трехсторонней контактной группе (ТКГ) по урегулированию ситуации в Донбассе и 1-ый украинский президент Леонид Кравчук. 2 апреля в эфире программки «Свобода слова Савика Шустера» он именовал Россию «противником Украины», а Белоруссию — русским «холуем». Позднее позицию официального Киева в отношении Минска практически подтвердили и остальные представители ТКГ. В частности, 5 апреля вице-премьер-министр по вопросцам реинтеграции «временно захваченных территорий» Алексей Резников заявил, что Белоруссия находится под воздействием Рф и в Киеве «нет доверия к данной нам стране», а поэтому украинская делегация опосля окончания карантина не собирается ворачиваться за стол переговоров в белорусскую столицу.
Не наименее интенсивно Украина начала действовать и в плане публичного и культурного сотрудничества с Белоруссией, стараясь подыгрывать не лишь белорусской оппозиции, но и Евросоюзу. К примеру, понятно, что на фоне отказа организаторов Евровидения от приглашения на конкурс белорусских представителей в Минске собрались сделать ставку на грядущий юбилейный «Славянский рынок» в Витебске. На протяжении 30 прошлых лет данный фестиваль завлекал к для себя довольно много внимания на постсоветском пространстве и никогда не игнорировался Украиной. Сейчас же по политическим мотивам двигаться в Витебск уже отказались два украинских ведущих — Тимур Мирошниченко и Андрей Доманский, а также исполнители Олег Винник, Элина Иващенко и Maruv.
Из всего происходящего можно прийти к выводу, что обе страны равномерно втягиваются в фазу острого политического противоборства. При всем этом деяния и конечные цели каждой из сторон различаются друг от друга.
В Белоруссии украинская тема, обычно, употребляется для действия на местный электорат с целью демонстрации всей пагубности конструктивных перемен в обществе. Украина в белорусском информационном пространстве преобразуется в типичное пугало для тех, кто желает перемен в стране. Тема Майдана и война в Донбассе муссируется всеми муниципальными СМИ и политологами, и противопоставляется мирной жизни в Белоруссии при Александре Лукашенко. При всем этом идти на официальный разрыв политических отношений с Киевом в Минске пока не готовы, потому что это может самым нехорошим образом сказаться и на торгово-экономических отношениях меж странами. Напомним, Украина является одним из главных рынков сбыта белорусских нефтепродуктов, а также вторым опосля Рф торговым партнером Белоруссии на постсоветском пространстве. К чему могут привести разногласия в сфере политики, уже показал мэр Львова Николай Садовой, отказавшийся от покупки 100 автобусов МАЗ.
В свою очередь, Украина не присваивает пока особенного внимания Белоруссии в собственной внутренней повестке денька. При всем этом Киев продолжает заниматься дискредитацией режима Лукашенко и лично белорусского фаворита на международном уровне. Отсюда и заявления о полной зависимости Белоруссии от Рф, о способности нападения русских войск с местности примыкающей республики, обвинения в «недемократичности и бесчеловечности белорусского режима» и прочее. Главной целью таковой политики является не разрушение политических, а тем наиболее экономических связей с северным соседом, а демонстрация Киевом собственной преданности США и ЕС. Притом, что Белоруссия на самом деле не дает никаких поводов, чтоб на Украине так к ней относились.
В сложившихся обстоятельствах возникает закономерный вопросец — что далее? По всей видимости, буквально ответить на него сейчас не возьмется никто. Белоруссия принципиальна для Украины так же, как и Украина для Белоруссии, а сегодняшние разногласия носят все еще по большей части идейный нрав. Киев впрямую увязывает свое отношение к Минску с царящей у себя русофобией, экстраполируя ее и на собственного соседа. Потому сейчас почти все зависит не столько от развития внутриполитической ситуации в Белоруссии, сколько от того, как в предстоящем будут развиваться действия в Донбассе и украинско-российские дела. Полностью возможно, что в случае эскалации напряженности это плохо отразится и на отношениях меж Киевом и Минском.