Расширение возможностей Госсовета вынудит управление страны навести порядок в запутанной системе управления внутренней политикой. Значимая часть возможностей в данной для нас сфере отойдет губернаторскому корпусу, что поставит под вопросец обоснованность предстоящего содержания ряда кремлёвских чиновников. Но у их есть план, позволяющий остаться.
Принятый Госдумой в первом чтении законопроект о формировании и функциях Муниципального совета делает наиболее определенным понятие «единая система общественной власти», которое в летнюю пору 2020 года возникло в Конституции РФ. Госсовет вбирает в себя все федеральные, региональные и городские императивные структуры. Провозглашается, что Госсовет будет обеспечивать их «согласованное функционирование».
На самом деле, Госсовет должен стать структурой, которая не попросту крепит вертикаль, а консолидирует все ветки исполнительной власти.
Опосля вступления закона в силу обновлённый Госсовет получит расширенные возможности. Выполнение одних, к примеру, выработка предложений «по вопросцам, связанным с определением приоритетных направлений и целей социально-экономического развития страны», будет определять повестку работы Правительства РФ. Реализация остальных (таковых, как определение главных направлений внутренней политики и «обсуждение главных вопросцев кадровой политики в Русской Федерации»), создаст ориентиры для региональных органов власти. Сейчас данной для нас работой занимаются два подразделения Администрации президента (АП). Все крайние годы они давали губернаторам указания, но к обратной роли – исполнителей поручений, которые определяет корпус губернаторов, – оказались не готовы.
От Чубайса до Кириенко
Администрация президента была сотворена в 1991 году скоро опосля образования Рф как новейшей независящей страны. В протяжении долгого времени она делала в главном технические функции. Новейший статус АП получила лишь опосля переизбрания Бориса Ельцина на 2-ой срок. В 1996 году новейший управляющий АП Анатолий Чубайс заявил о необходимости усиления её воздействия на общественно-политические процессы и федеральную исполнительную власть. Благодаря его лоббизму в положении о АП возникла фраза, что она является муниципальным органом. И в предстоящем эта формулировка была сохранена, невзирая на протесты оппозиции.
В 1996 году управляющим администрации президента Бориса Ельцина стал 41-летний Анатолий Чубайс.Фото: Кавашкин Борис/ТАСС
Ельцин выделил в структуре собственной администрации территориальное управление, передав ему широкие возможности по кураторству региональной политики. Его сотрудники занимались не только лишь информационно-аналитической работой, отслеживая социально-политическую ситуацию на местах, да и обеспечивали взаимодействие главы страны с губернаторами и мэрами. Сразу с сиим управление получило право определять кадровую политику президента на местах.
В 2000 году президент Владимир Путин повысил статус управления, переименовав его в основное территориальное управление. Наступил «золотой век» подразделения АП. Оно получило право участвовать в подготовке проектов федеральных законов по вопросцам госстроительства, совершенствования организации системы органов гос власти и местного самоуправления и сформировывать кадровый резерв на замещение муниципальных должностей на местах.
Но самым значимым полномочием подразделения сделалось содействие при проведении в регионах выборов и референдумов.
С сих пор в АП возник институт кураторов, с которыми губернаторы начали согласовывать свои более значительные решения и предназначения.
В 2004 году территориальное управление устранили. В процессе реформы, проведённой бывшим заместителем главы АП Дмитрием Козаком, его пространство заняло управление внутренней политики (УВП). Оно не сумело стать полноправным преемником территориального управления. Реструктуризация отняла у него официальные возможности по воздействию на предвыборный процесс и значительно ослабило его законотворческие права.
С лёгкой руки бывшего заместителя главы администрации президента Дмитрия Козака Основное территориальное управление было упразднено.Фото: Руслан Кривобок/РИА Анонсы
Начиная с 2008 года, функции УВП и совсем начали размываться по иным структурам АП. Конкретно тогда прошлый президент РФ Дмитрий Медведев сделал управление по деятельности Госсовета, которому поручил организовывать деятельность новейшей совещательной структуры при главе страны. В следующие 10 лет управление по Госсовету делало в главном технические функции. Но всё поменялось в процессе очередной реформы в 2018 году, когда новейший 1-ый заместитель администрации президента Сергей Кириенко значительно расширил своё аппаратное воздействие.
