Павел Крашенинников считает, что создание единой системы власти продиктовано обновленной Конституцией. Фото с сайта Государственной думы РФ
Закон о единой публичной власти депутаты будут шлифовать до конца года
Госдума одобрила проект закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Для подготовки второго чтения выделен месяц, значит, есть намерение принять документ до конца года. Депутатам предстоит аврал, хотя большая часть закона вступит в силу лишь с 1 января 2023 года. Однако с середины 2022-го должны заработать как раз те главы, которые унифицируют нынешнее госустройство. А для положений, которые усиливают полномочия Центра, и вовсе предусмотрено незамедлительное применение. После прошлогоднего обнуления президента сейчас под прежним лозунгом заботы о народе то же самое происходит с Федерацией, на очереди – местное самоуправление. И уже очевидно, что иные обнуления еще впереди.
Большинством в 317 голосов нижняя палата 9 ноября, как и ожидалось, поддержала в первом чтении инициативу сенатора Андрея Клишаса и депутата Госдумы Павла Крашенинникова. 66 депутатов проголосовали против реорганизации нынешнего государственного устройства страны, которое считается федеративным, в пресловутую единую систему публичной власти, 12 человек решили воздержаться.
Указание на такую систему стало одной из главных спящих норм так называемой Конституции 4 июля, введенной в действие в прошлом году. Теперь внесенную тогда поправку пришла пора реализовывать в полной мере. И логично, что сделать это Кремль поручил тем же Клишасу и Крашенинникову – приемным отцам-основателям обнуленного Основного закона. Главе комитета Госдумы по госстроительству на заседании 9 ноября была предоставлена возможность выступить с долгим докладом. Из него, правда, особых новостей почерпнуть не получится: Крашенинников не сделал практически ни одного аванса ко второму чтению.
Кроме, может быть, обещания переписать в текст проекта действующие положения об устройстве сложносоставных субъектов РФ вроде Архангельской или Тюменской областей, которые включают в себя автономные национальные округа. Требование же к унифицированному названию должностей руководителей регионов, по словам Крашенинникова, отменено не будет. В его выступлении, кстати, прозвучало подтверждение прежним подозрениям: эта часть законопроекта была своего рода ложной мишенью. Депутат напомнил, что вообще-то запрет именоваться президентами главам субъектов РФ действует давно. Однако в медиапространстве инициатива Клишаса–Крашенинникова маркируется именно этим решением.
На самом же деле законопроект, как уже неоднократно писала «НГ» (см. номера от 02.11.21, 25.10.21, 04.10.21 и 27.09.21), нацелен на дефедерализацию и вдобавок к этому – демуниципализацию Российской Федерации. И поэтому о нем можно говорить как о дальнейшем обнулении Конституции, в первых неизменяемых главах которой данные принципы демонстративно сохраняются. Депутат Госдумы от КПРФ Юрий Синельщиков, представляя негативную позицию своей фракции, заметил, что вроде бы прошлогодний конституционный плебисцит довел концентрацию власти в руках президента до предела, но оказалось, что еще нет. Но коммунисты не очень внятно спросили Крашенинникова о ст. 60 из главы 9 его проекта, где указывается на возможность организовать публичную власть в региональных столицах на особых условиях. Левые решили, что это касается муниципалитетов, на что единоросс уклончиво ответил, что, мол, новая версия закона о местном самоуправлении еще только пишется, представлена она будет не ранее конца года. Между тем ст. 60 сформулирована более широко: «Федеральным законом могут быть установлены особенности осуществления публичной власти и взаимодействия органов публичной власти… на территориях административных центров (столиц) субъектов РФ». Стоит отметить, что по смыслу текста имеется в виду конкретный закон по данному предмету, а вовсе не законодательство о МСУ. И говорится здесь о всей системе публичной власти, на самом верху которой располагается президент. А еще особый порядок управления может быть введен и на арктических территориях. Их границы очертят в другом особом законе – и не окажется удивительным, если там речь пойдет о доброй половине страны, которая таким образом перейдет в руки федерального Центра.
Кстати, следует заметить, что из перечня глав законопроекта Клишаса–Крашенинникова, которые имеют разные сроки вступления в силу, хорошо заметно, что в этом тексте для Кремля является главной целью, а что – своего рода отвлекающим маневром. Например, главы о распределении полномочий между тремя уровнями власти и социально-экономической основе деятельности регионов будут введены в действие с 1 января 2023 года. Казалось бы, что забота об интересах граждан, под лозунгом о которых и проводится данная реформа, должна была заставить власть посильнее торопиться. А якобы наиболее спорные части закона об организации власти в регионах заработают с 1 июня 2022 года. Сразу же начнут действовать глава 1, где написано, что вся публичная власть подчиняется президенту, глава 6, сокращающая возможности участия субъектов РФ в законодательной деятельности федерального уровня, а также глава 10. Она называется «Государственный контроль (надзор) за деятельностью органов, входящих в единую систему публичной власти в субъектах РФ» и предоставляет широкие права не только прокуратуре, но и всей совокупности проверяющих ведомств руководить регионами по направлениям своей деятельности.
Иван Родин
Заведующий отделом политики «Независимой газеты»