Внутриполитическая неурядица
Одним из первых решений Сергея Кириенко сделалось продвижение Александра Харичева, возглавлявшего аппарат избирательного штаба Владимира Путина. Протеже замглавы АП перешёл с поста замначальника управления внутренней политики на должность управляющего управления по обеспечению деятельности Госсовета. Сразу с сиим крайняя структура расширила возможности – она получила право организовывать взаимодействие президента с экспертными организациями, вести мониторинг и анализ соц действий на местах.
Особенный аппаратный вес управлению Харичева дали статус куратора губернаторских выборов и возможности по согласованию их участников. Для их реализации Харичев усилил своё новое управление группой близких политтехнологов и социологов.
Управлению внутренней политики при всем этом отошло кураторство выборов в региональные парламенты, вопросцы развития местного самоуправления и взаимодействие с партиями, в том числе по согласованию их предвыборных списков. УВП также продолжило работу с региональными органами власти на фоне того, что их избрание и оценка эффективности работы оказались в руках у команды Харичева.
Разделение возможностей привело к неурядице и затяжному аппаратному конфликту меж Харичевым (на фото справа) и начальником УВП Андреем Яриным (на фото слева).Фото: Александр Щербак/ТАСС, официальный веб-сайт правительства Пензенской обл.
Разделение возможностей привело к неурядице и неопределённости в ряде вопросцев, которые породили затяжной аппаратный конфликт меж Александром Харичевым и начальником УВП Андреем Яриным. Трения меж ними не один раз порождали слухи о скорой отставке то одной, то иной из противостоящих сторон. До нынешнего денька работающая система внутриполитического блока сохраняла устойчивость. Но расширение возможностей Госсовета станет для неё наиболее чем серьёзным испытанием.
Вспять, в эру Ельцина
Проект закона о Муниципальном совете РФ не даёт ответов на все вопросцы. А именно, остаётся непонятным, какими возможностями будет владеть аппарат этого органа. Если он получит возможность без помощи других вести подготовку к заседаниям Госсовета, вести взаимодействие в процессе подготовки документов с экспертным обществом и органами власти, то необходимость предстоящего существования управления по Госсовету АП в его сегодняшнем виде окажется под вопросцем. Тогда управлению Кремля придётся разглядеть вопросец о понижении его статуса до отдела или слиянии с УВП. В итоге быть может воссоздано территориальное управление, в каком будут сконцентрированы все функции по управлению регионами.
Управляющий Центра развития региональной политики Илья Гращенков напомнил «Октагону», что вопросец о необходимости восстановления территориального управления Администрации президента в виде, в каком оно действовало сначала 2000-х годов, дискутируется в протяжении крайних 5 лет.
«Управление по обеспечению деятельности Госсовета было сотворено относительно не так давно. И до сего времени остаётся непонятным, почему в перечень его возможностей вошли не только лишь подготовка заседания Госсовета и работа с экспертными обществами, да и проведение губернаторских выборов».
Илья Гращенков
директор Центра развития региональной политики
– Выходит, что УВП вынуждено в послевыборное «мирное» время отвечать за решения, которые в процессе избирательных кампаний были приняты в рамках управления по Госсовету.
Илья Гращенков делит мировоззрение источников «Октагона», что принятие закона о Госсовете вновь даст давнешнему спору актуальность и может привести к реструктуризации АП.
– Понятно, что у Госсовета покажется свой аппарат, который будет без помощи других готовить его заседания. Если ещё и возможности по взаимодействию с экспертным обществом возвратятся в управление публичных проектов, то за управлением по Госсовету остается лишь подготовка электоральных кампаний. Тогда объединение управления по Госсовету и УВП в единое территориальное управление становится логичным шагом. Возникает вопросец: кто возглавит этот процесс? Непременно, кто-то в итоге одолеет, а кто-то остается не у дел.